ДООП Школа развития индивидуальности

Пояснительная записка
Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа развития индивидуальности» направлена на удовлетворение индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся
Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их
свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило,
приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде
деятельности.
Задания, предлагаемые в данной программе, интересны и часто не просты в
решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои
способности.
Направленность программы–социально- педагогическая.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242;
Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019г. об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»;
Устав ОО;
Положение о дополнительном образовании ОО.
Актуальность
Программа является актуальной в наши дни, поскольку
прослеживается
системный подход к формированию личности, развитию познавательных и
коммуникативных способностей личности обучающихся. Программа позволяет развивать
личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя
логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации,
являющегося ведущим механизмом психического развития.
В проектировании образовательного пространства и воспитательной среды в
массовом образовании не всегда учитываются принципы непрерывности, комплексности,
вариативности, заложенные в базовых образовательных документах. Вследствие этого
появляются альтернативные формы образования, расширяется дополнительное
образование, происходит интеграция всех воспитательных и образовательных
компонентов в едином пространстве развития ребенка. На сегодняшний день в
образовательной практике накоплен богатый опыт использования различных технологий
развития детей в рамках дополнительных образовательных услуг, подчиненных единой
цели: максимальному удовлетворению потребностей ребенка, расширению возможностей
для самореализации обучающихся в любом образовательном учреждении.
Новизна программы и ее отличительная особенность.
Комплексом программ определена модель типа личности ребенка, которая должна
быть достигнута в результате прохождения обучения в течение года: духовно и
нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными
ориентирами, способностью к развитию самого себя, развитой познавательной

активностью и познавательных процессов (образного мышления, памяти, воображения),
обладающего личностной культурой общения и межличностных отношений,
познавательной деятельности, речи, эмоций и чувств, поведения, игровой деятельности,
труда, здоровья, личной безопасности, развитой волей, сознательным управлением своим
поведением, умением добиваться принятой цели и преодолевать трудности, имеющего
развитое самосознание и адекватную самооценку.
В основу системы комплекса общеразвивающих программ «Школа развития
индивидуальности » положены Педагогические принципы:
1. Принцип кулътуросообразности составляет культурное ядро содержания
программ, включающее общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности.
2. Принцип научности основан на использовании исследований отечественных и
зарубежных педагогов и психологов.
3. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается
на научном понимании взаимосвязи природных и культурных процессов; что
дошкольников воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них
ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и
поведения.
4. Принцип креативности. Развитие творческой личности может быть
осуществлено только в творческой обстановке и при участии педагога.
5. Принцип целостности и системности построения программного материала,
педагогического процесса.
6. Принцип коллективности. Педагогу необходимо воспитывать социально
значимые качества у ребенка, развивать его как члена общества, коллектива.
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания образования и
воспитания. Педагог призван помочь ребенку осуществить свое право самому выбирать
сферу для самореализации и саморазвития, самоутверждения с учетом внутреннего
развития каждой отдельной личности.
8. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной
компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны
быть направлены на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и свободном
самоопределении в социальном окружении.
9. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение
педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития.
Принцип определяет необходимость ориентации учебно-воспитательного процесса на
личностные возможности ребенка, его интересы, потребности, создание ситуации успеха.
10. Диалогизация процесса обучения, учет интересов и потребностей детей,
осуществление обратной связи.
11. Опора на личный опыт детей, практическая направленность занятий с
обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания, умения.
Данная программа рассчитана на детей 6,6-8 лет (1 класс) и реализуется в течении
1 года обучения.
Цель комплексной программы: создание системы необходимых условий для
разностороннего и целостного развития младшего школьника; удовлетворение постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей
детей.
Задачи программы:

Обучающие:
формировать познавательный интерес к различным предметам;
формировать мотивацию к занятиям творческой и познавательной деятельностью, к
самостоятельности при решении различных практических задач.
развивать мотивацию к решению нестандартных задач

-

совершенствовать знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре
ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении.
Развивающие:
развивать личностные свойства: внимание, память, самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
формировать потребности в самопознании, саморазвитии;
развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, развивать логическое мышление;
развивать познавательную активность.
Воспитательные:
формировать личностные компетенции через практическую направленность занятий;
обеспечить всестороннее развитие и формирование личности ребёнка
формировать навыки общения со сверстниками
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 1года обучения, из расчета 20 часов в неделю. Программа
включает в себя 30 учебных недель. Объем программы в год составляет 600 часов.
Условия реализации программы:
Для реализации программы в группу набираются обучающиеся 1 класса. Приём не
предполагает конкурсного отбора, происходит на основе желания детей и их родителей.
Форма обучения, форма проведения занятий
Форма обучения очная
Форма проведения учебных занятий – традиционные занятия (теоретические и
практические) чередуются с комплексными: сюжетно-ролевые игры, творческие мастерские,
презентация своих работ.
Обучение ведётся в группах.

