РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Практикум по решению задач»
для обучающихся 2- 4 классов
Составитель: ФИО, категория
Райкова С.Г. 1КК
Журавлёва Е.И. БКК
Кардашина М.Ю. 1КК
Буркова Е.В. ВКК
Пермякова В.Н .ВКК
Шестова О.В. ВКК
Вахитова В.В. БКК
Екатеринбург 2025
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Практикум по решению задач» разработана для внеурочной деятельности с учащимися 2 - 4 классов
на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Направленность программы
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению
математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность будет
дополнительно направлена на решение разнообразных задач. В этом может помочь урок «Практикум по решению
математических задач», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, входящими, но углубляющими школьную программу,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать
навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным
возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы «Практикум по решению математических задач» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать
учебную задачу творчески, также направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и
других математических играх и конкурсах.
. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми
они овладевают на уроках математики.
Цель образовательной программы
Цель программы «Практикум по решению математических задач» – это создание условий для повышения уровня
математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности.
Задачи программы
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
повышение уровня математического развития;
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять
математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
учить правильно применять математическую терминологию;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Отличительные особенности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную
деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования
основ экологической ответственности как черты личности.
В результате прохождения программы урочной деятельности «Практикум по решению математических задач»
предполагается достичь следующих результатов
1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в
целом;
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения урочной деятельности «Практикум по решению математических задач» дети учатся видеть
сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться самому находить выход-ответ.
Урочная деятельность «Практикум по решению математических задач» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
С этой целью в занятия включены подвижные математические игры-задачи, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических
заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми. При организации урочной деятельности «Практикум по решению задач» целесообразно использовать
работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические задачи и задания могут принимать форму
состязаний, соревнований между командами.
Так же в программу включена проектная деятельность учащихся.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и
любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания программы «Практикум по решению математических задач» являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением
данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать
догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа ориентирована на учащихся 2 - 4 классов и рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий один раз в
неделю, срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности в учебной деятельности «Практикум по решению
математических задач» формируют у ребёнка компетенции осуществлять универсальные учебные действия:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
работать над проектной деятельностью;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной
задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
отрабатывать вычислительные навыки;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу
решения учебной задачи.
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Способы определения результативности и виды контроля
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской дистанционных математических конкурсах.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее
целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в
ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах
формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и
целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным
составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные
задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Работа над созданием и презентацией проекта.
Использование символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным
контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
2 класс.
№
уро
ка
Тема урока
Количес
тво
часов
Метопредметные результаты
деятельности
Предметные
результаты
Содержание занятия
Познавательная
Образовательные
ресурсы (включая
электронные,
цифровые)
Регулятивная
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
1
2
3
4
Инструктаж по
технике
безопасности.
Из истории
задач.
Арифметически
е задачи
каменного века.
Задачи,
раскрывающие
смысл операции
сложения и
вычитания
Живая счётная
машина
1ч
1ч
2ч
1ч
Ознакомительное занятие Вводное занятие.
по содержанию
Инструктаж по технике
программы.
безопасности. Занятие по
содержанию программы.
Задачи, созданные
нашими предками.
История возникновения
задач. Составление и
решение обратных задач.
Задачи на нахождение
суммы, на нахождение
остатка. Составление и
решение обратных задач.
Строить
высказывание в
устной форме.
Решение занимательных
Строить речевое
задач прошлых веков.
высказывание в
Проект «История задачи» устной и
письменной
форме.
Построение конструкции
по заданному образцу.
Работа в соответствии с
заданными условиями.
Проверка выполненной
работы.
Решение задач на
Поиск заданных фигур в
Контроль и
деление заданной фигуры фигурах сложной
оценка
на равные части.
конфигурации. Решение
процесса деятель
задач на деление
ности
заданной фигуры на
равные части.
Учитывать
правила в
планировании.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Учитывать
Библиотека ЦОК
правила в
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
планировании .
