Современные информационные технологии 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Современные информационные технологии» на
уровне среднего общего образования даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами
учебного предмета «Современные информационные технологии» на базовом
уровне,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Программа по курсу «Современные информационные технологии»
определяет количественные и качественные характеристики учебного
материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного
наполнения разного вида контроля.
Программа курса «Современные информационные технологии» на
уровне среднего общего образования отражает:
сущность курса как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в
различных системах;
основные области применения данного курса, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер курса «Современные информационные
технологии» и информационной деятельности человека.
Курс «Современные информационные технологии» на уровне среднего
общего образования является дополнением к непрерывной подготовке
обучающихся в области информатики и информационно-коммуникационных
технологий, он опирается на содержание курса информатики уровня
основного общего образования и опыт постоянного применения
информационно-коммуникационных технологий, даёт теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании учебного предмета «Современные информационные
технологии» выделяется один тематический раздел «Информационные
технологии».
Раздел «Информационные технологии» охватывает вопросы применения
информационных технологий, реализованных в прикладных программных
продуктах и интернет-сервисах, в том числе при решении задач анализа
данных, использование баз данных и электронных таблиц для решения
прикладных задач.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Современные
информационные технологии» ориентированы в первую очередь на общую

функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной
жизни и общего развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания.
Основная цель изучения учебного предмета «Современные
информационные технологии» на базовом уровне для уровня среднего общего
образования – обеспечение дальнейшего развития информационных
компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В
связи с этим изучение информатики в 10 – 11 классах должно обеспечить:
сформированность
представлений
о
роли
информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
На изучение курса «Современные информационные технологии»
отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа
(1 час в неделю).
Изучение курса «Современные информационные технологии» дополняет
подготовку обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской

деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности Единого
государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Информационные технологии
Технология работы с текстовой информацией
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и
технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.
Связывание и внедрение объектов в документе. Гипертекстовое
представление информации. Брошюра. Документы сложной структуры.
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы
электронных таблиц. Типы данных. Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей. Основные способы
представления математических зависимостей между данными. Использование
электронных таблиц для обработки числовых данных. Построение и
редактирование диаграмм. Моделирование процессов в среде ЭТ.
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование
данных. Построение информационной модели для решения поставленной
задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.
Автоматическая обработка данных в среде ЭТ.
Технология работы с графической информацией
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы
с графикой. Особенности растровой графики. Редактор растровых
изображений Adobe Photoshop. Палитры. Создание многослойных
изображений. Коррекция. Выделение. Трансформация. Коллаж. Работа с
цветом. Ретушь. Градиент. Работа с текстом. Слои-маски. Фильтры.
Анимация. Особенности векторной графики. Редактор растровых
изображений CorelDraw. Инструменты. Цвет, заливка, обводка. Кривые Безье.
Типы узлов. Эффекты объема и перетекания. Деформация. Работа с текстом.
Современные программные средства и сервисы Интернет
Современные сервисы Интернет. Поиск и систематизация информации,
выбор способа хранения информации. Создание общего ресурса, знакомство с
Google - диском. Организация личной информационной среды. Работа с

офисными приложениями в облаке. Создание совместных документов.
Создание анкет. Теоретические основы работы с видео. Современные
видеоредакторы. Особенности современного этапа развития ИТ, перспективы.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
Технология создания веб-сайта
Веб-сайты. Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и
технологические особенности. Основы веб-дизайна. Современные
конструкторы сайтов. Структура сайта, подбор материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса
и общественной практики, за счёт понимания роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Современные информационные
технологии» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы метапредметные результаты, отражённые в универсальных
учебных действиях, а именно: познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса «Современные информационные технологии»
в дополнение к курсу информатики в 10 классе обучающимися будут
достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный
эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;

владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной
специализации;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
материалов, размещённых в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды);
владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах
счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
В процессе изучения курса «Современные информационные технологии»
в дополнение к курсу информатики в 11 классе обучающимися будут
достигнуты следующие предметные результаты:
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование методов
и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности,
предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами
ориентированного ациклического графа;
умение читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#),
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять
без использования компьютера результаты выполнения несложных программ,
включающих циклы, ветвленияи подпрограммы, при заданных исходных
данных, модифицировать готовые программы для решения новых задач,

использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур,
функций);
умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые
алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора простых сомножителей, нахождение
максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10, вычисление
обобщённых
характеристик
элементов
массива
или
числовой
последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с
вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных
(включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и
наименьшего значений, решение уравнений);
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ
результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие
модели моделируемому объекту или процессу, представлять результаты
моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей
цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных
сервисов,
понимание
возможностей
и
ограничений
технологий
искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений об
использовании информационных технологий в различных профессиональных
сферах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Информационные технологии
1.1

Техника безопасности

1

1.2

Классификация текстовых редакторов

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1.3

Форматирование документа.

Проверочная работа № 1

https://myschool.edu.ru

1.4

Основные приемы преобразования текстов

1

https://myschool.edu.ru

1.5

Связывание и внедрение объектов в
документе

1

https://myschool.edu.ru

1.6

Графические информационные объекты

1

https://myschool.edu.ru

1.7

Особенности работы с растровыми
изображениями

1

https://myschool.edu.ru

1.8

Работа с выделенными областями

1

https://myschool.edu.ru

1.9

Работа со слоями

1

https://myschool.edu.ru

1.10

Выделение и трансформация

1

https://myschool.edu.ru

1.11

Работа с цветом

1

https://myschool.edu.ru

1.12

Работа с текстом

1

https://myschool.edu.ru

1.13

Градиент

1

https://myschool.edu.ru

1.14

Динамические (электронные) таблицы как
информационные объекты.
Проверочная работа № 2

1

https://myschool.edu.ru

1.15

Средства и технологии работы с таблицами

1

https://myschool.edu.ru

1.16

Выбор способа представления информации
в соответствии с поставленной задачей

1

https://myschool.edu.ru

1.17

Работа с формулами, моделирование
процессов в среде ЭТ

1

https://myschool.edu.ru

1.18

Использование электронных таблиц для
обработки числовых данных

1

https://myschool.edu.ru

1.19

Статистические функции в ЭТ

1

https://myschool.edu.ru

1.20

Поиск и систематизация информации,
выбор способа хранения информации

1

https://myschool.edu.ru

1.21

Организация личной информационной
среды

1

https://myschool.edu.ru

1.22

Работа с офисными приложениями в
облаке

1

https://myschool.edu.ru

1.23

Создание совместных документов

1

https://myschool.edu.ru

1.24

Создание анкет

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1.25

Виды веб-сайтов, функциональные,
структурные и технологические
особенности

1.26

Основы веб-дизайна

1

https://myschool.edu.ru

1.27

Разработка структуры сайта

3

https://myschool.edu.ru

4

https://myschool.edu.ru

Создание сайта на заданную тематику.
1.28

Проверочная работа № 3

1.29

Представление результата работы по
созданию сайта

https://myschool.edu.ru

1

Итого по разделу

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

0

0

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Информационные технологии
1

1.3

Создание и редактирование документа
сложной структуры
Гипертекстовое представление
информации.
Проверочная работа № 1
Документы сложной структуры

1.4

Моделирование процессов в среде ЭТ

2

https://myschool.edu.ru

2

https://myschool.edu.ru

2

https://myschool.edu.ru

4

https://myschool.edu.ru

1.8

Построение информационной модели для
решения поставленной задачи
Автоматическая обработка данных в среде
ЭТ
Работа с растровой графикой в программе
Photoshop (Gimp).
Проверочная работа № 2
Анимация в программе Photoshop (Gimp)

2

https://myschool.edu.ru

1.9

Трехмерная графика

2

https://myschool.edu.ru

Особенности создания и работы с
векторными изображениями
Рабочее окно CorelDRAW

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1.1
1.2

1.5
1.6
1.7

1.10
1.11

https://myschool.edu.ru

1

1

https://myschool.edu.ru

https://myschool.edu.ru

1.12

Основы работы с объектами

2

https://myschool.edu.ru

1.13

Кривые Безье. Типы узлов

1

https://myschool.edu.ru

1.14

Создание рисунков из кривых

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1.16

Методы упорядочения и объединения
объектов
Эффекты объема и перетекания

1

https://myschool.edu.ru

1.17

Деформация. Работа с текстом

1

https://myschool.edu.ru

Разработка логотипа города, группы,
мероприятия, фирмы
Особенности современного этапа развития
ИТ, перспективы
Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике

2

https://myschool.edu.ru

2

https://myschool.edu.ru

4

https://myschool.edu.ru

1.15

1.18
1.19
1.20

Итого по разделу

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1.

