ПР_Интенсивный курс подготовки по русскому языку

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Гуманитарной направленности
«Интенсивный курс подготовки по русскому языку»

Возраст обучающихся:
9 классы: 15-16 лет
Срок реализации 1 год
10 классы: 16-17 лет
Срок реализации 1 год

Екатеринбург, 2022

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Интенсивный курс подготовки по русскому языку» направлена на
удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей
и склонностей обучающихся в русском языке, предусматривает
формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие
обществоведческих способностей, ориентацию на профессии, существенным
образом связанные с лингвистикой.
Направленность программы – гуманитарная.
Данная программа рассчитана на детей 15-16 лет (9 класс), 16-17 (10
класс) лет и состоит из 1 года обучения для каждого класса.
Цель программы: создание условий для развития интереса
обучающихся
к
русскому
языку,
развитие
лингвистических,
интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных
умений; привитие обучающимся практических навыков выполнения
нестандартных заданий, расширение представления об изучаемом предмете.
Задачи программы:
- повышение предметной компетентности учеников;
- краткое изложение и повторение курса русского языка;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой
сложности.
- психологическая подготовка к процедуре контроля в формате основного
государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с
выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения
заданий с развернутым ответом;
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 2 часа в неделю.
Программа включает в себя 24 учебных недели. Объем программы в год
составляет 48 часов.
Орфоэпия

Планируемые результаты освоения программы

знать и понимать:
 что изучает орфоэпия;
 основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:

 проводить орфоэпический разбор;
 находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Орфография
знать и понимать:
 что изучает орфография;
 основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1)
правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;
3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
 применять орфографические правила на письме;
 применять
знания
по
фонетике,
лексике,
морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
 проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
 соблюдать в речи основные орфографические нормы русского
литературного языка.
Лексикология и фразеология
знать и понимать:





что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать
по
значению
паронимы,
антонимы,
синонимы,
фразеологизмы;

уметь:
 соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы
современного русского литературного языка;
 соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
 находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконнорусские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
 определять прямое и переносное значение слова;
 находить в тексте основные выразительные лексические средства;
 проводить лексический анализ.
Морфология
знать и понимать:

 что изучает морфология;
 что такое грамматические признаки слова (например, род, число,
падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
 принципы определения частей речи: общее грамматическое значение,
морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей
речи;
 основные морфологические нормы;
уметь:
 определять принадлежность слова к определённой части речи по его
грамматическим признакам;
 различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
 проводить морфологический разбор слова;
 находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Словообразование
знать и понимать:
 что изучает словообразование;
 систему словообразующих и формообразующих морфем, основные
способы образования слов;
 что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт
определённую информацию о его лексическом и грамматическом
значении;
 что в морфемной структуре слова с течением времени могут
происходить изменения;
 как связано строение слова и его написание;
уметь:
 опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
 определять способы образования слов;
 находить в тексте основные выразительные словообразовательные
средства.
Синтаксис и пунктуация
знать и понимать:
 что изучает синтаксис и пунктуация;
 основные признаки словосочетания и предложения;
 виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова,
виды связи слов в словосочетании;

 виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по
характеру грамматической основы; виды простого осложнённого
предложения, а также виды сложного предложения;
 основные пунктуационные нормы;
 основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу
согласования, управления; правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний; правильное построение предложений;
согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение
предложений с обособленными членами, придаточными частями);
 основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
 устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и
предложениях разных видов;
 определять тип предложения по его смыслу, интонации и
грамматическим признакам;
 пользоваться синтаксическими синонимами;
 проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
 проводить пунктуационный разбор предложения;
 находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Сочинение
знать и понимать:
 нормы
современного
литературного
языка
лексические, морфологические и синтаксические;
 критерии оценивания части С.

