ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Социально-педагогической направленности «Интенсивный курс подготовки по обществознанию» Возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года Екатеринбург, 2022 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интенсивный курс подготовки по обществознанию» направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся в обществознании, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие обществоведческих способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с обществоведческими науками. Направленность программы – Социально-гуманитарная. Данная программа рассчитана на детей 15-18 лет и состоит из 3 лет обучения. Цель программы: создание условий для развития интереса обучающихся к обществознанию, развитие обществоведческих, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений; привитие обучающимся практических навыков выполнения нестандартных заданий, расширение представления об изучаемом предмете. Задачи программы: - повышение предметной компетентности учеников; - краткое изложение и повторение курса обществознания; - формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий; - формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. - психологическая подготовка к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; Срок и объем реализации: Программа рассчитана на 3 года обучения, из расчета 2 часа в неделю. Программа включает в себя 90 учебных недель. Объем программы в год составляет 180 часов. Планируемые результаты освоения программы: Обучающиеся должны: Знать и понимать - биосоциальную сущность человека; - основные этапы и факторы социализации личности; - место и роль человека в системе общественных отношений; - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - основные социальные институты и процессы; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: - характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; - различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - отвечать на поставленные вопросы кратко и точно; - писать план по заданной теме. Использовать приобретенные знания и умения для: - самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; - оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; - решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; - ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интенсивный курс подготовки по обществознанию» направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся в обществознании, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие обществоведческих способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с обществоведческими науками. Многие задания, предлагаемые на занятиях, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности. Программа разбита на разделы, каждый из которых посвящен отдельным обществоведческим наукам. Задания, предлагаемые в данной программе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к обществознанию. Вместе с тем, содержание программы позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. При решении таких заданий обучающиеся учатся мыслить логически, творчески. Содержание программы углубляет представление обучающихся об обществознании как предмете, включающем в себя множество обществоведческих наук. Направленность программы–социально-гуманитарная. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Устав ОО; Положение о дополнительном образовании ОО. Уровень освоения программы - продвинутый (углубленный). Актуальность Курс включает в себя теоретические занятия, посвященные логическим приемам и процедурам мышления и практические занятия, представленные контрольно-тренировочными заданиями. В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. Новизна, отличительные особенности программы заключаются в следующем. 1.В программе учтены современные законодательные и нормативные иакты, регулирующие социально-экономическое развитие страны. 2.В содержании программы более глубоко проработаны вопросы практических занятий, направленные на проявление инициативы и активности детей в обсуждении социально-экономических, политических и духовных проблем. Данный подход мотивирует обучающихся к дальнейшему более глубокому изучению обществознания. 3.В программе представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития социально-экономического, политического мышления личности учащегося в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. При этом решалась проблема адаптации учащихся к сложным условиям современности, что невозможно без деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную жизнь. 4.Программа ориентирована на развитие социального творчества школьников, то есть перевод подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества. Социальное творчество как высшая форма социальной деятельности направлено на преобразование и создание новых форм социальных отношений и общественного бытия. Отличительные особенности программы. Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, правоведения. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом. Адресат программы: Данная программа рассчитана на детей 15-18 лет и состоит из 3 годаа обучения. Цель, задачи программы Цель программы: создание условий для развития интереса обучающихся к обществознанию, развитие обществоведческих, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений; привитие обучающимся практических навыков выполнения нестандартных заданий, расширение представления об изучаемом предмете. Задачи программы - повышение предметной компетентности учеников; - краткое изложение и повторение курса обществознания; - формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий; - формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. - психологическая подготовка к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; Срок и объем реализации: Программа рассчитана на 3 года обучения, из расчета 2 часа в неделю. Программа включает в себя 90 учебных недель. Общий объем программы в год составляет 180 часов. Условия реализации программы: Для реализации программы набираются группа по возрасту. Приём в коллектив не предполагает конкурсного отбора, происходит на основе желания подростка и его родителей. Форма обучения, форма проведения учебных