ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Гуманитарной направленности «Интенсивный курс подготовки по русскому языку» Возраст обучающихся: 9 классы: 15-16 лет Срок реализации 1 год 10 классы: 16-17 лет Срок реализации 1 год Екатеринбург, 2022 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интенсивный курс подготовки по русскому языку» направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся в русском языке, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие обществоведческих способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с лингвистикой. Направленность программы – гуманитарная. Данная программа рассчитана на детей 15-16 лет (9 класс), 16-17 (10 класс) лет и состоит из 1 года обучения для каждого класса. Цель программы: создание условий для развития интереса обучающихся к русскому языку, развитие лингвистических, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений; привитие обучающимся практических навыков выполнения нестандартных заданий, расширение представления об изучаемом предмете. Задачи программы: - повышение предметной компетентности учеников; - краткое изложение и повторение курса русского языка; - формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий; - формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. - психологическая подготовка к процедуре контроля в формате основного государственного экзамена; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; Срок и объем реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 2 часа в неделю. Программа включает в себя 24 учебных недели. Объем программы в год составляет 48 часов. Орфоэпия Планируемые результаты освоения программы знать и понимать: что изучает орфоэпия; основные орфоэпические нормы произношения слов; уметь: проводить орфоэпический разбор; находить в тексте основные выразительные фонетические средства. Орфография знать и понимать: что изучает орфография; основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов; уметь: применять орфографические правила на письме; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания; проводить орфографический разбор слова, предложенного текста; соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка. Лексикология и фразеология знать и понимать: что изучает лексикология и фразеология; основные понятия лексикологии и фразеологии; основные способы объяснения лексического значения слова; различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы; уметь: соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка; соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение; находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконнорусские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение слова; находить в тексте основные выразительные лексические средства; проводить лексический анализ. Морфология знать и понимать: что изучает морфология; что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.); принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи; основные морфологические нормы; уметь: определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам; различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи; проводить морфологический разбор слова; находить в тексте основные выразительные средства морфологии. Словообразование знать и понимать: что изучает словообразование; систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов; что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении; что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения; как связано строение слова и его написание; уметь: опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных; определять способы образования слов; находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства. Синтаксис и пунктуация знать и понимать: что изучает синтаксис и пунктуация; основные признаки словосочетания и предложения; виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании; виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения; основные пунктуационные нормы; основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями); основные выразительные средства синтаксиса русского языка; уметь: устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов; определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; пользоваться синтаксическими синонимами; проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения; проводить пунктуационный разбор предложения; находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса. Сочинение знать и понимать: нормы современного литературного языка лексические, морфологические и синтаксические; критерии оценивания части С. (орфоэпические, уметь: работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания блока С; оценивать свою работу по предложенным критериям. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интенсивный курс подготовки по русскому языку» направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся в русском языке, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие обществоведческих способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с лингвистическими науками. Многие задания, предлагаемые на занятиях, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности. Программа разбита на разделы, каждый из которых посвящен отдельным разделам лингвистики. Задания, предлагаемые в данной программе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к русскому языку. Вместе с тем содержание программы позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. При решении таких заданий обучающиеся учатся мыслить логически, творчески. Содержание программы углубляет представление обучающихся о русском языке как предмете, включающем в себя множество разделов лингвистики. Направленность программы – гуманитарная. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Устав ОО; Положение о дополнительном образовании ОО. Уровень освоения программы - продвинутый (углубленный). Актуальность Курс включает в себя теоретические занятия, посвященные логическим приемам и процедурам мышления и практические занятия, представленные контрольно-тренировочными заданиями. В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Ключевые содержательные позиции каждого изучаемого раздела рекомендуется рассматриваются с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания лингвистических явлений. Особое внимание при организации практикумов также уделяется отработке умений обучающихся понимать смысл прочитанного текста и уметь производить его комплексный анализ. Занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию языковых фактов. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Особо организуется личностно-ориентированная работа по овладению программой курса, учитывающей пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; также с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксируется продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. Новизна, отличительные особенности программы заключаются в следующем. 1. Рассмотрение специфических языковых фактов, углубляющих понимание изучаемых правил, в том числе через исследование таких явлений, как авторская пунктуация; 2. В содержании программы более глубоко проработаны вопросы практических занятий, направленные на проявление инициативы и активности детей в использовании разнообразных синтаксических конструкций и речевых приёмов. Данный подход мотивирует обучающихся к дальнейшему более глубокому изучению русского языка. 3. В программе представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития лингвистического мышления личности обучающегося в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. Отличительные особенности программы. Данный курс включает в себя основы филологии, где рассматриваются явления лингвистики и литературоведения как неразрывно связанные элементы, воплощающие идею выразительности речи. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по русскому языку для основного общего образования и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом. Адресат программы: Данная программа рассчитана на детей 15-17 лет и состоит из 1 года обучения на каждый год обучения (9,10 класс). Цель, задачи программы Цель программы: создание условий для развития интереса обучающихся к русскому языку, развитие лингвистических, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений; привитие обучающимся практических навыков выполнения нестандартных заданий, расширение представления об изучаемом предмете. Задачи программы: - повышение предметной компетентности учеников; - краткое изложение и повторение курса русского языка; - формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий; - формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. - психологическая подготовка к процедуре контроля в формате основного государственного экзамена; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; Срок и объем реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 2 часа в неделю. Программа включает в себя 24 учебных недели. Общий объем программы в год составляет 48 часов. Условия реализации программы: Для реализации программы набираются группа по возрасту. Приём в коллектив не предполагает конкурсного отбора, происходит на основе желания подростка и его родителей. Форма обучения, форма проведения учебных занятий. Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий. Формы проведения учебных занятий – урок, лекция, семинар, практическое занятие, собеседование, консультация. Методы и формы обучения: Работа может проходить как фронтально с полным составом учебной группы, так и по малым группам, командам, звеньям при разработке отдельных мероприятий и событий, но также возможна и индивидуальная творческая работа. Орфоэпия Планируемые результаты освоения программы: знать и понимать: что изучает орфоэпия; основные орфоэпические нормы произношения слов; уметь: проводить орфоэпический разбор; находить в тексте основные выразительные фонетические средства. Орфография знать и понимать: что изучает орфография; основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов; уметь: применять орфографические правила на письме; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания; проводить орфографический разбор слова, предложенного текста; соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка. Лексикология и фразеология знать и понимать: что изучает лексикология и фразеология; основные понятия лексикологии и фразеологии; основные способы объяснения лексического значения слова; различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы; уметь: соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка; соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение; находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконнорусские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение слова; находить в тексте основные выразительные лексические средства. Морфология знать и понимать: что изучает морфология; что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.); принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи; основные морфологические нормы; уметь: определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам; различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи; проводить морфологический разбор слова; находить в тексте основные выразительные средства морфологии. Словообразование знать и понимать: что изучает словообразование; систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов; что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении; что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения; как связано строение слова и его написание; уметь: опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных; определять способы образования слов; находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства. Синтаксис и пунктуация знать и понимать: что изучает синтаксис и пунктуация; основные признаки словосочетания и предложения; виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании; виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения; основные пунктуационные нормы; основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями); основные выразительные средства синтаксиса русского языка; уметь: устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов; определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; пользоваться синтаксическими синонимами; проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения; проводить пунктуационный разбор предложения; находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса. Сочинение знать и понимать: нормы современного литературного языка лексические, морфологические и синтаксические; критерии оценивания части С. (орфоэпические, уметь: работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания блока С; оценивать свою работу по предложенным критериям; Учебно-тематический план 9 класс № Название раздела, темы количество часов теория практика всего 1 4 5 1 5 6 1. Речь. Слушание. 