способа решения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Удерживать цель
деятельности;
оценивать
результаты
деятельности.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
5
Простые задачи,
раскрывающие
связь между
операциями
сложения и
вычитания
2ч
6
Секреты задач
1ч
7
8
9
Простые задачи,
раскрывающие
смысл
отношений
увеличить или
уменьшить на
несколько
единиц
2ч
Простые задачи
на разностное
сравнение
2ч
Составные
задачи на
нахождение
суммы
2ч
Решение задач на
нахождение неизвестного
слагаемого и
вычитаемого,
уменьшаемого.
Составление и решение
обратных задач.
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Усвоение понятий:
увеличить (уменьшить)
на столько-то единиц, и
слов: больше на…
(меньше на…)
Практическая работа
(отработка). Составление
задач, решение задач,
обоснование выбора
решения
Сравнение задач на
увеличение (уменьшение)
на несколько единиц с
задачами на разностное
сравнение. Практическая
работа (отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное -
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Задачи в стихах.
Построение конструкции
по заданному образцу.
Работа в соответствии с
условиями. Проверка
выполненной работы.
Проект «Секреты задач».
Построение задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц по
заданному образцу.
Проверка выполненной
работы.
Построение задач на
разностное сравнение по
заданному образцу.
Проверка выполненной
работы.
Построение составных
задач на нахождение
суммы по заданному
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Извлечение
информации из
выполняемых
заданий, анализ
чисел с целью
выделения
существенных
признаков,
установление
причинноследственных
связей, решение
рабочих задач,
построение
логической
цепочки
рассуждений
Строить речевое
высказывание в
устной и
Удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата,
вносить
изменения в
процесс
деятельности с
учетом ошибок,
оценивать
(сравнивать с
эталоном)
результаты
деятельности,
действовать по
алгоритму,
находить ошибки
и устанавливать
их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Различать способ Библиотека ЦОК
и результат
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
действия.
10
11
Составные
задачи на
нахождение
разности
1ч
Составные
задачи на
нахождение
слагаемого и
вычитаемого
2ч
несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
образцу. Проверка
выполненной работы.
письменной
форме.
Построение составных
задач на нахождение
разности по заданному
образцу. Решение и
составление ребусов,
содержащих задачи.
Заполнение числового
кроссворда.
Построение составных
задач на нахождение
слагаемого и
вычитаемого по
заданному образцу.
Проект: «Задачи вокруг
нас».
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Воспроизводить
по памяти
информацию,
наблюдать и
выявлять
особенности
математических
объектов,
устанавливать
причинноследственные
Применять
алгоритм
действий,
оценивать
доказательства и
рассуждения,
оценивать
результаты
деятельности,
находить и
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
12
Составные
задачи на
нахождение
остатка
2ч
13
Составные
задачи на
разностное
сравнение.
2ч
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
связи, решение
рабочих задач,
осознанное
построение
речевого
Составление задач на
высказывания,
нахождение остатка.
классификация и
Проверка работы.
Построение собственного сравнение, извле
чение
рисунка и описание его
шагов по решению таких информации из
выполняемых
задач.
заданий
Построение составных
задач на разностное
сравнение по заданному
образцу. Проверка
выполненной работы.
исправлять
ошибки,
постановка
учебной задачи,
выделение «что
Библиотека ЦОК
известно» и «что https://m.edsoo.ru/7f4129ea
неизвестно»,
проявление
волевого усилия в
преодолении
препятствий
работа по
алгоритму,
сличение
результата с
заданным
эталоном
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
14
15
Простые задачи,
раскрывающие
смысл
умножения
1ч
Простые задачи,
раскрывающие
смысл деления
2ч
Практическая работа
(отработка). Задачи на
нахождение
произведения.
Составление и решение
обратных зада
Практическая работа
(отработка). Решение
задач на деление на
равные части и на
деление по содержанию.
Составление и решение
обратных задач.
16
17
Простые задачи,
раскрывающие
смысл
отношений
увеличить или
уменьшить в
несколько раз
1ч
Задачи на
кратное
сравнение
1ч
Усвоение понятий:
увеличить (уменьшить) в
несколько раз, и слов:
больше в … раз (меньше
в…раз) Практическая
работа (отработка).