-

Планируемые результаты освоения программы
 расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов учащихся, выявление одарённых детей и формирование мотивации
успеха;
 вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся;
 снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;
 укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни;
 адаптации детей к жизни в обществе;
воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
Родине, природе, семье

Сводный учебно-тематический план

№
Название блока
п/п
1
«Здоровячки»
2
««Азбука денег»»
3
«Краеведение»
4
«Волшебный мир оригами
ИТОГО

Количество часов
в неделю
в год
5
155
5
155
5
155
5
155
20
620

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЕЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
КОМПЛЕКСА «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»
Блок 1. «Здоровячки»
Цели курса:

Пояснительная записка





ознакомление младших школьников с нормами ведения здорового образа жизни,
нормами сохранения и поддержания физического, психического и социального
здоровья;
развитие позитивного отношения школьников к таким ценностям, как человек,
здоровье, природа, труд, семья, Отечество;
развитие в детях стремления творить своё здоровье, применяя знания и умения в
согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи данного курса:








укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой
и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
формирование коммуникативных компетенций;
овладение различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности,
мотивирование на занятие физкультурой и спортом;
формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительной особенностью программы «Здоровячки» является то, что она тесно
связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение,
физическая культура, технология, изобразительное искусство. Занятия не являются обособленным
(изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют
и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают
двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры

Форма организации работы обучающихся по программе в основном –
коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Методы обучения, используемые при проведении теоретических занятий: беседа,
демонстрация видеопрезентаций, игры, викторины. Методами проведения практических
занятий являются: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования,
путешествия
Оздоровительные результаты программы:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
- первостепенным результатом реализации программы будет сознательное
отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
№
п/п
1
2
3

Учебно-тематический план
Название раздела, темы

Поговорим о продуктах
Народные игры

Здоровье организма

Итого

Количество часов
Формы контроля
теория
практика
28
22
Самостоятельная
работа, тест
49
9
40
зачёт
56
30
26
Самостоятельная
работа, тест,
практические
работы
155
67
88

всего
50

Содержание учебно-тематического плана.

Программа включает в себя 3 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с
усвоением норм ведения здорового образа жизни

1. Поговорим о продуктах. Давайте узнаем о продуктах. Витамины. Поговорим
о правилах этикета. Культура и гигиена питания. Из истории русской кухни.
Поговорим о кулинарах – волшебниках.
Теория. Практика
2. Народные игры. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Русская
народные игры «У медведя во бору», «Филин и пташка», «Горелки», «Кот и
мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница». Игры на развитие психических
процессов: игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения,
игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Подвижные игры: «Море
волнуется – раз», «Охотники и утки», «Волк во рву», «Попрыгунчикиворобушки», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки, волки, лисы», «Совушка»,
«Удочка», «Прыгай через ров». Спортивные игры: футбол, баскетбол,
пионербол, хоккей.
Теория. Практика
3. Здоровье организма. Дружи с водой. Забота о глазах. Уход за ушами, зубами,
руками и ногами. Забота о коже. Как сделать сон полезным. Настроение в
школе и после. Поведение в школе и дома. Вредные привычки. Мышцы, кости
и суставы. Как закаляться. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от
болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений. Безопасность при любой погоде. Правила
безопасного поведения. Первая помощь.
Теория. Практика
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
 выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и
осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
 осуществлять активную оздоровительную деятельность;
 формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
 факторы, влияющие на здоровье человека;
 причины некоторых заболеваний;
 причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
 виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание,
солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на
физическое состояние и укрепление здоровья человека;
 о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
 основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Программа «Здоровячки» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый –
информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового
образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые
модели поведения. Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее профессиональное
или высшее образование в сфере математики, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и практическими умениями.
Материально-техническое обеспечение
1.
ПК
2.
Принтер
3.
Мультимедиапроектор
4.
Средства телекоммуникации
5.
Экран

Учебно – методическая литература
1.Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. М.
2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб.
3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра СПб.
4. Зайцев Г.К Твоё здоровье: укрепление организма СПб.
5. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела СПб
6. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.
7. мир детства: Младший школьник. М
8. Обухова Л.А., Лемяскина Н А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. 1-4 класс.М.:Вако
9. Попов С.В. Валеология в школе и дома: (о физическом благополучии мальчиков) СПб
10.Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание
11.Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М.: Ф и С

Блок 2. «Азбука денег»

Пояснительная записка

Программа по курсу «Азбука денег» составлена на
«Финансовая грамотность» автора Ю. Н. Корлюгова.

