ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Практикум по физике» на уровне среднего общего образования разработана на
основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований
к результатам освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО),
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
Программа по учебному курсу «Практикум по физике» получает подробную интерпретацию в
соответствии с основополагающими положениями ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников. Свидетельством тому являются
следующие выполняемые программой функции:
•
информационно-методическая, реализация которой обеспечивает получение представления о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами предмета,
изучаемого в рамках конкретного профиля;
•
организационно-планирующая, которая предусматривает определение: принципов структурирования
и последовательности изучения учебного материала, количественных и качественных его характеристик;
подходов к формированию содержательной основы контроля и оценки образовательных достижений,
обучающихся в рамках итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по физике.
Программа для углублённого изучения физике:
•
устанавливает инвариантное предметное содержание, обязательное для изучения в рамках отдельных
профилей, предусматривает распределение и структурирование его по классам, основным содержательным
линиям/разделам курса;
•
даёт примерное распределение учебного времени, рекомендуемого для изучения отдельных тем;
•
предлагает примерную последовательность изучения учебного материала с учётом логики построения
курса, внутрипредметных и межпредметных связей;
•
даёт методическую интерпретацию целей и задач изучения предмета на углублённом уровне с учётом
современных приоритетов в системе среднего общего образования, содержательной характеристики
планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
(личностных, метапредметных, предметных), а также с учётом основных видов учебно-познавательных
действий обучающегося по освоению содержания предмета.
•
По всем названным позициям в программе по физики предусмотрена преемственность с обучением
физики на уровне основного общего образования. За пределами установленной программой по физике
обязательной (инвариантной) составляющей содержания учебного предмета «Физика» остаётся возможность
выбора его вариативной составляющей, которая должна определяться в соответствии с направлением
конкретного профиля обучения.
В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении предметов базового и
углублённого уровней в системе дифференцированного обучения на уровне среднего общего образования
физика на уровне углублённого изучения направлен на реализацию преемственности с последующим этапом
получения технического образования в рамках изучения специальных естественно-научных дисциплин в вузах
и организациях среднего профессионального образования. В этой связи изучение предмета «Физика»
ориентировано преимущественно на расширение и углубление теоретической и практической подготовки
обучающихся, выбравших определённый профиль обучения, в том числе с перспективой последующего
получения технического образования в организациях профессионального образования. Наряду с этим, в свете
требований ФГОС СОО к планируемым результатам освоения федеральной образовательной программы
среднего общего образования изучение предмета «Физика» ориентировано также на решение задач воспитания
и социального развития обучающихся, на формирование у них обще интеллектуальных умений, умений
рационализации учебного труда и обобщённых способов деятельности, имеющих междисциплинарный, над
предметный характер.
Содержание курса готовит учащихся к осознанному поступлению в ВУЗЫ технического профиля. Учащиеся
получат реальный опыт решения сложных экспериментальных, проблемных расчетных задач.
Цели курса:
знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике;
формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся.
Задачи курса:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, учащихся в процессе
самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной
деятельности;
совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса (выполнение лабораторных
работ, изучения, отбора и систематизации информации, подготовка реферата, презентации);
овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях
применения физических законов;
воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
осознанный выбор профильного обучения.
Общая характеристика программы «Практикум по физике»
Программа содержит, с одной стороны, материал по более углублённому изучению излагаемого в школьной
программе избранного раздела, с другой – предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят
в школьный курс, но повышают надёжность знаний, упрощают понимание и усвоение учебной информации
на следующей ступени обучения. Программа позволяет осуществлять эвристические пробы и сформировать
практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Развёртывание содержания знаний в
программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается
предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Программа состоит из 4 достаточно самостоятельных тематических модулей. Модульная структура курса,
дифференцированность заданий позволяют варьировать содержание курса в соответствии с особенностями
ученического контингента (состав учебной группы, уровень знаний, обучающихся), наличия оборудования.
Достижение социально-психологических целей обеспечивается организацией работы в малых группах.