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Сравнение задач на
увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз с
задачами на кратное
сравнение. Практическая
работа (отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
Построение составных
задач на нахождение
разности по заданному
образцу. Решение и
составление ребусов,
содержащих задачи.
Заполнение числового
кроссворда.
Конструкторы: «кубики»,
«Паркеты и мозаика»,
«Весы» из электронного
приложения. Игры:
«Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками».
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры,
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Ознакомительное
занятие по содержанию
программы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Решение рабочих
задач, построение
логической
цепочки
рассуждений с
помощью
учителя;
наблюдать над
единицами
времени,
анализировать и
фиксировать
результаты;
воспроизводить
по памяти
информацию;
использовать
Удерживать цель
деятельности,
оценивать
рассуждения
«правильно –
неправильно
анализировать
эмоциональное
состояние от
деятельности,
сравнивать
результаты
деятельности с
эталоном.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
обоснование выбора
решения.
18
Математические
игры – задачи.
2ч
19
Задачи о часах и
про часы
2ч
20
Математические
игры – задачи.
2ч
21
Секреты задач
1ч
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры,
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Сравнение задач на
Построение конструкции
определение времени.
по заданному образцу.
Практическая работа
Определение времени по
(отработка).
часам с точностью до
Сопоставление задач,
часа. Часовой циферблат
решение задач,
с подвижными
обоснование выбора
стрелками. Конструктор
решения.
«Часы» из электронного
учебного пособия.
Проверка выполненной
работы.
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда.
Составление игр-задач.
Итоговое занятие.
Задачи с лишними или
Сравнение задач с
недостающими либо
лишними или
некорректными
недостающими либо
данными. Нестандартные
некорректными данными. задачи.
Нестандартные задачи.
знания о
свойствах чисел.
22
Геометрические
задачи.
1ч
Итоговое занятие.
Сравнение
геометрических задач.
Практическая работа
(отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения.
Задания на составление и
деление геометрических
фигур из заданных
частей. Проверка
выполненной работы.
Воспроизводить
по памяти
информацию,
наблюдать и
выявлять
особенности
математических
объектов,
устанавливать
причинноследственные
связи, решение
рабочих задач,
осознанное
построение
речевого
высказывания,
классификация и
сравнение,
извлечение
информации из
выполняемых
заданий.
Применять
алгоритм
действий,
оценивать
доказательства и
рассуждения,
оценивать
результаты
деятельности,
находить и
исправлять
ошибки,
постановка
учебной задачи,
выделение «что
известно» и «что
неизвестно»,
проявление
волевого усилия в
преодолении
препятствий
3 класс
№
уро
ка
Тема урока
Количес
тво
часов
Метопредметные результаты
деятельности
Предметные
результаты
Содержание занятия
Познавательная
Образовательные
ресурсы (включая
электронные,
цифровые)
Регулятивная
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
1
2
3
4
5
Инструктаж по
технике
безопасности.
Из истории
задач. 5 задач.
Арифметически
е задачи
каменного века.
Задачи,
раскрывающие
смысл операции
сложения и
вычитания.
1ч
1ч
2ч
Многошаговые
задачи.
1ч
Простые задачи,
раскрывающие
связь между
операциями
2ч
Ознакомительное занятие Вводное занятие.
по содержанию
Инструктаж по технике
программы.
безопасности. Занятие по
содержанию программы.
Задачи, созданные
нашими предками.
История возникновения
задач. Составление и
решение обратных задач.
Задачи на нахождение
суммы, на нахождение
остатка. Составление и
решение обратных задач.
Строить
высказывание в
устной форме.
Решение занимательных
Строить речевое
задач прошлых веков.
высказывание в
Проект «История задачи» устной и
письменной
форме.
Построение конструкции
по заданному образцу.
Работа в соответствии с
заданными условиями.
Проверка выполненной
работы.
Решение задач на
Поиск заданных фигур в
Контроль и
деление заданной фигуры фигурах сложной
оценка
на равные части.
конфигурации. Решение
процесса деятель
задач на деление
ности
заданной фигуры на
равные части.