занятий. Форма обучения - очная с применением дистанционных технологий. Форма проведения учебных занятий - традиционные занятия (лекции, практические занятия) чередуются с комплексными: сюжетно-ролевые игры, творческая лаборатория, театральная мастерская, тренинги, защита публичных выступлений. Обучение ведется в группах. Наполняемость групп от 10 человек. Методы и формы обучения: Работа может проходить как фронтально с полным составом учебной группы, так и по малым группам, командам, звеньям при разработке отдельных мероприятий и событий, но возможна и индивидуальная творческая работа. Планируемые результаты освоения программы: Обучающиеся должны: Знать и понимать - биосоциальную сущность человека; - основные этапы и факторы социализации личности; - место и роль человека в системе общественных отношений; - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - основные социальные институты и процессы; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: - характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; - различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - отвечать на поставленные вопросы кратко и точно; - писать план по заданной теме. Использовать приобретенные знания и умения для: - самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; - оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; - решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; - ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 Название раздела, количество часов темы теория практика всего Человек и общество 13 13 26 Духовная сфера 9 9 18 Экономика 19 19 38 Социальная сфера 13 13 26 Политика 17 17 34 Право 19 19 38 90 90 180 формы аттестации /контроля Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест Зачет, тест Содержание учебно-тематического плана Раздел 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение Познание мира. Формы познания. Виды человеческих знаний. Особенности социального познания Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность Мотивация деятельности, потребности и интересы. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Теория. Практика. Раздел 2. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодёжная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Порядок приёма на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации Искусство, его основные функции Мораль. Нравственная культура Теория. Практика. Раздел 3. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика Рыночные отношения в современной экономике Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство Фирма в экономике. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости Экономическая деятельность и её измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы Роль государства в экономике. Общественные блага Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина Теория. Практика. Раздел 4. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном обществе Социальные группы, их типы Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов Социальные нормы, виды социальных норм Социальный контроль и самоконтроль Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения Отклоняющееся поведение (девиантное) Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Теория. Практика. Раздел 5 Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции Политическая система, её структура и функции Политический режим. Типология политических режимов Гражданское общество и правовое государство Политическая элита Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений Роль средств массовой информации в политической жизни общества Избирательная кампания Политический процесс. Особенности политического процесса в России Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная Политическое лидерство. Типология лидерства Законотворческий процесс в Российской Федерации. Налоговая система в Российской Федерации. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Государственная политика в области занятости. Тенденции экономического развития России Теория. Практика. Раздел 6 Право в системе социальных норм Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права Организационно-правовые формы предприятий Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Гражданские споры, порядок их рассмотрения Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса Гражданство Российской Федерации Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Граждан- ские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство Теория. Практика. Результаты обучения. Учащиеся должны уметь: 1) выполнять задания на знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.; 2) выполнять задания, демонстрируя сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества, сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов, владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. 3) знать базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней школы (социальную философию, экономику, социальную психологию, социологию, политологию, правоведение). Календарный учебный график Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно. (Приложение 1). Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок. Виды и формы контроля: Входной контроль - проведение педагогического наблюдения на первом занятии, выявление индивидуальных особенностей учащихся. Текущий контроль - проведение контрольных заданий (на знание по основным темам), заданий с открытыми ответами, контрольных письменных работ, тестовые задания, устный опрос, а также выявления уровня подготовки обучающихся для предъявления результатов на городских и других конкурсах. Промежуточный контроль — проведение работы для выявления результатов освоения программы за 1 полугодие. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по оцениванию выполненных работ. Оценивание происходит по трёхбалльной системе: 1 - низкий уровень, устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. 2 - средний уровень, устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. 3 - высокий уровень. Содержательный и грамотный устный или письменный ответ. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: мини-лекции; беседы; работа с компьютером; защита проектов; работа в парах; работа в группах; обучающий тренажер; практикум по решению заданий; самообучение (работа с учебной литературой, задания по обкруглый разцу); стол; саморазвитие (подготовка сообщений на выбранную тему, работа с 11. информационным и методическим материалом. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов. Ведущими методами изучения являются: ● речевая деятельность; ● практические умения для выполнения заданий различных видов. Методические рекомендации педагогам. Особое внимание должно быть уделено поиску оптимальных методов обучения таких, как: комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход; создание необходимых материально-технических условий. Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.). Самостоятельность и творчество создание условий для самостоятельной работы; обучение приемам самостоятельной работы; обучение самостоятельному применению знаний и умений. Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия. - Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей - Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной занятия? темы? Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей? Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии? Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? - Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)? Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его эффективности? Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы учащихся? Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки? Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена? Ваши дальнейшие действия. - Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее образование в сфере обществознания, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями. Материально-техническое обеспечение 1. 2. 3. 4. 5. ПК Принтер Мультимедиапроектор Средства телекоммуникации Экран Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц Доска магнитная с координатной сеткой Раздаточный материал по темам. Печатные пособия 1. 2. Схемы и таблицы Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты Экранно - звуковые пособия Видеофильмы по истории развития обществоведческих наук, вебинары по подготовке к олимпиадам, конкурсам, государстенной итоговой аттестации. Список литературы для педагогов. 1. Обществознание в схемах и таблицах. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. (2003, 352с.) 2. Баранов, Пётр Анатольевич. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — Москва: АСТ, 2018 3. Обществознание. (Учебн. для 10кл. общеобразоват. учр.: профильный уровень.) Боголюбов Л.Н. и др. (2020, 416с.) 4. Обществознание. (Учебн. для 11кл. общеобразоват. учр.: профильный уровень.) Боголюбов Л.Н. и др. (2020, 416с.) 5.Обществознание. (Учебное пособие для школьников старш. кл. и поступающих в вузы) Клименко А.В., Румынина В.В. (2009, 4-е изд., 480с.) 6.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В. (2019, 478с.) 7. Пазин, Р. В. Обществознание в таблицах и схемах. Интенсивная подготовка к ЕГЭ: обобщение, систематизация и повторение курса. 10-11-е классы : справочное пособие / Р.В. Пазин, И. В. Крутова. — Ростов н/Д : Легион, 2018. — 320 с. Список литературы для обучающихся 1. Обществознание. (Учебн. для 10кл. общеобразоват. учр.: профильный уровень.) Боголюбов Л.Н. и др. (2020, 416с.) 2. Обществознание. (Учебн. для 11кл. общеобразоват. учр.: профильный уровень.) Боголюбов Л.Н. и др. (2020, 416с.) Составители программы: 1. Нифонтова Мария Евгеньевна, педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания, образование высшее профессиональное (учитель истории), ВКК Стаж педагогической работы 8 лет 2. Богданова Дарья Васильевна, педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания, образование высшее профессиональное (учитель истории), ПКК Стаж педагогической работы 5 лет Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Интенсивный курс подготовки по обществознанию» Календарный учебный график на 2022-2023 уч. год Начало учебного года - 01.10.2022 г. Окончание учебного года – 25.05.2023 г Продолжительность учебного года – учебных 30 Сроки каникул в 2022-2023 учебном году: осенние каникулы с 31.10.2022 по 06.11.2022; зимние каникулы с 30.12.2022 по 9.01.2023; весенние каникулы с 27.03.2023 по 02.04.2023; летние каникулы с 27.05.2023 Сроки учебных четвертей в 2022-2023 учебном году I четверть с 01.10.2022 по 30.10.2022 (5 недель) Октябрь Месяц Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Количество учебных недель между каникулами 1 2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 2 3 4 5 II четверть с 07.11.2022 по 29.12.2022 (8 недель) Месяц Ноябрь Декабрь Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Количество учебных недель между каникулами 1 2 3 28 29 30 1 2 3 4 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 5 6 7 8 недель III четверть с 10.01.2023 по 24.03.2023(10 недель) Месяц Январь_Февраль Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Количество учебных недель между каникулами 1 2 23 24 25 26 27 28 29 30 31 3 Март 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 4 5 6 7 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 8 9 10 20 21 22 23 24 11 IV четверть с 03.04.2023 по 26.05.2023 (6 недель) Месяц Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Апрель- Май 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 6 7 22 23 24 25 26 8 Количество учебных недель между каникулами 5 Место проведения занятий: МАОУ СОШ № 76, ул. Луначарского, 200. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием. Учебно-тематический план № п/п Количество часов теория практика 9 класс Форма занятия 1-2 Номер учебной недели 1-2 Тема занятия Лекция, практическое занятие 2 2 3-4 3-4 2 2 5-6 5-6 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 2 2 Типы обществ. Общественный прогресс. ГПЧ 7-8 7-8 2 2 9-10 9-10 2 2 11-12 11-12 2 2 Виды социальных норм. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Социальная стратификация и мобильность. Социальный статус и социальная роль. Социальный конфликт. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения Экономика и экономическая наука. Экономические системы и собственность. Факторы производства и факторный доход. Рынок и рыночный механизм. 