ВД Основы предпринимательской деятельности 6-9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Основы предпринимательской деятельности»
для обучающихся 6-8 классов

Составитель:
Бережной Иван Павлович

Екатеринбург 2025

I. Пояснительная записка
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать,
прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в
независимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни
– предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие
развитию цивилизованного предпринимательства, формирование об общественном
мнении, позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие
формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство
и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную
самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой
цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности,
действует в соответствии с ними и достигает результата.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции,
личные характеристики и установки.
Цели и задачи программы:
Предлагаемая программа имеет своей целью сформировать у учащихся
предпринимательские качества, а также знания, умения и навыки, необходимые для
любой деятельности:
- основы знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов,
юриспруденции;
- навыки постановки целей и планирования своей деятельности;
- навыки получения и анализа информации;
- навыки управления проектами, в том числе бизнес-планирование;
- навыки уверенного поведения, презентации и самопрезентации; - навыки
эффективных коммуникаций (умение слушать и задавать вопросы, доносить
информацию без потерь, аргументировать свою точку зрения, корректно реагировать
на мнение, отличное от собственного);
- умение находить нестандартные решения и креативно мыслить
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 68 часа в год при 2 часах в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы
организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация,
познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование,
круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая
игра, выступления учащихся с показом презентаций, играпутешествие, правовая игра,
дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение
практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с
документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии на
предприятия, встречи с действующими предпринимателями.

Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения
учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской
деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта обучающихся;
2. Методы диалога и политолога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения. Освоение нового содержания
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории,
обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Основы предпринимательской
деятельности» являются:
- приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере
человеческой деятельности;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых
связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы
предпринимательской деятельности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей
(интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской
деятельности» являются:
- понимание основных принципов предпринимательской деятельности:
представление о роли предпринимательства в обществе;
- развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных
возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе
способности к самообразованию и саморазвитию;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее
выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и
составления бизнес-плана;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в
сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации,
прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм,
сопровождается графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности «Основы
предпринимательской деятельности»

Учебно-тематический план 6 класс (68 часов)
Раздел 1. История предпринимательства. (8 часа).
Раздел 2. Бизнес-модели. (12 часов). Купил – перепродал. Фактор пользы или
выгоды. Фактор стоимости и фактор прибыли.
Раздел 3. Анализ рынка. Выбор рыночной ниши. (20 часов). Ниша рынка:
что это и как в нее устроиться. Важные этапы анализа рынка. Самые доступные и
простые исследования рынка.
Раздел 4. Маркетинг и продвижение. (8 часов). Что такое реклама? "Как
корабль назовешь...". Продвижение товара (услуг). Важнейшие функции продвижения.
Практика рекламной деятельности.
Раздел 5. Командообразование. (8 часа). Сила команды. Роли в команде. Что
означает умение работать в команде? Какие преимущества дает бизнесу наличие
слаженной команды? Процесс командообразования.
Раздел 6. Налоги. Бухгалтерия для начинающих. (8 часа). Что такое налоги
и зачем они нужны. Кто такой бухгалтер. Моя мама – бухгалтер. Отчетность и
первичная документация.
Раздел 7. Юридические вопросы для начинающих. (4 часа). 8 Что такое
договор? Зачем фиксировать договоренности на бумаге. Партнерский договор.
Договор с клиентом.

№

Название темы

Количество
часов

История предпринимательства.
- История предпринимательства
- История предпринимательства России.
- Характерные черты предпринимательства в разные
эпохи

8

Бизнес-модели
- Купил – перепродал.
- Фактор пользы или выгоды.
- Фактор стоимости и фактор прибыли.
- Современные бизнес модели
- Бизнес модели в разных странах

12

4
5
6
7
8

Анализ рынка. Выбор рыночной ниши.
- Анализ рынка. Выбор рыночной ниши
- Ниша рынка: что это и как в нее устроиться.
- Важные этапы анализа рынка.
- Самые доступные и простые исследования рынка.
- Особенности рынка в разных городах

20

9
10
11
12
13

Маркетинг и продвижение
- Что такое реклама?
- "Как корабль назовешь...". Продвижение товара (услуг).
- Важнейшие функции продвижения.
- Практика рекламной деятельности

8

14
15
16
17

Командообразование

8

1
2
3

21

- Сила команды.
- Роли в команде. Что означает умение работать в
команде?
- Какие преимущества дает бизнесу наличие слаженной
команды?
- Процесс командообразования
Налоги. Бухгалтерия для начинающих
- Что такое налоги и зачем они нужны.
- Кто такой бухгалтер.
- Отчетность и первичная документация.