Решение задач на
Решение нестандартных
нахождение неизвестного и занимательных задач.
слагаемого и
Задачи в стихах.
вычитаемого,
Учитывать
правила в
планировании.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Учитывать
Библиотека ЦОК
правила в
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
планировании .
способа решения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Удерживать цель
деятельности;
оценивать
результаты
деятельности.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
сложения и
вычитания
6
7
8
9
уменьшаемого.
Составление и решение
обратных задач.
Секреты задач.
Сложные
алгоритмы.
1ч
Задачи с
косвенными
вопросами.
2ч
Простые и
сложные задачи
на разностное
сравнение
2ч
Составные
задачи на
нахождение
суммы и
разности
2ч
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Усвоение понятий:
увеличить (уменьшить)
на столько-то единиц, и
слов: больше на…
(меньше на…)
Практическая работа
(отработка). Составление
задач, решение задач,
обоснование выбора
решения
Сравнение задач на
увеличение (уменьшение)
на несколько единиц с
задачами на разностное
сравнение. Практическая
работа (отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Построение конструкции
по заданному образцу.
Работа в соответствии с
условиями. Проверка
выполненной работы.
Проект «Секреты задач».
Построение задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц по
заданному образцу.
Проверка выполненной
работы.
Построение задач на
разностное сравнение по
заданному образцу.
Проверка выполненной
работы.
Построение составных
задач на нахождение
суммы по заданному
образцу. Проверка
выполненной работы.
Извлечение
информации из
выполняемых
заданий, анализ
чисел с целью
выделения
существенных
признаков,
установление
причинноследственных
связей, решение
рабочих задач,
построение
логической
цепочки
рассуждений
Строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
форме.
Удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата,
вносить
изменения в
процесс
деятельности с
учетом ошибок,
оценивать
(сравнивать с
эталоном)
результаты
деятельности,
действовать по
алгоритму,
находить ошибки
и устанавливать
их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Различать способ Библиотека ЦОК
и результат
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
действия.
10
11
Составные
задачи на
нахождение
разности.
1ч
Составные
задачи на
нахождение
слагаемого и
вычитаемого.
Введение
переменных.
2ч
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Построение составных
задач на нахождение
разности по заданному
образцу. Решение и
составление ребусов,
содержащих задачи.
Заполнение числового
кроссворда.
Построение составных
задач на нахождение
слагаемого и
вычитаемого по
заданному образцу.
Проект: «Задачи вокруг
нас».
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Воспроизводить
по памяти
информацию,
наблюдать и
выявлять
особенности
математических
объектов,
устанавливать
причинноследственные
связи, решение
рабочих задач,
Применять
алгоритм
действий,
оценивать
доказательства и
рассуждения,
оценивать
результаты
деятельности,
находить и
исправлять
ошибки,
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Решение задачи разными
способами.
12
Составные
задачи на
нахождение
остатка.
Умножение и
деление.
2ч
13
Составные
задачи на
разностное
сравнение.Умно
жение и
деление.
2ч
осознанное
построение
речевого
высказывания,
классификация и
Усложнение исходной
Составление задач на
сравнение, извле
простой задачи.
нахождение остатка.
чение
Моделирование (учить
Проверка работы.
различать существенное - Построение собственного информации из
выполняемых
несущественное, видеть рисунка и описание его
взаимосвязи
шагов по решению таких заданий
характеристик).
задач.
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
Построение составных
простой задачи.
задач на разностное
Моделирование (учить
сравнение по заданному
различать существенное - образцу. Проверка
несущественное, видеть выполненной работы.
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
постановка
учебной задачи,
выделение «что
известно» и «что
неизвестно»,
Библиотека ЦОК
проявление
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
волевого усилия в
преодолении
препятствий
работа по
алгоритму,
сличение
результата с
заданным
эталоном
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
14
15
Простые задачи,
раскрывающие
смысл
умножения.
1ч
Простые задачи,
раскрывающие
смысл деления.
2ч
Практическая работа
(отработка). Задачи на
нахождение
произведения.