основе авторской программы

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Введение курса «Азбука денег» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д.
Актуальность программы
Актуальность программы по формированию финансовой культуры школьников
обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в
целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях,
необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями
образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших
задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему
образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной,
семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые
привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой
безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая
культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила
этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не
только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей
жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики,
вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому, формирование финансовой культуры и обучение финансовой
грамотности, целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях
образовательной системы.

Новизна программы.
Новизна заключается в заложении основ финансовой культуры в младшем
школьном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам,
совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации
интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как
предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями
социума и общественно полезного труда человека.
Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение
следующих
целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений
в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
 формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об
общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях
денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите
прав потребителей;
 формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет
доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и
их значимости;
 формирование понимания необходимости долгосрочного финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения,
навыков управления сбережениями;
 формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения
долгосрочного инвестирования;
 формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;
 обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли,
издержек.
Принципы построения программы.
1. Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и
конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах,
парах.
2. Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей
обучающихся и в частности создании ситуации при организации занятии, в которых
ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и рабочим и
группе.
3. Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность учащихся
и их самостоятельность в выборе речевого поведения.
4. Личностно ориентированный подход. Способствует становлению, самоопределению,
самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются
умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Основные методы обучения:
- Наблюдение.
– Беседы.
– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Формы организации учебной деятельности:
 индивидуальная;
 индивидуально-групповая;
 групповая (или в парах);
 фронтальная;
 экскурсия;
 конкурс;
 игра, квест;
 выставка;
 ролевые игры;
 диспуты;
 поисковые мини-исследования;
 решение проблемных ситуаций

Содержание учебно-тематического плана.

Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность
порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему
хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка,
научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет
осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность
труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в
уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на
заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт,
инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с
созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают
профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать
мастером своего дела».
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности,
характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних
питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование,
проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и
профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»
Что такое деньги и откуда они взялись
Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира.

Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о
появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих
чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами.Дети узнают о появлении первых
монет и о монетах разных государств.
Универсальные учебные действия:
— различать деньги бумажные и монеты;
— определять понятие «ликвидность»;
— формулировать понятие товарного обмена.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от
подделок бумажных денег.
Универсальные учебные действия:
— различать деньги бумажные и монеты;
— определять понятие «ликвидность»;
— формулировать понятие товарного обмена.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека,
направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания
(потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность
желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и
изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать
подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания
близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью
товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и
др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец —
профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий
товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами
(получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги —
действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу,
больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных
услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить
образование.
Универсальные учебные действия:

— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению
услуги.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
Материально-техническое обеспечение
Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия проходят в кабинете,
отвечающем требованиям техники безопасности и оформленном необходимым наглядным
материалом.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Занятия включают теоретическую и практическую части. Теоретическая работа с
обучающимися проводится в форме: - лекций; - бесед; - анализа ситуаций.
Практические занятия могут быть организованы в виде решения практических заданий

Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее профессиональное
или высшее образование в сфере математики, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и практическими умениями.
Формы аттестации/контроля
Способы отслеживания и фиксации результатов. Отслеживание результата сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным,
качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль
проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого
уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или
тестирования. В качестве промежуточного контроля используются викторины,
мультимедиа игры в рамках итоговых занятий.
Формы и средства безотметочного контроля:
• наблюдение;
• защита творческих работ в различных формах.

Учебно – методическая литература

1. Книга для чтения Т.В. Смирновой «Дом в Обычном переулке» – Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших
школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина–
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для
учащихся 1 классов https://fmc.hse.ru/2-4forms
4. Финансовая грамотность: Методические материалы. 1–4 классы обще- образоват.
орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС.

