Организация образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью
05.05.2025
В соответствии с российским законодательством каждый
ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести
нарушения психического развития), способности к освоению образовательных
программ имеет право на качественное образование, соответствующее его
потребностям и возможностям.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) —
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое
понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт
психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают
врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность
без статуса ОВЗ. Например, у детей с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок
с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс
проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со
здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть
особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные
образовательные стандарты:
- ФГОС начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального
общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Согласно
закону об образовании дети с ОВЗ, дети-инвалиды
могут обучаться в условиях:
-
специального (коррекционного) образования;
-
инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с детьми без ОВЗ);
-
в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах (при наличии);
-
в условиях домашнего (семейного) образования.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России
ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в
образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения,
при которой все дети, независимо от их физически, психически, интеллектуальны,
культурно-этнически, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школа, которые учитывают их
особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую
специальную поддержку.