Коллективная деятельность позволяет развивать у обучающихся коммуникативные качества. Выполнение
группой практических заданий обеспечивает реализацию основных положений метода малых групп. Состав
малых групп может меняется при переходе к изучению следующего модуля. Это обеспечивает более
успешную социализацию обучающихся.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, научно популярной литературе, в Интернете и др. Обучающая деятельность педагога
заключается в создании организационно педагогических условий для учебно-познавательной деятельности
учеников, в оказании им педагогической поддержки и методической помощи, обеспечивающих
гарантированное решение дидактических, развивающих и воспитательных задач.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением
теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы,
предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой
практике. Поэтому при организации занятий большое внимание уделяется экспериментальным методам
исследования, чтобы развивать у обучающихся навыки учебной, проектно-исследовательской и творческой
деятельности.
Межпредметные связи, реализуемые программой «Практикум по физике»: Математика: графика, решение
задач, проценты.
Биология: живые организмы, биологическая оптика, клетка, биосфера.
Химия: состав и строение вещества.
География: методы изучения климата и недр земли, атмосферы.
Экология: загрязнение атмосферы, экологические процессы, парниковый эффект, биосфера.
1. Описание места учебного предмета в учебном плане
Общее число часов, предусмотренных для изучения учебного курса «Практикум по физике» на уровне
среднего общего образования, составляет 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Направление деятельности- общеинтеллектуальное.
Основное содержание учебного курса «Практикум по физике»
1. «Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц.
Меры и измерительные приборы. Измерение времени»
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента
для измерительных приборов и оборудования. Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных
системах мер. СИ-система интернациональная.
2. «Движение и силы»
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь - скорее приедешь! Практическая работа:
Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение. Решение расчетных и
графических задач на равномерное движение. Решение задач на равноускоренное движение. Трение в природе
и технике. Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей,
способы уменьшения и увеличения силы трения. Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение
расчетных и графических задач. Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола?
3. «Работа и мощность. Энергия»
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена. Практическая
работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и
графических задач. Как устраивались чудеса? Механика цветка. Как зависит работа от силы и пути?
Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и
графических задач. Практическая работа: Действие водяной турбины. Условия равновесия тел. Решение задач.
Урок - защита проектов.
4. «Электрические явления»
Электрические явления вокруг нас. Электричество в быту. Расчет электроэнергии дома. История
электрического
освещения.
Электрические
заряды
и
живые
организмы.
Влияние
электрического поля на живые организмы. Природные и искусственные электрические токи. История
энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.
5. Защита проектов.
Результаты освоения курса
Личностные результаты изучения курса:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или
профессиональной деятельности;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта
самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации.
Метапредметные результаты изучения курса:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения
задач;
Предметными результатами изучения курса являются:
- научиться решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов,
необходимых в физике;
-приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне,
графического решения задач;
-углубление знания в области физики механических, тепловых и электрических, магнитных процессов;
-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
Наименование разделов и тем программы
Электронные
Контрол Практич (цифровые)
образовательные
ьные
еские
Всего работы работы ресурсы
Введение. Методы измерение физических величин. История
метра. Международная система единиц. Меры и
5
измерительные приборы. Измерение времени.
https://physege.sdamgia.ru/
1
2
Движение и силы
11
1
3
3
Работа и мощность. Энергия
8
1
2
4
Электрические явления
6
1
5
Защита проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4
34
4
4
9
https://physege.sdamgia.ru/
https://physege.sdamgia.ru/
https://physege.sdamgia.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рымкевич А. Н. Физика. Задачник. 10-11 классы (пособие для общеобразовательных учебных заведений). –
М.: Дрофа, 2013 г.
Степанова Г. Н. Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2009 г.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб.заведений.– М.: Дрофа,
2009.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб.заведений. – М.:
Дрофа, 2013.
Н.А. Парфентьева Сборник задач по физике. 10 – 11 классы пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений, 3-е издание стереотип. – М.: Просвещение, 2020,
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2023,
Е.Г Московкина, В.А. Волков. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы – М.: ВАКО, 2019,
Тематические задания ФИПИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987
г.
Монастырский Л.М., Богатин А.С. Физика. Тематические тесты (базовый и повышенный уровни). Подготовка
к ЕГЭ-2010: 10-11 классы. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009. – 304с. – (Готовимся к ЕГЭ.)
Орлов В. Л., Сауров Ю. А. Методы решения физических задач (Программы элективных курсов. Физика. 9-11
классы. Профильное обучение). Составитель В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2005 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://phys-ege.sdamgia.ru/