Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 76
с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов)
Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
Рабочая программа
по учебному предмету
МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Уровень образования: основное общее образование (ФГОС СОО)
Количество часов по учебному плану МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов:
10 класс- 1 час в неделю, 34 часа в год
11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
Екатеринбург
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Математика, Решение задач» для учащихся 10-11 классов
составлена на основе примерной программы среднего полного общего образования (профильный уровень) по
математике.
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11 классе по
1 часу в неделю).
Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов
общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и
способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение
познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой
деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью д ополнительной
подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый
материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры
и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Цели курса:
•
•
•
•
•
•
создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и
систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности;
успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ
(профильный уровень), к продолжению образования;
углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для
применения в практической деятельности;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих
за рамки школьного учебника математики;
сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для научно - технического прогресса.
Задачи курса:
•
•
•
•
•
развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности,
предлагаемых на ЕГЭ;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического
мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет ресурсов.
Виды деятельности на занятиях:
лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, тестирование.
3
Курс представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала
укрупненными блоками по наиболее значимым темам:
компетентностью и текстовые задачи;
алгебраические уравнения и неравенства;
планиметрия;
теория чисел;
задачи с параметрами;
основные задачи тригонометрии;
тождественные преобразования алгебраических выражений;
стереометрия;
производная и её применение.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
•
•
•
•
•
•
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активно сти;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
•
преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
•
решать уравнения высших степеней;
•
решать текстовые задачи;
•
решать геометрические задачи;
•
решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);
•
строить графики, содержащие параметры и модули;
•
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
•
повысить уровень математического и логического мышления;
•
развить навыки исследовательской деятельности;
•
самоподготовка, самоконтроль;
•
работа учитель-ученик, ученик-ученик.
Работа курса строится на принципах:
•
•
•
•
научности;
доступности;
опережающей сложности;
вариативности.
Средства, применяемые в преподавании:
КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.
4
10
класс
Тема1. Компетентностные и текстовые задачи (9 часов)
Решение сюжетных и прикладных задач социально-экономического и физического характера.
Задачи на «смеси » и «сплавы», «работу» и «движение». Решение задач с использованием
информации, представленной в виде таблиц, диаграмм и графиков.
Тема 2. Алгебраические уравнения и неравенства (7 часов)
Решение уравнений и неравенств разложением многочлена на множители. Решение уравнений и
неравенств, содержащих модули. Симметричные и возвратные уравнения. Обобщённый мет од
интервалов.
Тема 3. Обобщающее повторение курса «Планиметрия» ( 7 часов)
Элементы треугольника. Свойства четырёхугольников. Задачи на отношение отрезков и площадей.
Свойства касательной к окружности. Окружность в задачах.
Тема 4. Теория чисел (5 часов)
Признаки делимости. Делимость суммы, разности, произведения. Простые и составные числа. НОК и
НОД. Решение задач логическим подбором.
Тема 5. Задачи с параметрами ( 6 часов)
Решение линейных уравнений и уравнений, приводимых к линейным. Решение квадратных
уравнений и уравнений, приводимых к квадратным. Решение квадратных неравенств с параметром.
11
класс
Тема 6. Преобразование выражений (4)
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование
логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы (часть С) (9 ч )
Различные способы решения
дробнорациональных,
иррациональных,
тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные пр иемы решения
систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными
и их систем.
Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль.
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр.
Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с
модулем, параметром.
Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление
уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Произв одная сложной функции.
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее
значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения
в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
5
Тема 10. Стереометрия (6 ч)
Прямые и плоскости в пространстве: угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями,
расстояние между прямыми и плоскостями, угол и расстояние между скрещивающимися прямыми.
Многогранники. Сечения многогранников. Тела вращения. Комбинации тел. Решение задач на нахождения
площадей поверхности и объёмов многогранников и тел вращения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать/ уметь:
•
•
•
•
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и
их систем;
приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;
формулы тригонометрии, степени, корней;
методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и
показательных уравнений, неравенств и их систем;
•
понятие многочлена;
•
приемы разложения многочленов на множители;
•
понятие модуля, параметра;
•
методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
•
•
методы решения геометрических задач;
приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси»,
«концентрацию», «пропорциональное деление»;
понятие производной и ее применение;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные
рассуждения в ходе решения заданий;
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
уметь решать уравнения высших степеней;
уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы, логарифмы и
тригонометрические функции;
уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и
параметром;
уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;
уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
6
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и
начала математического анализа, 10,11 класс, учебник для учащихся
общеобразовательных организаций (углублённый уровень), Виленкин Н.Я.,
Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И., 2015.
Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев
и др. - М.: Просвещение, 2013
Единый государственный экзамен 2015- 2020 математика. Учебно-тренировочные материалы для
подготовки учащихся / ФИНИ
Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре: Учеб. пособие для 8-9 кл./М.Л. Галицкий, А.М.