Техника безопасности

1

https://myschool.edu.ru

2.

Классификация
текстовых редакторов

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

3.

Форматирование
документа.

Проверочная работа № 1
4.

Основные приемы
преобразования текстов

1

https://myschool.edu.ru

5.

Связывание и внедрение
объектов в документе

1

https://myschool.edu.ru

6.

Графические
информационные объекты

1

https://myschool.edu.ru

7.

Особенности работы с
растровыми
изображениями

1

https://myschool.edu.ru

8.

Работа с выделенными
областями

1

https://myschool.edu.ru

9.

Работа со слоями

1

https://myschool.edu.ru

10.

Выделение и
трансформация

1

https://myschool.edu.ru

11.

Работа с цветом

1

https://myschool.edu.ru

12.

Работа с текстом

1

https://myschool.edu.ru

13.

Градиент

1

https://myschool.edu.ru

14.

Динамические
(электронные) таблицы как
информационные объекты.
Проверочная работа № 2

1

https://myschool.edu.ru

15.

Средства и технологии
работы с таблицами

1

https://myschool.edu.ru

16.

Выбор способа
представления
информации в
соответствии с
поставленной задачей

1

https://myschool.edu.ru

17.

Работа с формулами,
моделирование процессов
в среде ЭТ

1

https://myschool.edu.ru

18.

Использование
электронных таблиц для
обработки числовых
данных

1

https://myschool.edu.ru

19.

Статистические функции в
ЭТ

1

https://myschool.edu.ru

20.

Поиск и систематизация
информации, выбор
способа хранения
информации

1

https://myschool.edu.ru

21.

Организация личной
информационной среды

1

https://myschool.edu.ru

22.

Работа с офисными
приложениями в облаке

1

https://myschool.edu.ru

23.

Создание совместных
документов

1

https://myschool.edu.ru

24.

Создание анкет

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

25.

Виды веб-сайтов,
функциональные,
структурные и
технологические
особенности

26.

Основы веб-дизайна

1

https://myschool.edu.ru

27.

Разработка структуры
сайта

1

https://myschool.edu.ru

28.

Разработка структуры
сайта

1

https://myschool.edu.ru

29.

Разработка структуры
сайта

1

https://myschool.edu.ru

30.

Создание сайта на
заданную тематику.

1

https://myschool.edu.ru

31.

Создание сайта на
заданную тематику.

1

https://myschool.edu.ru

32.

Создание сайта на
заданную тематику.

1

https://myschool.edu.ru

33.

Проверочная работа № 3

1

https://myschool.edu.ru

34.

Представление результата
работы по созданию сайта

1

https://myschool.edu.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.

Количество часов
Тема урока

Создание и
редактирование документа
сложной структуры
Гипертекстовое
представление
информации.
Проверочная работа № 1
Документы сложной
структуры
Моделирование процессов
в среде ЭТ
Моделирование процессов
в среде ЭТ
Построение
информационной модели
для решения поставленной
задачи
Построение
информационной модели
для решения поставленной
задачи
Автоматическая обработка
данных в среде ЭТ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

1

https://myschool.edu.ru

9.

Автоматическая обработка
данных в среде ЭТ

1

https://myschool.edu.ru

10.

Работа с растровой
графикой в программе
Photoshop (Gimp).
Проверочная работа № 2

1

https://myschool.edu.ru

11.

Работа с растровой
графикой в программе
Photoshop (Gimp).
Проверочная работа № 2

1

https://myschool.edu.ru

12.

Работа с растровой
графикой в программе
Photoshop (Gimp).
Проверочная работа № 2

1

https://myschool.edu.ru

13.

Работа с растровой
графикой в программе
Photoshop (Gimp).
Проверочная работа № 2

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

16.

Анимация в программе
Photoshop (Gimp)
Анимация в программе
Photoshop (Gimp)
Трехмерная графика

17.

Трехмерная графика

14.
15.

18.
19.
20.

