Компьютерная графика 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Компьютерная графика»
для обучающихся 10 классов

Составители:
Десяткова К.Д, БКК
Порубова Е.В., ВКК
Шарифханов А.Д., БКК

Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Компьютерная графика» на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа курса «Компьютерная графика» даёт представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Компьютерная графика», устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам
и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения),
даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам
курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа курса «Компьютерная графика» определяет количественные
и качественные характеристики учебного материала и является важным
дополнением курса «Информатика» на углубленном уровне.
Информатика в среднем общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Результаты изучения учебного предмета «Компьютерная графика»
ориентированы на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так
и в смежных с ней областях. Они включают в себя:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится данная предметная область, распознавание соответствующих им
признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы
к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические и теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;

наличие представлений о данной предметной области как целостной
теории (совокупности теорий), основных связях со смежными областями
знаний.
В рамках изучения курса «Компьютерная графика» обеспечивается
целенаправленная подготовка обучающихся к продолжению образования в
организациях профессионального образования по специальностям,
непосредственно связанным с цифровыми технологиями, таким как
программная инженерия, информационная безопасность, информационные
системы и технологии, мобильные системы и сети, большие данные и
машинное обучение, промышленный интернет вещей, искусственный
интеллект, технологии беспроводной связи, робототехника, квантовые
технологии, системы распределённого реестра, технологии виртуальной и
дополненной реальностей.
Основная цель изучения учебного предмета «Компьютерная графика» –
обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций
обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Изучение информатики в 10–11 классах и освоение курса «Компьютерная
графика» должны обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли
информатики, информационных и коммуникационных технологий в
современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.

В содержании учебного предмета «Компьютерная графика» изучается
тематический раздел курса информатики «Информационные технологии».
Раздел «Информационные технологии» посвящён вопросам
применения информационных технологий, реализованных в прикладных
программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе в задачах по
созданию графических объектов.
Изучение курса «Компьютерная графика» рекомендуется для
технологического профиля, ориентированного на инженерную и
информационную сферы деятельности. Изучение курса «Компьютерная
графика» дополняет подготовку обучающихся, ориентированных на
специальности в области информационных технологий и инженерные
специальности, участие в проектной и исследовательской деятельности,
связанной с современными направлениями отрасли информационнокоммуникационных технологий, подготовку к участию в олимпиадах и сдаче
Единого государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики –
34 часа в 10 классе (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Информационные технологии
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств). Графический редактор. Разрешение. Кадрирование. Исправление
перспективы. Гистограмма. Коррекция уровней, коррекция цвета.
Обесцвечивание цветных изображений. Ретушь. Работа с областями.
Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы.
Сохранение выделенной области. Подготовка иллюстраций для веб-сайтов.
Анимированные изображения.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Использование контуров. Векторизация растровых изображений.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей. Сеточные
модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры). Понятие о виртуальной реальности и
дополненной реальности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности.
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанного на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт соблюдения

требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов,
информационных процессов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Компьютерная графика» на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
метапредметные результаты, отраженные в универсальных учебных
действиях, а именно – познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса «Компьютерная графика» в дополнение к
курсу «Информатика» на углубленном уровне в 10 классе обучающимися
будут достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный
эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования, умение
классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование,
классификация,
кластеризация,
анализ
отклонений),
понимать
последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных,
очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной
специализации;
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, о базовых принципах организации и функционирования компьютерных
сетей, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;

понимание угроз информационной безопасности, использование методов
и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности,
предотвращающих незаконное распространение персональных данных,
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы
в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации,
умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение
времени передачи при изменении информационного объёма данных и
характеристик канала связи;
умение использовать при решении задач свойства позиционной записи
чисел, алгоритма построения записи числа в позиционной системе счисления
с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись
этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием, умение
выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления;
умение выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, умение строить логическое выражение в
дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице
истинности, исследовать область истинности высказывания, содержащего
переменные, решать несложные логические уравнения и системы уравнений;
понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в позиционной системе счисления, нахождение
всех простых чисел в заданном диапазоне, обработка многоразрядных целых
чисел, анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки,
умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов
(суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные
алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов
разной сложности для решения одной задачи;
владение универсальным языком программирования высокого уровня
(Python, Java, C++, C#), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных, умение использовать основные управляющие
конструкции, умение осуществлять анализ предложенной программы:
определять результаты работы программы при заданных исходных данных,
определять, при каких исходных данных возможно получение указанных
результатов, выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе
программы, формулировать предложения по улучшению программного кода;

умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и
обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического,
наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений, выбор
оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач
прогнозирования).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Информационные технологии
1

Компьютерная графика

19

8

2

3D-моделирование

11

6

Итого по разделу

30

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

14

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1.

Способы представления
графической информации в
компьютере.

1

2.

Основные понятия растровой
графики. Достоинства и недостатки
растровой графики.

1

3.

Описание рисунков в векторных
программах. Достоинства и
недостатки.

1

4.

Рабочая среда графического
редактора и интерфейс
пользователя.

1

5.

Кадрирование. Исправление
перспективы. Гистограмма.

1

6.

Коррекция уровней, коррекция
цвета. Обесцвечивание цветных
изображений

1

7.

Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8.

Практическая работа по теме
"Обработка цифровых фотографий"

1

1

9.

Практическая работа по теме
"Обработка цифровых фотографий"

1

1

10.

Ретушь. Работа с областями.
Фильтры.

1

11.

Практическая работа по теме
"Ретушь цифровых фотографий"

1

1

12.

Практическая работа по теме
"Ретушь цифровых фотографий"

1

1

13.

Многослойные изображения.
Текстовые слои. Маска слоя.

1

14.

Каналы. Сохранение выделенной
области

1

15.

Практическая работа по теме
"Многослойные изображения"

1

1

16.

Практическая работа по теме
"Многослойные изображения"

1

1

17.

Векторная графика. Векторизация
растровых изображений

1

18.

Практическая работа по теме
"Векторная графика"

1

1

19.

Практическая работа по теме
"Векторная графика"

1

1

20.

Принципы построения и
редактирования трёхмерных
моделей

1

21.

Практическая работа по теме
"Создание простых трёхмерных
моделей"

1

1

22.

Практическая работа по теме
"Создание простых трёхмерных
моделей"

1

1

23.

Сеточные модели. Материалы

1

24.

Практическая работа по теме
"Сеточные модели"

1

25.

Моделирование источников
освещения. Камеры

1

26.

Практическая работа по теме
"Рендеринг"

1

27.

Аддитивные технологии (3Dпринтеры)

1

28.

Практическая работа по созданию
3D модели.

1

1

29.

Практическая работа по созданию
3D модели.

1

1

30.

Понятие о виртуальной реальности и
дополненной реальности

1

31.

Резервное время

1

32.

Резервное время

1

33.

Резервное время

1

34.

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

1

0

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика (в 2 частях); 10 класс. углубленное обучение Поляков
К.Ю., Еремин Е.А. Общество с ограниченной ответственностью
«БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Информатика (в 2 частях); 11 класс. углубленное обучение Поляков
К.Ю., Еремин Е.А. Общество с ограниченной ответственностью
«БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика. Методическое пособие: 10-11 классы. Базовый и
углубленный уровень · Года изданий. 2023 · Артикул. 314-0257-01 ·
Авторы. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».