Составление и решение
обратных зада
Практическая работа
(отработка). Решение
задач на деление на
равные части и на
деление по содержанию.
Составление и решение
обратных задач.
16
17
Простые задачи,
раскрывающие
смысл
отношений
увеличить или
уменьшить в
несколько раз.
Кратное
сравнение.
1ч
Задачи на
кратное
сравнение
1ч
Усвоение понятий:
увеличить (уменьшить) в
несколько раз, и слов:
больше в … раз (меньше
в…раз) Практическая
работа (отработка).
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Сравнение задач на
увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз с
задачами на кратное
сравнение. Практическая
работа (отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
Построение составных
задач на нахождение
разности по заданному
образцу. Решение и
составление ребусов,
содержащих задачи.
Заполнение числового
кроссворда.
Конструкторы: «кубики»,
«Паркеты и мозаика»,
«Весы» из электронного
приложения. Игры:
«Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками».
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры,
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Ознакомительное
занятие по содержанию
программы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Решение рабочих
задач, построение
логической
цепочки
рассуждений с
помощью
учителя;
наблюдать над
единицами
времени,
анализировать и
фиксировать
результаты;
воспроизводить
по памяти
информацию;
использовать
Удерживать цель
деятельности,
оценивать
рассуждения
«правильно –
неправильно
анализировать
эмоциональное
состояние от
деятельности,
сравнивать
результаты
деятельности с
эталоном.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
обоснование выбора
решения.
18
19
20
21
Математические
игры – задачи.
Пропорции
2ч
Задачи о часах и
про
часы.
Пропорции
2ч
Математические
игры – задачи.
2ч
Секреты задач
1ч
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры,
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Сравнение задач на
Построение конструкции
определение времени.
по заданному образцу.
Практическая работа
Определение времени по
(отработка).
часам с точностью до
Сопоставление задач,
часа. Часовой циферблат
решение задач,
с подвижными
обоснование выбора
стрелками. Конструктор
решения.
«Часы» из электронного
учебного пособия.
Проверка выполненной
работы.
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда.
Составление игр-задач.
Итоговое занятие.
Задачи с лишними или
Сравнение задач с
недостающими либо
лишними или
некорректными
недостающими либо
данными. Нестандартные
некорректными данными. задачи.
Нестандартные задачи.
знания о
свойствах чисел.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
22
Геометрические
задачи. Деление
с остатком.
1ч
Итоговое занятие.
Сравнение
геометрических задач.
Практическая работа
(отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения.
Задания на составление и
деление геометрических
фигур из заданных
частей. Проверка
выполненной работы.
Воспроизводить
по памяти
информацию,
наблюдать и
выявлять
особенности
математических
объектов,
устанавливать
причинноследственные
связи, решение
рабочих задач,
осознанное
построение
речевого
высказывания,
классификация и
сравнение,
извлечение
информации из
выполняемых
заданий.
Применять
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
алгоритм
действий,
оценивать
доказательства и
рассуждения,
оценивать
результаты
деятельности,
находить и
исправлять
ошибки,
постановка
учебной задачи,
выделение «что
известно» и «что
неизвестно»,
проявление
волевого усилия в
преодолении
препятствий
4 класс
№
уро
ка
Тема урока
Количес
тво
часов
Метопредметные результаты
деятельности
Предметные
результаты
Содержание занятия
Познавательная
Образовательные
ресурсы (включая
электронные,
цифровые)
Регулятивная
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
1
2
3
4
Инструктаж по
технике
безопасности.
Решение задач.
Арифметически
е задачи
каменного века.
Деление с
остатком.
Задачи,
раскрывающие
смысл операции
сложения и
вычитания.
Движение.
Деление с
остатком.
Время. Часы.
1ч
1ч
2ч
1ч
Ознакомительное занятие Вводное занятие.
по содержанию
Инструктаж по технике
программы.
безопасности. Занятие по
содержанию программы.
Задачи, созданные
Решение занимательных
нашими предками.
задач прошлых веков.
История возникновения Проект «История задачи»
задач. Составление и
решение обратных задач.
Задачи на нахождение
Построение конструкции
суммы, на нахождение
по заданному образцу.