Блок 3. «Волшебный мир оригами»
Пояснительная записка

Программа развивающего курса «Волшебный мир оригами» является
общекультурной
модифицированной
программой
художественно-эстетической
направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить
навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе
освоения программы.
Актуальность программы состоит в развитии пространственного воображения,
умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на
предмете в течение длительного времени. Занятия оригами позволяют детям
удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной
области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы.
Новизна программы «Волшебный мир оригами» заключена в изучении самого
актуального и модного на сегодня искусства, модульного оригами. Много должен знать и
уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к
этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное.
Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко
овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание,
многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей
способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться
с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи
считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами дает для
этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны.
Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь
большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к
непропорциональному развитию полушарий. А занятие оригами гармонизирует работу
полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие
их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса,
расширение кругозора.
Задачи программы:

Обучающие
 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий.
 Обучение различным приемам работы с бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других,
для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения.
 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
 Воспитание интереса к искусству оригами.
 Расширение коммуникативных способностей детей.
 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы обучения:
Формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов /тем

1

Знакомство с
оригами
Квадрат основная фигура
оригами
Базовая форма
«Треугольник»
Базовая форма
«Воздушный
змей»
Базовая форма
«Двойной
треугольник»
Базовая форма
«Двойной
квадрат»
Базовая форма
«Конверт»

2

3
4

5

6

7
8
9
10

Новые базовые
формы. Базовая
форма «Рыба»
Базовая форма
«Дверь»

Чудесные
превращения
бумажного листа

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

1

1

2

Беседа

2

6

8

педагогическое
наблюдение, беседа опрос

2

8

10

2

8

10

педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос

2

6

8

педагогическое
наблюдение, беседа опрос

2

6

8

педагогическое
наблюдение, беседа опрос

2

6

8

2

8

10

2

8

10

2

8

10

педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос

11
12

13
14
15
16
17
18

Модульное
оригами
Цветы к
празднику 8 марта
Оригами на
праздничном
столе
Оригами – почта
Базовая форма
«Дом»

Изделия из
складки
Оригамские
сказки
Летние
композиции
Итоговое занятие.
Оформление
выставочных
работ
Итого

2

8

10

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

8

10

3

8

11

4

3

7

3

8

11

2

2

4

41

114

155

Содержание учебно-тематического плана.

педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос

Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования
материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Оригами – искусство
складывания из бумаги. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два
способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник»,
«Двойной квадрат», «Конверт», «Рыба», «Дверь», «Дом», «Катамаран», Птица»,
«Лягушка»
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами
складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс
складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Складывание более
сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Работа с
инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм
Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и
истребителей. Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на
гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза «Два журавля». Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного
цветка ирис.
Чудесные превращения бумажного листа Закладки. Коробки. Изготовление и
оформление подарков.
Модульное оригами Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с
игрушками». Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.
Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Цветы к празднику 8 марта 8 марта – международный женский праздник. Складывание
цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных

открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза
для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка». Композиция
«Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Оригами на праздничном столе Правила этикета. Складывание приглашений,
поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое
практическое занятие: оформление праздничного стола.
Оригами – почта Различные виды конвертов для писем.
Изделия из складки Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция.
Китайская ваза.
Оригамские сказки
Летние композиции Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о
цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Полевые и садовые цветы (Ромашка,
колокольчик и другие). Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и
легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
 что такое оригами;
 некоторые факты из истории искусства оригами;
 условные обозначения оригами;
 различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание;
 основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;
 базовые формы оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, дом; приемы разметки
(линейка, шаблон);
 правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы, кисти, нож).
должны уметь:
 пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и приспособлениями;
 следовать устным инструкциям педагога;
 читать и зарисовывать элементарные схемы изделий;
 создавать изделия оригами, пользуясь схемами;
 выполнять разметку листа бумаги с помощью линейки или шаблона;
 анализировать образец;
 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами.
Освоение опыта самостоятельной творческой деятельности.
По окончании программы учащийся должен:
 стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении
практических заданий;
 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении кабинета, своей комнаты дома;
 создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
 проявлять эстетический вкус при выполнении практических заданий;
 иметь навыки подготовки работ к экспозиции.
Условия реализации программы
Реализация учебной программы требует наличия учебного кабинета.Кабинет
оснащен необходимым оборудованием и материалом, необходимым для ознакомления с
техникой «оригами» и изготовлением изделий.

Формы аттестации/контроля
Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности
обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкетирование
обучающихся позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные
отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и
спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности,
толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Немаловажным условием оценки результативности работы является участие детей
в конкурсах, выставках.
Также значимой оценкой являются отзывы обучающихся и их родителей, анализ
которых помогают педагогу корректировать содержание программы в течение учебного
года.