2. Речь. Чтение. 3. Выразительность русской речи. 4. Орфография. 5. Лексика. 6. 7. 8. 9. 5 6 1 4 5 Зачет, тест 1 4 5 1 1 1 5 5 3 6 6 4 Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест и1 точность 4 5 39 48 № Название раздела, темы 9 10 класс количество часов теория практика всего 1. 2. Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест 1 Синтаксис. Пунктуация. Речь. Письмо. Практическая грамотность фактическая речи. ИТОГО формы аттестации/контроля Стилистика. Тексты различных функциональных разновидностей языка Акцентологические нормы современного русского литературного языка 3. Лексикология. Лексические нормы современного русского 4. литературного языка Орфография. Правила русской орфографии 1 5 формы аттестации/контроля Зачет, тест 6 Зачет, тест 1 5 6 Зачет, тест 1 5 6 1 5 6 Зачет, тест 5. Синтаксис и пунктуация. Основные правила русской 6. Грамматика. пунктуации Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 7. Средства выразительности русского литературного языка 8. Информационносмысловая переработка текста. Практическая грамотность и фактическая точность речи. ИТОГО 1 5 6 Зачет, тест Зачет, тест 1 5 6 Зачет, тест 1 5 6 Зачет, тест 1 5 6 8 40 48 Содержание учебно-тематического плана. 9 класс Раздел 1. Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: анализ текста и распознавание основных признаков текста; умения выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения: понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной формах, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умения использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевых высказываний, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способа конструирования информационных запросов; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова Раздел 2. Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: опознавание основных единиц синтаксиса; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения, обращений, вводных и вставных конструкций; распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных; определение грамматической основы предложения; опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи; выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения. Раздел 3. Выразительность русской речи. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи. Раздел 4. Орфография. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического): поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. Раздел 5. Лексика. Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи. Раздел 6. Синтаксис. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: опознавание основных единиц синтаксиса; умение выделять словосочетание в составе предложения; определение главного и зависимого слова в словосочетании. Раздел 7. Пунктуация. Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Раздел 8. Речь. Письмо. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов Раздел 9. Практическая грамотность и фактическая точность речи. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Осуществление адекватного выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом:создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; осуществление письменно информационной обработки прочитанного текста; соблюдение на письме норм современного русского литературного языка. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения: умения использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевых высказываний; осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова. 10 класс Стилистика. Тексты различных функциональных разновидностей Раздел 1. языка. Основные нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические). Выявление, анализ и комментирование основной и дополнительной, явной и скрытой информации текста. Выявление логико-смысловых отношений между предложениями (фрагментами) текста. Распознавание текстов различных функциональных разновидностей языка. Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Определение основных изобразительно-выразительных средств русского языка. Выполнение стилистического анализа текста (определение основных стилевых признаков текста: сферы применения, задач речи, стилевых черт, характерные языковые средства, изобразительно-выразительные средства языка). Раздел 2. Акцентологические нормы современного русского литературного языка. Понятие об орфоэпических (акцентологических) нормах. Создание текстов публицистического стиля в письменной форме. Соблюдение в письменной речи основных норм современного русского литературного языка. Адекватное понимание устной речи. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Раздел 3. Лексикология. Лексические нормы современного русского литературного языка. Понятие о лексических нормах. Овладение основными лексическими нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка. Раздел 4. Орфография. Правила русской орфографии. Соблюдать в письменной речи основные правила русской орфографии: Правописание гласных (безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) и согласных (проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие, непроизносимые; удвоенные) в корне слова; Правописание гласных и согласных в приставке слова; Употребление Ъ и Ь; Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи; Правописание безударных гласных в окончаниях слов разных частей речи; Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи); Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи; Н и НН в словах разных частей речи. Раздел 5. Пунктуация. Основные правила русской пунктуации. Понятие о пунктуации. Правила постановки знаков препинания: Тире между подлежащим и сказуемым; Тире в неполном предложении; Знаки препинания в предложении с однородными членами; Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом. Знаки препинания в предложении с обособленными определениями; Знаки препинания в предложении с обособленными приложениями; Знаки препинания в предложении с обособленными обстоятельствами; Знаки препинания в предложении с уточняющими членами; Знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом; Знаки препинания в предложении с вводными и вставными конструкциями; Знаки препинания в предложении с обращениями; Знаки препинания в предложении с междометиями; Знаки препинания в сложносочинённом предложении; Знаки препинания в сложноподчинённом предложении; Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении; Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями; Знаки препинания при передаче на письме чужой речи (прямая речь, цитирование, диалог). Раздел 6. Грамматика. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Понятие о словообразовательных, морфологических и синтаксических нормах. Осуществление адекватного выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом: создание текстов различных функционально-смысловых типов речи. Раздел 7. Средства выразительности русского литературного языка. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка. Изобразительно-выразительные средства русской фонетики: звукопись, аллитерация, ассонанс. Изобразительно-выразительные средства словообразования: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова. Изобразительновыразительные средства лексики и фразеологии: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально-оценочная лексика. Изобразительно-выразительные средства морфологии и синтаксиса: стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение; диалог, монолог; анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование. Раздел 8. Информационно-смысловая переработка текста. Практическая грамотность и фактическая точность речи. Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного литературного русского языка. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Результаты обучения Учащиеся должны уметь: 1) выполнять задания на знания о русском языке как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии языковых явлений; 2) выполнять задания, демонстрируя сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах в сфере языкознания, сформированность представлений о методах познания языковых явлений и процессов, владение базовым понятийным аппаратом лингвистики; умение применять полученные знания в повседневной жизни; 3) знать основы лингвистики как науки, формирующие изучаемый курс в основной школе. Календарный учебный график Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно. (Приложение 1). Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок. Виды и формы контроля: Входной контроль - проведение педагогического наблюдения на первом занятии, выявление индивидуальных особенностей учащихся. Текущий контроль - проведение контрольных заданий (на знание по основным темам), заданий с открытыми ответами, контрольных письменных работ, тестовые задания, устный опрос, а также выявления уровня подготовки обучающихся для предъявления результатов на городских и других конкурсах. Промежуточный контроль — проведение работы для выявления результатов освоения программы за 1 полугодие. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по оцениванию выполненных работ. Оценивание происходит по трёхбалльной системе: 1 - низкий уровень, устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. 2 - средний уровень, устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. 3 - высокий уровень. Содержательный и грамотный устный или письменный ответ. 1. мини-лекции; 2. беседы; 3. работа с компьютером; 4. защита проектов; 5. работа в парах; 6. работа в группах; 7. обучающий тренажер; 8. практикум по решению заданий; 9. самообучение (работа с учебной литературой, задания по образцу); 10. круглый стол; саморазвитие (подготовка сообщений на выбранную тему, 11. работа с информационным и методическим материалом). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Основные формы проведения занятий курса – лекция, практикум и работа в группах. По факту завершения каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по русскому языку, а также с особенностями выполнения заданий различных типов. Ведущими методами изучения являются: ● речевая деятельность; ● письменная работа; ● практические умения для выполнения заданий различных видов. Методические рекомендации педагогам. Особое внимание должно быть уделено поиску оптимальных методов обучения таких, как: комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход; создание необходимых материально-технических условий. Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.). Самостоятельность и творчество создание условий для самостоятельной работы; обучение приемам самостоятельной работы; обучение самостоятельному применению знаний и умений. Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия. - Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей - Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной занятия? темы? Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей? Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии? Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались - выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)? Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его эффективности? Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы учащихся? Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки? Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена? Ваши дальнейшие действия. Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее образование в сфере обществознания, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями. Материально-техническое обеспечение 1. ПК; 2. Принтер; 3. Мультимедиа-проектор; 4. Средства телекоммуникации; 5. Экран. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц 2. Доска магнитная с координатной сеткой 3. Раздаточный материал по темам. Печатные пособия 1. 2. 3. Схемы и таблицы; Тестовые задания; Тексты для комплексного анализа; Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по истории развития лингвистики, вебинары по подготовке к олимпиадам, конкурсам, государственной итоговой аттестации. Список литературы для педагогов. 1. М.Ю. Никулина. Русский язык: 9 класс: контрольные измерительные материалы.– М.: издательство «Экзамен». – 95с. 2. Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. Русский язык. Поурочные разработки.9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций.М.:Просвещение. — 159 с. 3. З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа. – 128с. 4. А. Ю. Бисеров. Русский язык. Тренировочные варианты. 50 Вариантов. М.: Эксмо – 295 с. 5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М.:Просвещение. – 176с. 6. Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. Русский язык. Поурочные разработки.10-11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение. — 159 с. 7. З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа. – 128с. 8. А. Ю. Бисеров. Русский язык. Тренировочные варианты. 50 Вариантов. М.: Эксмо – 295 с. 1. 2. 3. 4. Список литературы для обучающихся Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Предпрофильное обучение. М.: Дрофа. – 414 с. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Заговорская О.В. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М. –Просвещение. –152 с. Бабайцева В.В. Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл. М.: Дрофа. – 446 с. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Заговорская О.В. Русский язык. 1011 классы: Учеб. для общеобразоват. организаци. М. –Просвещение. – 272 с. Составители программы: 1. Бердинских Никита Сергеевич, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы, образование высшее профессиональное (учитель русского языка и литературы), ПКК. Стаж педагогической работы 6 лет 2. Ромин Эдуард Олегович, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы, образование высшее профессиональное (учитель русского языка и литературы), ПКК. Стаж педагогической работы 5 лет. Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Интенсивный курс подготовки по русскому языку» Календарный учебный график на 2022-2023 уч. год Начало учебного года - 07.11.2021 г. Окончание учебного года – 25.05.2022 г. Продолжительность учебного года – 24 учебных недели. Сроки каникул в 2021-2022 учебном году: осенние каникулы с 31.10.2022 по 06.11.2022; зимние каникулы с 30.12.2022 по 9.01.2023; весенние каникулы с 27.03.2023 по 02.04.2023. летние каникулы с 25.05.2022. Сроки учебных четвертей в 2022-2023 учебном году Место проведения занятий: МАОУ СОШ № 76, ул. Луначарского, 200. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием. № п/ п Номер учебной недели 1 1 2-5 2-5 6-11 6-11 12 12 1317 13-17 18 18 1919-22 22 Учебно-тематический план 9 класс Количество часов Тема занятия теория практика Основные признаки текста. Форма занятия Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 4 1 Совершенствование видов речевой деятельности 1 5 Многоаспектный анализ текста и его элементов Основные виды выразительных средств 1 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Форма контроля 5 зачет зачет тест Использование основных видов выразительных средств 1 Основные навыки работы с орфограммами 4 Поиск орфограмм и применение правил правописания зачет 23 23 2424-27 27 28 28 2929-33 33 34 34 3535-39 39 40 40 4141-43 43 44 44 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 4 Основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии языка Соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи 1 5 Основные навыки синтаксического анализа Применение навыков синтаксического анализа при многоаспектном разборе текста 1 5 Пунктуация и синтаксис: правила постановки знаков препинания Применение правил постановки знаков препинания 1 3 1 4 тест тест тест Многозначность, стилистическая окраска и сфера употребления слова. Использование в тексте многозначных слов, зачёт стилистической окраски и слов разных сфер употребления Практическая грамотность: коммуникативный замысел, информационная обработка и соблюдение норм литературного языка 4545-48 48 Лекция, практическое занятие Создание текста с опорой на жизненный и читательский опыт зачёт 10 класс № п/ п 1 2-5 Номер учебной недели 1 2-5 6 6 7 7 Форма занятия Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Количество часов теория практика 1 4 0 8-12 Лекция, практическое занятие 1 Форма контроля Понятие о стилистике. Особенности функциональных разновидностей языка Работа с текстами разных функциональных разновидностей зачет зачет Комплексный анализ текста Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка 1 8-12 Тема занятия 5 Практическое применение акцентологических норм современного русского литературного языка тест 13 13 1418 14-18 19 19 2024 20-24 25 25 2630 26-30 31 31 3236 32-36 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 5 Понятие о лексикологии. Основные лексические нормы современного русского литературного языка зачет Использование лексических норм при работе с текстом 1 5 Принципы русской орфографии Применение на практике правил русской орфографии 1 5 Синтаксис. Принципы русской пунктуации Применение на практике правил русской пунктуации 1 5 Грамматические нормы современного русского литературного языка Применение на практике норм грамматики современного русского литературного языка тест тест тест 37 37 3842 38-42 43 43 4448 44-48 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 5 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 5 Основные средства выразительности современного русского литературного языка зачёт Практическое применение средств выразительности русского литературного языка Практическая грамотность: коммуникативный замысел, информационная обработка и соблюдение норм литературного языка зачёт Создание текста с опорой на жизненный и читательский опыт Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)