Особенности создания и
работы с векторными
изображениями
Рабочее окно CorelDRAW

1
1

https://myschool.edu.ru

1
1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.

31.

32.

Основы работы с
объектами
Основы работы с
объектами
Кривые Безье. Типы узлов
Создание рисунков из
кривых
Методы упорядочения и
объединения объектов
Эффекты объема и
перетекания
Деформация. Работа с
текстом
Разработка логотипа
города, группы,
мероприятия, фирмы
Особенности
современного этапа
развития ИТ, перспективы
Особенности
современного этапа
развития ИТ, перспективы
Использование основных
методов информатики и
средств ИКТ при анализе
процессов в обществе,
природе и технике
Использование основных
методов информатики и
средств ИКТ при анализе

1

https://myschool.edu.ru

1
1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

1

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

процессов в обществе,
природе и технике

33.

34.

Использование основных
методов информатики и
средств ИКТ при анализе
процессов в обществе,
природе и технике
Использование основных
методов информатики и
средств ИКТ при анализе
процессов в обществе,
природе и технике

1

https://myschool.edu.ru

1

https://myschool.edu.ru

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1

1.1

1.2

1.3

2

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
###Par###По теме «Цифровая грамотность»
###Par###Владение представлениями о роли информации и
связанных с ней процессов в природе, технике и обществе,
понятиями «информация», «информационный процесс», «система»,
«компоненты системы», «системный эффект», «информационная
система», «система управления»; владение методами поиска
информации в сети Интернет; умение критически оценивать
информацию, полученную из сети Интернет
###Par###Умение характеризовать большие данные, приводить
примеры источников их получения и направления использования
###Par###Понимание основных принципов устройства и
функционирования современных стационарных и мобильных
компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами и
основными видами программного обеспечения для решения
учебных задач по выбранной специализации
###Par###По теме «Теоретические основы информатики»

2.1

###Par###Понимание
основных
принципов
дискретизации
различных
видов
информации;
умение
определять
информационный объём текстовых, графических и звуковых
данных при заданных параметрах дискретизации

2.2

###Par###Умение строить неравномерные коды, допускающие
однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и
исправлять ошибки при передаче данных

2.3

###Par###Владение теоретическим аппаратом, позволяющим
осуществлять представление заданного натурального числа в
различных системах счисления

###Par###Владение теоретическим аппаратом, позволяющим
выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики

2.4

###Par###По теме «Информационные технологии»

3

3.1

###Par###Умение
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с использованием
возможностей современных программных средств и облачных
сервисов

3.2

###Par###Умение использовать табличные (реляционные) базы
данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том
числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных

3.3

###Par###Умение использовать электронные таблицы для анализа,
представления и обработки данных (включая вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений,
решение уравнений)

11 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
###Par###По теме «Цифровая грамотность»
###Par###Наличие представлений о компьютерных сетях и их

1.1

1.2

2

роли в современном мире; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений
###Par###Умение организовывать личное информационное
пространство с использованием различных средств цифровых
технологий; понимание возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание
возможностей
и
ограничений
технологий
искусственного интеллекта в различных областях; наличие
представлений об использовании информационных технологий в
различных профессиональных сферах
###Par###По теме «Теоретические основы информатики»

2.1
3

###Par###Владение теоретическим аппаратом, позволяющим
определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество
путей между вершинами ориентированного ациклического графа
###Par###По теме «Алгоритмы и программирование»
###Par###Умение читать и понимать программы, реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных
(в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для
изучения универсальном языке программирования высокого

3.1

3.2

3.3

уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); умение анализировать
алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без
использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при
заданных исходных данных
###Par###Умение модифицировать готовые программы для
решения новых задач, использовать их в своих программах в
качестве подпрограмм (процедур, функций)
###Par###Умение реализовать этапы решения задач на
компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения
языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java,
С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов: представление числа в виде
набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщённых характеристик элементов массива или
числовой последовательности (суммы, произведения среднего
арифметического, минимального и максимального элементов,
количества элементов, удовлетворяющих заданному условию);
сортировку элементов массива

4

4.1

###Par###По теме «Информационные технологии»
###Par###Умение использовать компьютерно-математические
модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель
моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в
ходе моделирования;
оценивать
адекватность
модели
моделируемому объекту или процессу; представлять результаты
моделирования в наглядном виде