13-14 13-14 2 2 15-16 15-16 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 2 2 Форма контроля Природное и общественное в человеке. Потребности и интересы. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Системное строение общества (элементы, подсистемы, институты). Понятия духовной сферы: Культура и искусство. Образование и наука. Религия и мораль Виды, причины и последствия инфляции Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Мировая экономика. Деньги. Виды, причины и последствия инфляции. Налоги. Государственный бюджет. Рациональное экономическое поведение. Экономические цели и функции государства Тест Зачет Тест Зачет 17-18 17-18 19-20 19-20 21-22 21-22 23-26 23-26 27-30 27-30 31-32 31-32 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 Лекция, практическое занятие 2 2 Конкуренция и предпринимательство. Основные источники финансирования бизнеса. Рынок труда, безработица. ЗП и стимулирование труда Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Политический режим. Демократия Формы политического участия. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государством Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Правоохранительные органы. Судебная система Семья и брак. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних Промежуточный контроль Тест Зачет 10 класс № п/п 1-2 Номер учебной недели 1-2 3-4 3-4 Форма занятия Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Количество часов теория практика Тема занятия 2 2 Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества 2 2 Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI века (глобальные проблемы) Форма контроля 5-6 5-6 Лекция, практическое занятие 2 2 Природное и общественное в человеке Мировоззрение, его виды и формы Мышление и деятельность 7-8 7-8 2 2 9-10 9-10 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 2 2 11-12 11-12 Лекция, практическое занятие 2 2 13-14 13-14 2 2 15-16 15-16 2 2 Экономические системы Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 17-18 17-18 2 2 19-20 19-20 2 2 Постоянные и переменные затраты Финансовые институты. Банковская система Основные источники финансирования бизнеса Ценные бумаги Рынок труда. Безработица 21-22 21-22 2 2 Виды, причины и последствия инфляции Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 23-26 23-26 3 3 27-30 27-30 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, Потребности и интересы Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Религия Искусство Мораль Образование, его значимость для личности и общества Наука. Основные особенности научного мышления Виды знаний. Понятие истины, её критерии Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы 3 3 Роль государства в экономике Налоги Государственный бюджет Мировая экономика Тест Зачет Тест Зачет Промежуточный контроль Тест практическое занятие Рациональное экономическое поведение Зачет 11 класс № п/п 1 Номер учебной недели 1 2 2 3 Форма занятия Количество часов теория практика Тема занятия Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 1 Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества 1 1 3 Лекция, практическое занятие 1 1 Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI века (глобальные проблемы) Природное и общественное в человеке Мировоззрение, его виды и формы Мышление и деятельность 4 4 1 1 5 5 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 1 6 6 Лекция, практическое занятие 1 1 7 7 1 1 8 8 Лекция, практическое занятие Лекция, 1 1 Потребности и интересы Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Религия Искусство Мораль Образование, его значимость для личности и общества Наука. Основные особенности научного мышления Виды знаний. Понятие истины, её критерии Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Экономические системы Форма контроля Тест Зачет Тест Зачет 9 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 16 16 17 17 18 18 практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Постоянные и переменные затраты Финансовые институты. Банковская система Основные источники финансирования бизнеса Ценные бумаги Рынок труда. Безработица 1 1 1 1 1 1 Виды, причины и последствия инфляции Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 1 1 1 1 Роль государства в экономике Налоги Государственный бюджет Мировая экономика Рациональное экономическое поведение 1 1 Лекция, практическое занятие 1 1 Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, 1 1 1 1 1 1 Социальная стратификация и мобильность Социальные группы Молодёжь как социальная группа Социальная роль Этнические общности Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ Социальный конфликт Семья и брак Социализация индивида Виды социальных норм Социальный контроль Отклоняющееся поведение и его типы Понятие власти Промежуточный контроль Тест Зачет Тест Зачет 19 19 20 20 21 21 22 22 23 23 24 24 25 25 26 26 27 27 28 28 практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие Политическая система Государство, его функции Типология политических режимов Демократия, её основные ценности и признаки Гражданское общество и государство Политические партии и движения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Право в системе социальных норм Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 1 1 1 1 Лекция, практическое занятие 1 1 Лекция, 1 1 Понятие и виды юридической ответственности Международное право Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты Права и обязанности налогоплательщика Субъекты гражданского права Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Имущественные и неимущественные права Порядок приёма на работу Политическая элита Политическое участие Политическое лидерство Избирательная кампания в РФ Политический процесс Средства массовой информации в политической системе Органы государственной власти РФ Федеративное устройство России Тест Зачет 29 29 30 30 практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие 1 1 1 1 Правовое регулирование отношений супругов Особенности административной юрисдикции Споры, порядок их рассмотрения Основные правила и принципы гражданского процесса Особенности уголовного процесса Гражданство РФ Правоохранительные органы. Судебная система Законодательство РФ о выборах Тест Зачет Итоговый контроль Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)