(орфоэпические,

уметь:
 работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев
оценки задания блока С;
 оценивать свою работу по предложенным критериям.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Интенсивный курс подготовки по русскому языку» направлена на
удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей
и склонностей обучающихся в русском языке, предусматривает
формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие
обществоведческих способностей, ориентацию на профессии, существенным
образом связанные с лингвистическими науками.
Многие задания, предлагаемые на занятиях, носят исследовательский

характер и способствуют развитию навыков рационального мышления,
способности прогнозирования результатов деятельности. Программа разбита
на разделы, каждый из которых посвящен отдельным разделам лингвистики.
Задания, предлагаемые в данной программе, интересны и часто не просты в
решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и
проверить свои способности к русскому языку. Вместе с тем содержание
программы позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в
учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. При решении
таких заданий обучающиеся учатся мыслить логически, творчески.
Содержание программы углубляет представление обучающихся о русском
языке как предмете, включающем в себя множество разделов лингвистики.
Направленность программы – гуманитарная.
Нормативно-правовые акты, на основе которых
разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 №
1726-р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от
26.06.2019
об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области»;
Устав ОО;
Положение о дополнительном образовании ОО.
Уровень освоения программы - продвинутый (углубленный).
Актуальность
Курс включает в себя теоретические занятия, посвященные логическим
приемам и процедурам мышления и практические занятия, представленные
контрольно-тренировочными заданиями.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность
овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности
– сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием,

самоанализом и т.п. Ключевые содержательные позиции каждого изучаемого
раздела рекомендуется рассматриваются с привлечением наглядных опорных
конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить
учебный материал. Практические занятия направлены на рассмотрение
теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни
для обеспечения достаточной системности и глубины понимания
лингвистических явлений.
Особое внимание при организации практикумов также уделяется
отработке умений обучающихся понимать смысл прочитанного текста и
уметь производить его комплексный анализ. Занятия должны быть
ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный
поиск, систематизацию и интерпретацию языковых фактов.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм
действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно
оценить уровень собственных знаний.
Особо организуется личностно-ориентированная работа по овладению
программой курса, учитывающей пробелы в знаниях и умениях конкретного
ученика; также с помощью вводного, текущего, тематического итогового
контроля фиксируется продвижение каждого ученика по пути достижения
целей элективного курса.
Новизна, отличительные особенности программы заключаются в
следующем.
1. Рассмотрение специфических языковых фактов, углубляющих
понимание изучаемых правил, в том числе через исследование таких
явлений, как авторская пунктуация;
2. В содержании программы более глубоко проработаны вопросы
практических занятий, направленные на проявление инициативы и
активности детей в использовании разнообразных синтаксических
конструкций и речевых приёмов. Данный подход мотивирует обучающихся к
дальнейшему более глубокому изучению русского языка.
3. В программе представлен содержательный материал, позволяющий
реализовать задачу развития лингвистического мышления личности
обучающегося в единстве с формированием у него системы нравственных и
духовных ценностей.
Отличительные особенности программы.
Данный курс включает в себя основы филологии, где рассматриваются
явления лингвистики и литературоведения как неразрывно связанные
элементы, воплощающие идею выразительности речи. Курс ориентирован на
обязательный минимум содержания образования по русскому языку для
основного общего образования и соответствует требованиям, предъявляемым
современным образовательным стандартом.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на детей 15-17 лет
и состоит из 1 года обучения на каждый год обучения (9,10 класс).

Цель, задачи программы
Цель программы:
создание условий для развития интереса
обучающихся
к
русскому
языку,
развитие
лингвистических,
интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных
умений; привитие обучающимся практических навыков выполнения
нестандартных заданий, расширение представления об изучаемом предмете.
Задачи программы:
- повышение предметной компетентности учеников;
- краткое изложение и повторение курса русского языка;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой
сложности.
- психологическая подготовка к процедуре контроля в формате основного
государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с
выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения
заданий с развернутым ответом;
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 2 часа в неделю.
Программа включает в себя 24 учебных недели. Общий объем программы в
год составляет 48 часов.
Условия реализации программы:
Для реализации программы набираются группа по возрасту. Приём в
коллектив не предполагает конкурсного отбора, происходит на основе
желания подростка и его родителей.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий.
Формы проведения учебных занятий – урок, лекция, семинар,
практическое занятие, собеседование, консультация.
Методы и формы обучения:
Работа может проходить как фронтально с полным составом учебной
группы, так и по малым группам, командам, звеньям при разработке
отдельных мероприятий и событий, но также возможна и индивидуальная
творческая работа.
Орфоэпия