остатка. Составление и
Работа в соответствии с
решение обратных задач. заданными условиями.
Проверка выполненной
работы.
Решение задач на
Поиск заданных фигур в
деление заданной фигуры фигурах сложной
на равные части.
конфигурации. Решение
задач на деление
заданной фигуры на
равные части.
Строить
высказывание в
устной форме.
Учитывать
правила в
планировании.
Строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
форме.
Учитывать
Библиотека ЦОК
правила в
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
планировании .
способа решения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Контроль и
оценка
процесса деятель
ности
Удерживать цель
деятельности;
оценивать
результаты
деятельности.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
5
6
7
8
9
Простые задачи,
раскрывающие
связь между
операциями
сложения и
вычитания.
Задачи на части.
Секреты задач.
Деление с
остатком.
2ч
Простые задачи,
раскрывающие
смысл
отношений
увеличить или
уменьшить на
несколько
единиц. Масса,
объём.
2ч
Простые задачи
на разностное
сравнение.
Масса, объём.
2ч
Составные
задачи на
нахождение
2ч
1ч
Решение задач на
нахождение неизвестного
слагаемого и
вычитаемого,
уменьшаемого.
Составление и решение
обратных задач.
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Усвоение понятий:
увеличить (уменьшить)
на столько-то единиц, и
слов: больше на…
(меньше на…)
Практическая работа
(отработка). Составление
задач, решение задач,
обоснование выбора
решения
Сравнение задач на
увеличение (уменьшение)
на несколько единиц с
задачами на разностное
сравнение. Практическая
работа (отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное -
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Задачи в стихах.
Построение конструкции
по заданному образцу.
Работа в соответствии с
условиями. Проверка
выполненной работы.
Проект «Секреты задач».
Построение задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц по
заданному образцу.
Проверка выполненной
работы.
Построение задач на
разностное сравнение по
заданному образцу.
Проверка выполненной
работы.
Построение составных
задач на нахождение
суммы по заданному
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Извлечение
информации из
выполняемых
заданий, анализ
чисел с целью
выделения
существенных
признаков,
установление
причинноследственных
связей, решение
рабочих задач,
построение
логической
цепочки
рассуждений
Строить речевое
высказывание в
устной и
Удерживать цель
деятельности до
получения ее
результата,
вносить
изменения в
процесс
деятельности с
учетом ошибок,
оценивать
(сравнивать с
эталоном)
результаты
деятельности,
действовать по
алгоритму,
находить ошибки
и устанавливать
их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Различать способ Библиотека ЦОК
и результат
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
действия.
суммы. Масса,
объём.
10
11
Составные
задачи на
нахождение
разности.
Периметр,
площадь.
1ч
Составные
задачи на
нахождение
слагаемого и
вычитаемого.
Периметр,
площадь.
2ч
несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
образцу. Проверка
выполненной работы.
письменной
форме.
Построение составных
задач на нахождение
разности по заданному
образцу. Решение и
составление ребусов,
содержащих задачи.
Заполнение числового
кроссворда.
Построение составных
задач на нахождение
слагаемого и
вычитаемого по
заданному образцу.
Проект: «Задачи вокруг
нас».
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Воспроизводить
по памяти
информацию,
наблюдать и
выявлять
особенности
математических
объектов,
устанавливать
причинноследственные
Применять
алгоритм
действий,
оценивать
доказательства и
рассуждения,
оценивать
результаты
деятельности,
находить и
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
12
Составные
задачи на
нахождение
остатка.
Периметр,
площадь.
2ч
13
Составные
задачи на
разностное
сравнение.Логич
еские задачи.
2ч
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
Усложнение исходной
простой задачи.
Моделирование (учить
различать существенное несущественное, видеть
взаимосвязи
характеристик).
Разбиение задачи на
подзадачи,
аналитический разбор
задачи, рефлексия
(восстановление способа,
анализ результатов).
Решение задачи разными
способами.
связи, решение
рабочих задач,
осознанное
построение
речевого
Составление задач на
высказывания,
нахождение остатка.
классификация и
Проверка работы.