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

10 КЛАСС
Код
1

Проверяемый элемент содержания
###Par###Цифровая грамотность

1.1

###Par###Принципы работы компьютера. Персональный компьютер.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач

1.2

###Par###Основные тенденции развития компьютерных технологий.
Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства

1.3

###Par###Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация
хранения и обработки данных с использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных устройств

2

###Par###Теоретические основы информатики

2.1

###Par###Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование

2.2

###Par###Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано

2.3

###Par###Подходы к измерению информации. Сущность объёмного
(алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с
точки зрения алфавитного подхода, связь между размером алфавита и
информационным весом символа (в предположении о равновероятности
появления символов), связь между единицами измерения информации:
бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения

2.4

###Par###Информационные процессы. Передача информации. Источник,
приёмник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при
передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение
информации, объём памяти

2.5

###Par###Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь

2.6

###Par###Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел
в позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы

счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в
десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы
счисления в P-ичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления, перевод чисел между этими системами.
Арифметические операции в позиционных системах счисления
2.7

###Par###Представление целых и вещественных чисел в памяти
компьютера
###Par###Кодирование

2.8

2.9

2.10

текстов.

Кодировка

кодировки. Стандарт UNICODE. Кодировка
информационного объёма текстовых сообщений

ASCII.
UTF-8.

Однобайтные
Определение

###Par###Кодирование изображений. Оценка информационного объёма
растрового графического изображения при заданном разрешении и
глубине кодирования цвета. Кодирование звука. Оценка информационного
объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и
разрядности кодирования
###Par###Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция»,
«инверсия», «импликация», «эквиваленция». Логические выражения.
Вычисление логического значения составного высказывания при
известных значениях входящих в него элементарных высказываний.
Таблицы истинности логических выражений. Логические операции и
операции над множествами. Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические
функции. Построение логического выражения с данной таблицей
истинности. Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор.
Построение схемы на логических элементах по логическому выражению.
Запись логического выражения по логической схеме

3

3.1

###Par###Информационные технологии
###Par###Текстовый процессор. Редактирование и форматирование.
Проверка орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в
текстовом процессоре. Использование стилей. Структурированные
текстовые документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы.
Коллективная работа с документом. Инструменты рецензирования в
текстовых процессорах. Деловая переписка. Реферат. Правила
цитирования источников и оформления библиографических ссылок.
Оформление списка литературы

11 КЛАСС
Код
1
1.1
2

2.1

2.2

Проверяемый элемент содержания
###Par###Цифровая грамотность
###Par###Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных
сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён
###Par###Теоретические основы информатики
###Par###Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие
модели моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных
задач. Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики)
###Par###Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между
вершинами ориентированного ациклического графа)

2.3

3

###Par###Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии. Использование графов и
деревьев при описании объектов и процессов окружающего мира
###Par###Алгоритмы и программирование

3.1

###Par###Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый
результат

3.2

###Par###Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования
(Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка
программирования. Типы данных: целочисленные, вещественные,
символьные, логические. Ветвления. Составные условия. Циклы с условием.
Циклы по переменной. Использование таблиц трассировки
###Par###Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки

3.3

конечной числовой последовательности (вычисление сумм, произведений,
количества элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи
чисел в позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом

перебора (поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел,
проверка числа на простоту)
3.4

###Par###Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк
###Par###Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов
массива, подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения

3.5

4

элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего
(наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов
массива в обратном порядке. Сортировка одномерного массива. Простые
методы сортировки (например, метод пузырька, метод выбора, сортировка
вставками). Подпрограммы
###Par###Информационные технологии
###Par###Анализ
прогнозирование,

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

данных.
Основные
задачи
анализа
данных:
классификация, кластеризация, анализ отклонений.

Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных,
очистка и оценка качества данных, выбор и (или) построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов
###Par###Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление
суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений
диапазона
###Par###Компьютерно-математические модели. Этапы компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования
###Par###Численное решение уравнений с помощью подбора параметра
###Par###Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах. Многотабличные базы данных. Типы связей
между таблицами. Запросы к многотабличным базам данных

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика. 10 класс. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика. 11 класс. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие, 2023
Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».