Планируемые результаты освоения программы:

знать и понимать:
 что изучает орфоэпия;

 основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
 проводить орфоэпический разбор;
 находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Орфография
знать и понимать:
 что изучает орфография;
 основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1)
правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;
3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
 применять орфографические правила на письме;
 применять
знания
по
фонетике,
лексике,
морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
 проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
 соблюдать в речи основные орфографические нормы русского
литературного языка.
Лексикология и фразеология
знать и понимать:





что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать
по
значению
паронимы,
антонимы,
синонимы,
фразеологизмы;

уметь:
 соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы
современного русского литературного языка;
 соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
 находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконнорусские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
 определять прямое и переносное значение слова;
 находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология
знать и понимать:
 что изучает морфология;
 что такое грамматические признаки слова (например, род, число,
падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
 принципы определения частей речи: общее грамматическое значение,
морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей
речи;
 основные морфологические нормы;
уметь:
 определять принадлежность слова к определённой части речи по его
грамматическим признакам;
 различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
 проводить морфологический разбор слова;
 находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Словообразование
знать и понимать:
 что изучает словообразование;
 систему словообразующих и формообразующих морфем, основные
способы образования слов;
 что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт
определённую информацию о его лексическом и грамматическом
значении;
 что в морфемной структуре слова с течением времени могут
происходить изменения;
 как связано строение слова и его написание;
уметь:
 опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
 определять способы образования слов;
 находить в тексте основные выразительные словообразовательные
средства.
Синтаксис и пунктуация
знать и понимать:

 что изучает синтаксис и пунктуация;
 основные признаки словосочетания и предложения;
 виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова,
виды связи слов в словосочетании;
 виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по
характеру грамматической основы; виды простого осложнённого
предложения, а также виды сложного предложения;
 основные пунктуационные нормы;
 основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу
согласования, управления; правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний; правильное построение предложений;
согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение
предложений с обособленными членами, придаточными частями);
 основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
 устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и
предложениях разных видов;
 определять тип предложения по его смыслу, интонации и
грамматическим признакам;
 пользоваться синтаксическими синонимами;
 проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
 проводить пунктуационный разбор предложения;
 находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Сочинение
знать и понимать:
 нормы
современного
литературного
языка
лексические, морфологические и синтаксические;
 критерии оценивания части С.

(орфоэпические,

уметь:
 работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев
оценки задания блока С;
 оценивать свою работу по предложенным критериям;

Учебно-тематический план
9 класс
№ Название раздела, темы количество часов
теория практика всего
1
4
5
1
5
6

1. Речь. Слушание.
2. Речь. Чтение.
3. Выразительность
русской речи.
4. Орфография.
5. Лексика.
6.
7.
8.
9.

5

6

1

4

5

Зачет, тест

1

4

5

1
1
1

5
5
3

6
6
4

Зачет, тест
Зачет, тест
Зачет, тест
Зачет, тест
Зачет, тест

и1
точность

4

5

39

48

№ Название раздела, темы

9

10 класс
количество часов
теория практика всего

1.

2.

Зачет, тест
Зачет, тест
Зачет, тест

1

Синтаксис.
Пунктуация.
Речь. Письмо.

Практическая
грамотность
фактическая
речи.
ИТОГО

формы
аттестации/контроля

Стилистика. Тексты
различных
функциональных
разновидностей языка

Акцентологические
нормы
современного русского
литературного языка
3. Лексикология.
Лексические нормы
современного русского
4. литературного языка
Орфография. Правила
русской орфографии

1

5

формы
аттестации/контроля
Зачет, тест

6
Зачет, тест

1

5

6
Зачет, тест

1

5

6

1

5

6

Зачет, тест

5. Синтаксис и пунктуация.
Основные правила
русской
6. Грамматика.
пунктуации Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка
7. Средства
выразительности
русского литературного
языка
8. Информационносмысловая
переработка текста.
Практическая
грамотность и
фактическая точность
речи.
ИТОГО