8

22
23
24

Юридические вопросы для начинающих
- Что такое договор? Зачем фиксировать договоренности
на бумаге.
- Партнерский договор. Договор с клиентом

4

Итого

68

18
19
20

25
26

7-8 класс (68 часов)
Раздел 1. Творческое и креативное мышление (8 часов). Креатив в создании
нового продукта. Техники креативного мышления. Упражнения.
Раздел 2. Гибкие навыки (Soft skills) (8 часов). Лидерские качества
предпринимателя. Способность к разумному риску. Способность к творчеству,
уверенность в себе, умение перехватить инициативу на рынке, организаторские
способности, стремление к успеху, воля к победе.
Раздел 3. Финансовая грамотность (4 часа). Финансовое планирование и
отчетность. Понятие о бухгалтерском учете и его роль в управлении фирмой.
Раздел 4. Структура предприятия (4 часа). Виды организационных структур
предприятия. Особенности типов организационных структур управления
предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная,
дивизиональная, матричная, комбинированная.
Раздел 5. Предприимчивость (4 часа). Упражнения на развитие
предпринимательских качеств. Навыки эффективного мышления. Задачи по ТРИЗ.
Раздел 6. История предпринимательства (4 часа). История
предпринимательства в России. Бизнес и предпринимательство.
Раздел 7. Бизнес-модели (4 часа). Производственный бизнес. Фактор пользы
или выгоды. Фактор стоимости и фактор прибыли.
Раздел 8. Анализ рынка. Выбор рыночной ниши (8 часов). Что такое рынок?
Как понять, что нужно покупателям. Особенности отношения потребителей к
продуктам, брендам и компаниям
Раздел 9. Маркетинг и продвижение (8 часов). Понятие Маркетинга. Понятие
бренда компании. Основные функции маркетинга. Цели маркетинга. Определение
бренда в маркетинге.
Раздел 10. Командообразование (8 часов). Выработка принятие
коллективных решений. Методы экспертных оценок. Метод сценариев. Мозговой
штурм.

Раздел 11. Налоги. Бухгалтерия для начинающих (4 часа). Пенсионная
система.
Раздел 12. Юридические вопросы для начинающих (4 часа). Юридические
основы предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательства.
Компоненты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства, их
отличительные особенности и сущность

№

Название темы

Количество
часов

Творческое и креативное мышление
- Творческое и креативное мышление
- Креатив в создании нового продукта.
- Техники креативного мышления.
- Упражнения креативного мышления.

8

Гибкие навыки (Soft skills)
- Лидерские качества предпринимателя.
- Способность к разумному риску.
- Способность к творчеству, уверенность в себе,
умение перехватить инициативу на рынке,
организаторские способности, стремление к успеху,
воля к победе

8

Финансовая грамотность
- Финансовое планирование и отчетность.
- Понятие о бухгалтерском учете и его роль в
управлении фирмой.
- Понятие о капитале

4

4

11
12

Структура предприятия
- Виды организационных структур предприятия.
- Особенности типов организационных структур
управления предприятием: линейная, функциональная,
линейно-функциональная, комбинированная

14

Предприимчивость
- Упражнения на развитие предпринимательских
качеств.
- Навыки эффективного мышления.

4

13

4

15
16

История предпринимательства.
- История предпринимательства в России.
- Бизнес и предпринимательство
Бизнес-модели
- Производственный бизнес. Фактор пользы или
выгоды.
- Фактор стоимости и фактор прибыли

4

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10

17
18

Анализ рынка.
- Выбор рыночной ниши.
- Что такое рынок?
- Как понять, что нужно покупателям.
- Особенности отношения потребителей к продуктам,
брендам и компаниям

8

Маркетинг и продвижение.
- Понятие Маркетинга.
- Понятие бренда компании.
- Основные функции маркетинга. Цели маркетинга.
- Определение бренда в маркетинге

8

23
24
25
26

Командообразование.
- Выработка принятие коллективных решений.
- Методы экспертных оценок.
- Метод сценариев.
- Мозговой штурм

8

27
28
29
30

4

31
32

Налоги. Бухгалтерия для начинающих
- Налоги. Бухгалтерия для начинающих
- Пенсионная система
Юридические вопросы для начинающих
- Юридические основы предпринимательской
деятельности. Формы и виды предпринимательства.
- Компоненты предпринимательской деятельности.
Виды предпринимательства, их отличительные
особенности и сущность.

4

Итого

68

19
20
21
22

33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».