Построение собственного сравнение, извле
чение
рисунка и описание его
шагов по решению таких информации из
выполняемых
задач.
заданий
Построение составных
задач на разностное
сравнение по заданному
образцу. Проверка
выполненной работы.
исправлять
ошибки,
постановка
учебной задачи,
выделение «что
Библиотека ЦОК
известно» и «что https://m.edsoo.ru/7f4129ea
неизвестно»,
проявление
волевого усилия в
преодолении
препятствий
работа по
алгоритму,
сличение
результата с
заданным
эталоном
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
14
15
Логические
задачи.
1ч
Логические
задачи.
2ч
Практическая работа
(отработка). Задачи на
нахождение
произведения.
Составление и решение
обратных зада
Практическая работа
(отработка). Решение
задач на деление на
равные части и на
деление по содержанию.
Составление и решение
обратных задач.
16
17
Задачи на
опредеение
порядка.
1ч
Задачи на
кратное
сравнение.
Задачи на
расстановку
предметов.
1ч
Усвоение понятий:
увеличить (уменьшить) в
несколько раз, и слов:
больше в … раз (меньше
в…раз) Практическая
работа (отработка).
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Сравнение задач на
увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз с
задачами на кратное
сравнение. Практическая
работа (отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
Построение составных
задач на нахождение
разности по заданному
образцу. Решение и
составление ребусов,
содержащих задачи.
Заполнение числового
кроссворда.
Конструкторы: «кубики»,
«Паркеты и мозаика»,
«Весы» из электронного
приложения. Игры:
«Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками».
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры,
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Ознакомительное
занятие по содержанию
программы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.
Решение рабочих
задач, построение
логической
цепочки
рассуждений с
помощью
учителя;
наблюдать над
единицами
времени,
анализировать и
фиксировать
результаты;
воспроизводить
по памяти
информацию;
использовать
Удерживать цель
деятельности,
оценивать
рассуждения
«правильно –
неправильно
анализировать
эмоциональное
состояние от
деятельности,
сравнивать
результаты
деятельности с
эталоном.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
обоснование выбора
решения.
18
19
20
21
Задачи на
взвешивание.
2ч
Задачи о часах и
про часы. С
использованием
таблиц.
2ч
Математические
игры – задачи.
Дроби.
2ч
Секреты задач.
Дроби.
1ч
Решение нестандартных
и занимательных задач.
Составление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры,
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Сравнение задач на
Построение конструкции
определение времени.
по заданному образцу.
Практическая работа
Определение времени по
(отработка).
часам с точностью до
Сопоставление задач,
часа. Часовой циферблат
решение задач,
с подвижными
обоснование выбора
стрелками. Конструктор
решения.
«Часы» из электронного
учебного пособия.
Проверка выполненной
работы.
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда.
Составление игр-задач.
Итоговое занятие.
Задачи с лишними или
Сравнение задач с
недостающими либо
лишними или
некорректными
недостающими либо
данными. Нестандартные
некорректными данными. задачи.
Нестандартные задачи.
знания о
свойствах чисел.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
22
Геометрические
задачи.
Масштаб.
1ч
Итоговое занятие.
Сравнение
геометрических задач.
Практическая работа
(отработка).
Сопоставление задач,
решение задач,
обоснование выбора
решения.
Задания на составление и
деление геометрических
фигур из заданных
частей. Проверка
выполненной работы.
Воспроизводить
по памяти
информацию,
наблюдать и
выявлять
особенности
математических
объектов,
устанавливать
причинноследственные
связи, решение
рабочих задач,
осознанное
построение
речевого
высказывания,
классификация и
сравнение,
извлечение
информации из
выполняемых
заданий.
Применять
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
алгоритм
действий,
оценивать
доказательства и
рассуждения,
оценивать
результаты
деятельности,
находить и
исправлять
ошибки,
постановка
учебной задачи,
выделение «что
известно» и «что
неизвестно»,
проявление
волевого усилия в
преодолении
препятствий
Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2015
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы.
М., 2014
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная
школа. — 2009.
Лавлинскова Е.Ю.Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.