1

5

6

Зачет, тест
Зачет, тест

1

5

6
Зачет, тест

1

5

6
Зачет, тест

1

5

6

8

40

48

Содержание учебно-тематического плана.
9 класс
Раздел 1. Речь. Слушание.
Адекватное понимание устной речи. Изложение.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста: анализ текста и распознавание основных
признаков текста; умения выделять тему, основную мысль, ключевые слова,
микротемы, разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к
одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание
текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение
видов связи, смысловых, лексических
и грамматических средств связи
предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования.
Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными
учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения:
понимание,
интерпретация
и
комментирование
текстов
различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)
и функциональных разновидностей языка; осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной формах, а также
умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения.
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умения использовать словари (в
том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и
письменного речевых высказываний, осуществлять эффективный и оперативный
поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и
способа
конструирования
информационных
запросов;
пользование
орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания и произношения слова
Раздел 2. Речь. Чтение.
Адекватное понимание письменной речи.
Формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста: опознавание основных единиц
синтаксиса; проведение синтаксического анализа предложения, определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и
зависимого слова в словосочетании; определение вида предложения по цели
высказывания и эмоциональной окраске; распознавание второстепенных членов
предложения, однородных
членов предложения, обособленных членов
предложения, обращений, вводных и вставных конструкций; распознавание
распространённых и нераспространённых предложений,
предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
определение грамматической основы предложения; опознавание сложного
предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с
различными видами связи; выделение средств синтаксической связи между
частями сложного предложения.
Раздел 3. Выразительность русской речи.
Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного
языков: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств
фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и
скрытая метафоры, гипербола, олицетворение,
сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы,
омонимы) в речи.
Раздел 4. Орфография.
Формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического): поиск орфограммы и применение правил написания слов с
орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения
применять их на письме; применение правильного переноса слов; нормативное
изменение
форм
существительных,
прилагательных,
местоимений,
числительных, глаголов.
Раздел 5. Лексика.
Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию; овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение
правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания
служебных частей речи и умения применять их на письме; применение
правильного переноса слов; нормативное изменение форм существительных,
прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.
Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования:
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи.
Раздел 6. Синтаксис.

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста: опознавание основных единиц
синтаксиса; умение выделять словосочетание в составе предложения;
определение главного и зависимого слова в словосочетании.
Раздел 7. Пунктуация.
Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию; овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка: применение правил постановки знаков
препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге.
Раздел 8. Речь. Письмо.
Формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа
текста: определение лексического значения слова, значений многозначного
слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов,
антонимов
Раздел 9. Практическая грамотность и фактическая точность речи.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.
Осуществление адекватного выбора языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом:создание текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский
опыт; осуществление письменно информационной обработки прочитанного
текста; соблюдение на письме норм современного русского литературного языка.
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умения использовать словари (в
том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и
письменного речевых высказываний; осуществлять эффективный и оперативный
поиск на основе знаний о назначении
различных видов словарей, их строения и способах конструирования
информационных запросов; пользование орфоэпическими, орфографическими
словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

10 класс
Стилистика. Тексты различных функциональных разновидностей

Раздел 1.
языка.
Основные нормы современного русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические).
Выявление, анализ и комментирование основной и дополнительной, явной и
скрытой информации текста. Выявление логико-смысловых отношений между
предложениями (фрагментами) текста. Распознавание текстов различных
функциональных разновидностей языка.
Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Определение
основных изобразительно-выразительных средств русского языка.
Выполнение стилистического анализа текста (определение основных стилевых
признаков текста: сферы применения, задач речи, стилевых черт, характерные
языковые средства, изобразительно-выразительные средства языка).
Раздел 2. Акцентологические нормы современного русского литературного
языка.
Понятие об орфоэпических (акцентологических) нормах. Создание текстов
публицистического стиля в письменной форме. Соблюдение в письменной речи
основных норм современного русского литературного языка. Адекватное
понимание устной речи. Совершенствование видов речевой деятельности
(аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное
овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Раздел 3. Лексикология. Лексические нормы современного русского
литературного языка.
Понятие о лексических нормах.
Овладение основными лексическими нормами литературного языка, нормами
речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию; овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка.
Раздел 4. Орфография. Правила русской орфографии.
Соблюдать в письменной речи основные правила русской орфографии:
 Правописание гласных (безударные проверяемые, непроверяемые,
чередующиеся) и согласных (проверяемые и непроверяемые глухие и
звонкие, непроизносимые; удвоенные) в корне слова;
 Правописание гласных и согласных в приставке слова;
 Употребление Ъ и Ь;
 Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи;
 Правописание безударных гласных в окончаниях слов разных частей речи;

 Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена
существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия,
служебные части речи);
 Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи;
 Н и НН в словах разных частей речи.
Раздел 5. Пунктуация. Основные правила русской пунктуации.
Понятие о пунктуации. Правила постановки знаков препинания:
 Тире между подлежащим и сказуемым;
 Тире в неполном предложении;
 Знаки препинания в предложении с однородными членами;
 Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим
словом.
 Знаки препинания в предложении с обособленными определениями;
 Знаки препинания в предложении с обособленными приложениями;
 Знаки препинания в предложении с обособленными обстоятельствами;
 Знаки препинания в предложении с уточняющими членами;
 Знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом;
 Знаки препинания в предложении с вводными и вставными конструкциями;
 Знаки препинания в предложении с обращениями;
 Знаки препинания в предложении с междометиями;
 Знаки препинания в сложносочинённом предложении;
 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
 между частями;
 Знаки препинания при передаче на письме чужой речи (прямая речь,
цитирование, диалог).
Раздел 6. Грамматика. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Понятие о словообразовательных, морфологических и синтаксических нормах.
Осуществление адекватного выбора языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом:
создание текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Раздел 7. Средства выразительности русского литературного языка.
Основные
изобразительно-выразительные
средства
русского
языка.
Изобразительно-выразительные средства русской фонетики: звукопись, аллитерация, ассонанс. Изобразительно-выразительные средства
словообразования: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально
окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова. Изобразительновыразительные средства лексики и фразеологии: метафора, олицетворение,

гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе
контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная,
просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины,
архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально-оценочная
лексика.
Изобразительно-выразительные
средства
морфологии
и
синтаксиса:
стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные
конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое
восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное
предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены
предложения, сравнительный оборот, обращение; диалог, монолог; анафора,
вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор,
парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм,
цитирование.
Раздел 8. Информационно-смысловая переработка текста. Практическая
грамотность и фактическая точность речи.
Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая
переработка текста. Логико-смысловые отношения между предложениями
(фрагментами) текста. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
функциональные разновидности современного литературного русского языка.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.
Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:
1) выполнять задания на знания о русском языке как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии языковых явлений;
2) выполнять задания, демонстрируя сформированность представлений об
основных тенденциях и возможных перспективах в сфере языкознания,
сформированность представлений о методах познания языковых явлений и
процессов, владение базовым понятийным аппаратом лингвистики; умение
применять полученные знания в повседневной жизни;
3) знать основы лингвистики как науки, формирующие изучаемый курс в
основной школе.

Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
(Приложение 1).
Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок.
Виды и формы контроля:
Входной контроль - проведение педагогического наблюдения на первом
занятии, выявление индивидуальных особенностей учащихся.
Текущий контроль - проведение контрольных заданий (на знание по
основным темам), заданий с открытыми ответами, контрольных письменных
работ, тестовые задания, устный опрос, а также выявления уровня подготовки
обучающихся для предъявления результатов на городских и других конкурсах.
Промежуточный контроль — проведение работы для выявления
результатов освоения программы за 1 полугодие.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по
оцениванию выполненных работ. Оценивание происходит по трёхбалльной
системе:
1
- низкий уровень, устный или письменный ответ, содержащий 3
грубые ошибки или 4-5 незначительных.
2
- средний уровень, устный или письменный ответ, содержащий не
более 2-3 незначительных ошибок.
3
- высокий уровень. Содержательный и грамотный устный или
письменный ответ.
1.
мини-лекции;
2.
беседы;
3.
работа с компьютером;
4.
защита проектов;
5.
работа в парах;
6.
работа в группах;
7.
обучающий тренажер;
8.
практикум по решению заданий;
9.
самообучение (работа с учебной литературой, задания по
образцу);
10. круглый стол;
саморазвитие (подготовка сообщений на выбранную тему,
11. работа с информационным и методическим материалом).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
Основные формы проведения занятий курса – лекция, практикум и работа в
группах.
По факту завершения каждой темы предполагается решение тренировочных
заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по
русскому языку, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● письменная работа;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Методические рекомендации педагогам.
Особое внимание должно быть уделено поиску оптимальных методов
обучения таких, как:
комплексное планирование дидактических и воспитательных
задач;
выделение в содержании занятия
главного; определение
последовательности
и
оптимальное
распределение
времени;
дифференцированный и индивидуальный подход;
создание необходимых материально-технических условий.
Активизация познавательной деятельности детей
Такая организация познавательной деятельности детей, при которой
учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и
практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы
и др.).
Самостоятельность и творчество
создание условий для самостоятельной работы;
обучение приемам самостоятельной работы;
обучение самостоятельному применению знаний и умений.
Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия.
-

Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей

-

Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной

занятия?
темы?

Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при
этом индивидуальные особенности детей?
Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей
мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном
занятии?
Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались
-

выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?
Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия
(теоретической и практической)?
Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля,
добиться его эффективности?
Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на
вопросы учащихся?
Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной
деятельности на занятии с позиции целевой установки?
Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем
она обусловлена?
Ваши дальнейшие действия.
Кадровое обеспечение
Реализовывать
программу
может
педагог,
имеющий
среднее
профессиональное или высшее образование в сфере обществознания,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими
умениями.
Материально-техническое обеспечение
1.
ПК;
2.
Принтер;
3.
Мультимедиа-проектор;
4.
Средства телекоммуникации;
5.
Экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления таблиц
2. Доска магнитная с координатной сеткой
3. Раздаточный материал по темам.
Печатные пособия

1.
2.
3.

Схемы и таблицы;
Тестовые задания;
Тексты для комплексного анализа;

Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по истории развития лингвистики, вебинары по подготовке
к олимпиадам, конкурсам, государственной итоговой аттестации.
Список литературы для педагогов.
1. М.Ю. Никулина. Русский язык: 9 класс: контрольные измерительные
материалы.– М.: издательство «Экзамен». – 95с.
2. Л.
М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. Русский язык. Поурочные
разработки.9 класс: пособие для учителей
общеобразоват.
организаций.М.:Просвещение. — 159 с.

3. З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. Русский язык в таблицах. 5-11 классы:
Справочное пособие. М.: Дрофа. – 128с.
4. А. Ю. Бисеров. Русский язык. Тренировочные варианты. 50 Вариантов. М.:
Эксмо – 295 с.
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М.:Просвещение. – 176с.
6. Л.
М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. Русский язык. Поурочные
разработки.10-11 класс: пособие для учителей
общеобразоват.
организаций. М.: Просвещение. — 159 с.
7. З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. Русский язык в таблицах. 5-11 классы:
Справочное пособие. М.: Дрофа. – 128с.
8. А. Ю. Бисеров. Русский язык. Тренировочные варианты. 50 Вариантов. М.:
Эксмо – 295 с.
1.
2.
3.
4.

Список литературы для обучающихся
Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Предпрофильное обучение.
М.: Дрофа. – 414 с.
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Заговорская О.В. Русский язык. 9
класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М. –Просвещение. –152 с.
Бабайцева В.В. Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл. М.: Дрофа. –
446 с.
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Заговорская О.В. Русский язык. 1011 классы: Учеб. для общеобразоват. организаци. М. –Просвещение. – 272
с.