Гольдман, Л.И. Звавич. - М.: Просвещение, 2015
Диск: Видеоуроки и презентации Геометрия 11 класса Автор курса: Игорь Жаборовский. 2014
InfoUrok.ru
Диск: Видеоуроки Геометрия 10 класса Автор курса: Игорь Жаборовский. 2014 InfoUrok.ru
Диск: Стереометрия Автор курса: Игорь Жаборовский. 2014 InfoUrok.ru
Интернет-источники:
Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru
Он-лайн тесты:
http://uztest.ru/
http://ege.ru
http://reshuege.ru/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10класс
Содержание
№
темы
1.
2.
3.
4.
5.
Компетентностные и текстовые задачи
Алгебраические уравнения и неравенства
Обобщающее повторение курса «Планиметрия»
Теория чисел
Задачи с параметрами
Всего
Количество
часов
9
7
7
5
6
34
11класс
№
темы
6.
7.
8.
9.
10.
Содержание
Преобразование выражений
Уравнения, неравенства и их системы
Модуль и параметр
Производная и ее применение
Стереометрия
Всего
Количество
часов
4
9
6
9
6
34
7
№
ур°
ка
Содержание (разделы, темы)
Колво
часов
Компетентностные и текстовые задачи.
9
Решение сюжетных задач.
1
2
3
1
Решение задач с использованием информации, представленной в таблицах, на диаграммах,
графиках.
Решение задач на принятие решений.
1
1
4
Решение прикладных задач социально-экономического и физического характера.
1
5
Решение прикладных задач социально-экономического и физического характера.
Функциональные зависимости в практических задачах
6
7
1
1
Решение задач на «смеси» и «сплавы».
1
Решение задач на «работу».
8
9
1
Решение задач на «движение».
1
Алгебраические уравнения и неравенства.
10 Решение уравнений и неравенств разложением многочлена на множители.
1
Решение симметричных и возвратных уравнений.
11
12
1
Некоторые искусственные способы решения алгебраических уравнений.
1
13
Решение алгебраических неравенств «обобщённым» методом интервалов.
14 Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.
1
1
15
Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций.
16 Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций.
1
1
Обобщающее повторение курса «Планиметрия»
17 Решение задач на свойства прямоугольного треугольника.
1
18
1
Решение задач на нахождение высоты и биссектрисы треугольника.
8
19
Решение задач на использование свойств четырехугольников.
20
Решение задач на отношение отрезков и площадей.
21
Решение задач на использование свойств касательной к окружности.
Решение задач по теме «Касающиеся и пересекающиеся окружности».
22
Решение задач на пропорциональные отрезки в окружности.
23
Теория чисел.
24
25
26
27
28
Признаки делимости.
Делимость суммы, разности, произведения.
Простые и составные числа. НОК, НОД.
Решение задач логическим подбором.
Решение задач логическим подбором.
29
Задачи с параметром.
30
Решение линейных уравнений и уравнений, приводимых к линейным.
Решение квадратных уравнений .
зТ
32
33
34
Решение уравнений, приводимых к квадратным.
Решение квадратных неравенств с параметром.
Решение квадратных неравенств с параметром
Итоговый урок.
ВСЕГО
34
9
№
урока
час
Преобразование выражений
1
дата
Содержание (разделы, темы)
4
Преобразование степенных выражений
1
Преобразование показательных выражений
2
3
1
Преобразование логарифмических выражений
1
4
Преобразование тригонометрических выражений
1
Уравнения, неравенства и их системы
5
6
7
8
Различные способы решения дробно- рациональных уравнений и
неравенств
Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств
Различные способы решения тригонометрических уравнений и
неравенств
Различные способы решения показательных уравнений и неравенств
1
1
1
1
9
10
Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств
Основные приемы решения систем уравнений
1
1
11
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и
неравенств
1
12
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений
с двумя переменными и их систем
1
Изображение на координатной плоскости множества решений
неравенств с двумя переменными и их систем
1
13
Модуль и параметр
14
15
16
17
Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем,
содержащих модуль
Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем,
содержащих модуль
Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем,
содержащих параметр
Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем,
содержащих параметр
1
1
1
1
18
Функционально-графический метод решения показательных,
логарифмических уравнений, неравенств с модулем
1
Функционально-графический метод решения показательных,
логарифмических уравнений, неравенств с параметром
1
19
10
9
Производная и ее применение
20
21
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента
касательной
Уравнение касательной
1
1
22
Физический и геометрический смысл производной
1
23
Производная сложной функции
24
Применение производной к исследованию функций и построению
графиков
25
Наибольшее и наименьшее значения функции
26
Экстремумы функции
1
1
1
1
27
28
Применение производной для нахождения наилучшего решения в
прикладных задачах
Применение производной для нахождения наилучшего решения в
социально-экономических задачах
1
1
Планиметрия. Стереометрия
29
30
Прямые и плоскости в пространстве: угол между прямой и
плоскостью, угол между плоскостями
Угол и расстояние между скрещивающимися прямыми.
1
1
31
Многогранники. Сечения многогранников.
32
Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения
1
1
33
Вычисление объемов многогранников, тел вращения
1
34
Итоговый урок
1
ВСЕГО
34
11