Учебно – методическая литература

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для
начальной школы. М, «Аким»
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера»
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург,
«Химия»
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл»
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение»
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития»
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития»
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых.
Санкт-Петербург, «Дельта»

Блок 4. «Краеведение»

Пояснительная записка

В понятие «краеведение» за время его существования вкладывали различное
содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение
определённой части страны местным населением, для которого эта территория считается
родным краем.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать
познавательную активность, творческие способности
в процессе учебноисследовательской деятельности. Программа имеет также краеведческую, социальную,
экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях
современного мира. Для образования и социализации младших школьников научнопознавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Ребенок имеет
определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в
обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит
возможностей ее применения в своей повседневной жизни.
Новизна заключается в уточнении структуры и содержания туристическокраеведческой культуры применительно к младшему школьному возрасту; в создании
системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Цели курса:
знакомство детей с историей и географией своего края через изучение
достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на
окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном
единстве;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной
гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее
своего края;

формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
 ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых
подвигах земляков;
 овладение начальными навыками исследовательской работы;
 овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
 воспитание
чувства гражданственности и патриотизма, гордости за
принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
 углубление и систематизация знаний о своей семье;
 воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности
земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
 воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
 воспитание бережного отношения к природе;
 воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем
мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной,
трудовой и досуговой сферах жизни;
 укрепление семейных связей: заинтересовать содержанием предмета не только
учащихся, но и родителей;
 использование возможности изучения истории края через семейные архивы,
рассказы родных, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле
охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры.
Развивающие задачи:
 создать оптимальные возможности для творческого развития детей, их
гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования их
профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности;
 расширять знания учащихся по краеведению;
 развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
 стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
 развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно
добывать новые знания

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов /тем

1
2

Что изучает
краеведение
Мой дом

3

Мир твоего дома

4

6

Жизнь каждого
члена семьи
Отношения в
семье
Моя родословная

7

Я и мое имя

5

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Теория

Практика

Всего

1

1

2

Беседа

2

2

4

педагогическое
наблюдение, беседа опрос

4

3

7

4

3

7

3

2

5

3

2

4

5

2

7

педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое

9

Школьные,
семейные
традиции и
праздники
Мой город

10

Моя улица

11
12

Наш современный
город
Труд людей

13

Новый год.

14

Рождественские
колядки
Профессии в моей
семье
Экскурсия на
предприятие
Отечество. Наша
Родина-Россия
Моя малая родина

8

15
16
17
18
19
20
21
22

О гербе, флаге и
гимне
Русский народный
костюм
Я – надежда
Отечества
Земля – общий
дом для всех
людей.
Итого

3

2

5

6

2

8

5

2

7

3

1

4

2

2

4

3

2

5

3

2

5

2

3

5

1

5

6

8

2

10

8

2

10

3

2

5

4

2

6

7

2

9

3

2

5

96

57

155

Содержание учебно-тематического плана.

наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос

педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос
педагогическое
наблюдение, беседа опрос

Что изучает краеведение? Экскурсия. Знакомство с основными понятиями, изучаемыми в
краеведении.
Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из
истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние
животные. Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по
выбору).
Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья
вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных
фотографий.
Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных,
социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные
обязанности младших перед старшими Практическая работа. Изображение на рисунке членов
семьи.

Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые
отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа
вместе с родителями).
Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители
выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Игры с
использованием имен.
Школьные, семейные традиции и праздники. Как в старину отмечали праздники,
обрядовая культура. Какие праздники отмечают в семье и в школе. Практическая работа.
Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. Интервьюирование членов семьи.
Мой город. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии
города (села), застройках, занятиях людей. Практическая работа. Подготовка выставки
«Екатеринбург сегодня». Заочное путешествие по Свердловску. Практическая работа. Рисование
старого города. Работа с аппликацией
Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к
школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Практическая работа.
Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их
значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. Опасности современного
города, службы помощи.
Экскурсия по городу (в краеведческий музей). Знакомство с достопримечательностями и
памятными местами г. Екатеринбурга. Назначение предметов крестьянского быта.
Труд людей. Такие разные профессии. Содержание. Возможны разные виды урока: беседы,
встречи, экскурсии.
Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Практическая работа. Подготовка к Новому году.
Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Практическая работа. Заучивание
колядок, инсценирование.
Профессии в моей семье. Чем занимались и занимаются родители, дедушки, бабушки. Люди,
своими профессиональными заслугами прославившие фамилию. Практическая работа. Игра «Кем
я хотел бы стать?»
Экскурсия на предприятие. Знакомство с работой почты, завода, фабрики, ателье и т. д.
Отечество. Наша Родина-Россия. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и
традиции русского народа. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и
обычаи народов России. Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Моя малая родина. Знакомство с географией Свердловской области. Наши знаменитые
земляки. Практическая работа. Рисование карты Свердловской области.
О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России. Герб Екатеринбурга.
Практическая работа. Рисование флага России.
Русский народный костюм. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный.
Особенности в костюме родного края. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с
изображением народного костюма.
Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке.
Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные
качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление
памятки «Законы дружбы».
Земля – общий дом для всех людей. Страны, государства, языки, способы общения и
взаимодействия людей. Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран».
Учебно – методическая литература

Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение»
Благосклонов К. Н. «Охрана природы» Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Колос
 Верзилин Н. М. «Лечебница в лесу» – Л.: Детская литература
 Лысенко. А. С. «Географическое краеведение» - ЮУКИ
 Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию
гражданственности на основе краеведческого материала. (Составители Л. А. Обухова). –
Воронеж


«Музей и дети» Изд. Академия, М
«Методика историко-краеведческой работы в школе». Изд. Просвещение
«Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведотуристской деятельности»: Пособие по реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (под ред. Г. Н.
Абросимовой, М. Е. Трубачевой) – Москва
 «Охрана природы»: (Факультативный курс). Пособие для учащихся А. В. Михеев,
К. В. Пашканг, Н. Н. Родзевич, М. П. Соловьева; Под ред. К. В. Пашканга. - М.:
Просвещение
 Плешаков А. А. Факультативный курс «Экология для младших школьников» Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение
 «Я познаю мир» Детская энциклопедия: Экология Авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.:
ООО "Издательство АСТ"




Календарный учебный график на 2023-2024 уч. год
Начало учебного года - 18.09.2021 г.
Окончание учебного года – 24.05.2024 г

Продолжительность учебного года – 31 учебных недель
Сроки каникул в 2023-2024 учебном году:
осенние каникулы с 28.10.2023 по 06.11.2023;
зимние каникулы с 30.12.2023 по 09.01.2024;
весенние каникулы с 23.03.2024 по 31.03.2024;
летние каникулы с 25.05.2024
Сроки учебных четвертей в 2021-2022 учебном году
I четверть с 13.09.2021 по 31.10.2021 (6недель)
Месяц
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Количество
учебных
недель между
каникулами

18
19
20
21
22
23
24

1

Сентябрь_октябрь
25
2 9 16
26
3 10 17
27
4 11 18
28
5 12 19
29
6 13 20
30
7 14 21
1
8 15 22

2

3

4

5

23
24
25
26
27
28
29

6

II четверть с 07.11.2023 по 29.12.2021(8 недель)

Месяц
Количество
учебных
недель
Понедельник
Вторник

Ноябрь-декабрь

7 8 9
6 13 20
7 14 21

10
27
28

11 12 13 14
4 11 18 25
5 12 19 26

Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Количество
учебных
недель между
каникулами

8
9
10
11
12

15
16
17
18
19

1

2

22 29
23 30
24
25
26

3

6
7
1 8
2 9
3 10

13
14
15
16
17

20
21
22
23
24

27
28
29
30
31

5

6

7

8

4

III четверть с 09.01.2024 по 20.03.2024 (10 недель)
Месяц
Количество
учебных
недель
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Количество
учебных
недель между
каникулами

Январь_Февраль
15
9
10
11
12
13
14

16
15
16
17
18
19
20
21

17
22
23
24
25
26
27
28

1

2

3

18
29
30
31

Март

1
2
3
4

19
5
6
7
8
9
10
11

20
19
20
21
22
23
24
25

4

5

6

26
27
28
29

21 22
4
5
6
7
1
8
2
9
3 10

7

23
11
12
13
14
15
16
17

24
18
19
20
21
22
23
24

9

10

8

IV четверть с 01.04.2024 по 19.05.2024 (7 недель)
Месяц
Количество
учебных
недель
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Количество
учебных
недель между
каникулами

Апрель - Май

25
1
2
3
4
5
6
7

26
8
9
10
11
12
13
14

27
15
16
17
18
19
20
21

28
22
23
24
25
26
27
28

29
29
30
1
2
3
4
5

1

2

3

4

5

30 31
6
13
7
14
8
15
9
16
10 17
11 18
12 19
6

7

Место проведения занятий: МАОУ СОШ № 76, ул. Луначарского, 200. Время и дата в
соответствии с утвержденным расписанием.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.