Составители программы:
1. Бердинских Никита Сергеевич, педагог дополнительного образования,
учитель русского языка и литературы, образование высшее
профессиональное (учитель русского языка и литературы), ПКК. Стаж
педагогической работы 6 лет
2. Ромин Эдуард Олегович, педагог дополнительного образования,
учитель русского языка и литературы, образование высшее
профессиональное (учитель русского языка и литературы), ПКК. Стаж
педагогической работы 5 лет.

Приложение
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Интенсивный курс подготовки по русскому языку»
Календарный учебный график на 2022-2023 уч. год
Начало учебного года - 07.11.2021 г.
Окончание учебного года – 25.05.2022 г.
Продолжительность

учебного

года

–

24

учебных

недели.

Сроки каникул в 2021-2022 учебном году:
осенние каникулы с 31.10.2022 по 06.11.2022;
зимние каникулы с 30.12.2022 по 9.01.2023;
весенние каникулы с 27.03.2023 по 02.04.2023.
летние каникулы с 25.05.2022.
Сроки учебных четвертей в 2022-2023 учебном году

Место проведения занятий: МАОУ СОШ № 76, ул. Луначарского, 200. Время и
дата в соответствии с утвержденным расписанием.

№
п/
п

Номер
учебной
недели

1

1

2-5 2-5

6-11 6-11

12

12

1317 13-17

18

18

1919-22
22

Учебно-тематический план
9 класс
Количество часов
Тема занятия
теория практика
Основные признаки текста.

Форма занятия
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

4

1

Совершенствование видов речевой
деятельности
1

5

Многоаспектный анализ текста и его
элементов
Основные виды выразительных средств

1
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

Форма
контроля

5

зачет
зачет

тест

Использование основных видов
выразительных средств

1

Основные навыки работы с орфограммами
4
Поиск орфограмм и применение правил
правописания

зачет

23

23

2424-27
27
28

28

2929-33
33
34

34

3535-39
39
40

40

4141-43
43
44

44

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

1

4

Основные стилистические ресурсы лексики и
фразеологии языка
Соблюдение основных языковых норм в
устной и письменной речи

1

5

Основные навыки синтаксического анализа
Применение навыков синтаксического
анализа при многоаспектном разборе текста

1

5

Пунктуация и синтаксис: правила постановки
знаков препинания
Применение правил постановки знаков
препинания

1

3

1

4

тест

тест

тест

Многозначность, стилистическая окраска и
сфера употребления слова.
Использование в тексте многозначных слов, зачёт
стилистической окраски и слов разных сфер
употребления
Практическая грамотность:
коммуникативный замысел, информационная
обработка и соблюдение норм литературного
языка

4545-48
48

Лекция,
практическое
занятие

Создание текста с опорой на жизненный и
читательский опыт

зачёт

10 класс
№
п/
п
1

2-5

Номер
учебной
недели
1

2-5

6

6

7

7

Форма занятия
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

Количество часов
теория

практика

1

4

0

8-12

Лекция,
практическое
занятие

1

Форма
контроля

Понятие о стилистике. Особенности
функциональных разновидностей языка
Работа с текстами разных функциональных
разновидностей

зачет
зачет

Комплексный анализ текста
Основные акцентологические нормы
современного русского литературного языка

1
8-12

Тема занятия

5
Практическое применение
акцентологических норм современного
русского литературного языка

тест

13

13

1418

14-18

19

19

2024

20-24

25

25

2630

26-30

31

31

3236

32-36

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

1

5

Понятие о лексикологии. Основные
лексические нормы современного русского
литературного языка

зачет

Использование лексических норм при работе
с текстом

1

5

Принципы русской орфографии
Применение на практике правил русской
орфографии

1

5

Синтаксис. Принципы русской пунктуации
Применение на практике правил русской
пунктуации

1

5

Грамматические нормы современного
русского литературного языка
Применение на практике норм грамматики
современного русского литературного языка

тест

тест

тест

37

37

3842

38-42

43

43

4448

44-48

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

1

5

Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
практическое
занятие

1

5

Основные средства выразительности
современного русского литературного языка
зачёт
Практическое применение средств
выразительности русского литературного
языка
Практическая грамотность:
коммуникативный замысел, информационная
обработка и соблюдение норм литературного
языка
зачёт
Создание текста с опорой на жизненный и
читательский опыт

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».