АННОТАЦИЯ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Робототехника. Олимпиадное
программирование» разработана в соответствии с:
● Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.,
● Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021г. № 64101);
● Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 «Об
утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования»
(зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023г. № 74223);
● основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ №76 с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа реализуется с использованием оборудования лаборатории
робототехники «10+» МАОУ СОШ №76 с углубленным изучением отдельных предметов.
Эволюция современного общества и производства обусловила возникновение и
развитие нового класса машин – роботов – и соответствующего научного направления –
робототехники. Робототехника – интенсивно развивающаяся научно-техническая
дисциплина, изучающая не только теорию, методы расчета и конструирования роботов, их
систем и элементов, но и проблемы комплексной автоматизации производства и научных
исследований с применением роботов. Очевидно, что 21 век немыслим без
робототехники. В последнее время она стала занимать существенное место в школьном и
университетском образовании.
Интуитивно понятная среда программирования позволяет программировать
роботов с помощью последовательности картинок. С TRIK Studio программирование
становится простым и увлекательным. Отличительной особенностью TRIK Studio
является интерактивный режим имитационного моделирования.
TRIK Studio прекрасно подходит как универсальное ПО преподавания основ
программирования, предусмотрен переход от диаграмм к текстовым языкам
программирования, планируется реализация языка блок-схем.
В среде также реализовано программирование роботов Lego Mindsorms NXT 2.0 и
EV3, но возможности таких роботов сильно ограничены в сравнении с ТРИК.
Занимаясь робототехникой, юные изобретатели получают много полезных
сведений и навыков. Они знакомятся с принципами механики, электроники и
программирования. Узнают о существующих достижениях в области робототехники,
новейших разработках и производящихся исследованиях в ведущих лабораториях мира.
Дети не просто повторяют существующие конструкции и идеи. Они придумывают,
изобретают, учатся на собственных ошибках, совершенствуют свои творения и
совершенствуются сами. Это в значительной степени может повлиять на их выбор
профессии в будущем в сторону инженерного или информационно-технологического
направления.
Курс
«Робототехника.
Олимпиадное
программирование»
предполагает
проектирование, конструирование и программирование роботов и автоматизированных
систем. Предлагаемая программа рассчитана на все эти виды работ и разработку
различных робототехнических систем. Итогом работы является разработка робота или
системы для участия с ним в соревнованиях или конференциях различного уровня.
Говоря о формах организации внеурочной деятельности, следует отметить, что
инновационные образовательные модели: «1 ученик : 1 компьютер», BYOD (Bring your
own device – «принеси свое устройство»), «образование вне стен классной комнаты»,
«перевернутое обучение» и др. могут быть эффективно использованы в процессе
преподавания данного курса.
Использование
аппаратных
и
программных
средств
информационнокоммуникационных технологий, социальных сервисов сети Интернет позволяет
значительно разнообразить различные виды деятельности:
● информационно-поисковую: использование Интернет-ресурсов для погружения в
предметное поле проблемы;
● экспериментально-исследовательскую: использование мобильных приложений
для сбора статистических данных (например, освещенности, влажности, давления и т.п.),
изучения общественного мнения, проведения онлайн-опросов, протоколирования данных
эксперимента и т.п.;
● проектную: использование социальных сервисов Web 2.0 для публикация
продуктов деятельности в сети Интернет; использование различных средств
коммуникации (социальных сетей, блогов, сообществ и т.п.) и облачных технологий для
организации кооперированной деятельности и совместного создания продуктов;
● моделирование: использование программных средств и сервисов Web 2.0 для
создания различного вида (графических, математических, формализованных и т.п.)
моделей объектов, процессов и явлений и др.
Цель курса: развить у учащихся интерес к робототехнике и программированию,
подготовить к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными
склонностями, интересами и способностями.
Задачи курса:
оказать содействие в конструировании роботов;
освоить среду программирования TRIK Studio;
оказать содействие в составлении программы управления в среде
программирования TRIK Studio
развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным
результатом;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать применение знаний из различных областей знаний;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений;
получать навыки проведения физического эксперимента.
В соответствии с учебным планом основного общего образования МАОУ СОШ
№76 с углубленным изучением отдельных предметов на изучение курса «Робототехника.
Олимпиадное программирование» в 5-6 классах отводится по 34 часа в год, из расчета 1
час в неделю.
Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий
со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.