Обществознание 8-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество:
учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные
аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие
эти взаимодействия социальные нормы. Изучение обществознания,
включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в
современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны,
правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национ­альным ценностям. Привлечение при изучении
обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической
и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их. Изучение обществознания содействует
вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же
время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

● Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
амосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

с­

● развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской
Федерации;

● развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения, основанного
на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

● формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;

● владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества
и государства);
● создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансовоэкономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;

● формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс.
Общее количество времени на четыре года обучения составляет 68 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый
рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.

Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная
карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское
обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов
и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и
формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежнокредитная политика Российской Федерации. Государственная политика
по развитию конкуренции. Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и
религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.

Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.

Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические
партии,
их
роль
в
демократическом
Общественнополитические организации. Гражданин

обществе.

и государство.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Россия – социальное государство. Основные направления и
приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в
Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.

Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения,

автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов
Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.

Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности.
Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в
диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.

Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и
личная значимость здорового образа жизни.

Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и
возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.

Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных

модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы)
охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер
жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе
вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского
права» замыкает изучение курса в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные
и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения,
отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского
воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического
воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам;

историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосв­ язи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать

происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений
и процессов; устанавливать существенный признак классификации
социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиб­ олее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв
между
реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по
самостоятельно составленному плану небольшое исследование по

установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных
связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость
и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации; оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно
запоминать
и
систематизировать
информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать
невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная
деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,

принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях
● осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её
основных проявлениях, экономических системах, собственности,
механизме
рыночного
регулирования
экономики,
финансовых
отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии
государственной политики на развитие конкуренции;
● характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и предложения на
рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
● приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности
производства;
● классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;

сравнивать различные способы хозяйствования;
● устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социальноэкономических кризисов в государстве;
● использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
●

основных механизмов государственного регулирования экономики,
государственной
политики
по
развитию
конкуренции,
социальноэкономической роли и функций предпринимательства, причин
и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового
поведения;
● определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
● решать
познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных
способов повышения эффективности производства; отражающие
типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической
деятельности; отражающие процессы;

●

●

●

●

●

●
●

овладевать
смысловым
чтением,
преобразовывать
текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в
том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных
последствиях безработ­ицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически
оценивать
социальную
информацию,
включая
экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения
их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои
экономические интересы; практики осуществления экономических
действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; использования различных способов повышения эффективности
производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии
и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора
форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей,
выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,

●

на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми
разных культур.

Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни
общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об
информации как важном ресурсе современного общества;

характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру
и информационную безопасность;
● приводить примеры политики российского государства в сфере культуры
и образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;
●

●

классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные
науки, виды искусств;
● устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
● использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;
● определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в Интернете;
●

решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;
● овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
● осуществлять поиск информации об ответственности современных
учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернете в разных источниках информации;
●

●

●
●

анализировать, систематизировать, критически оценивать и
обобщать социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,
науки и образования;
● оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере
жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии
с особенностями аудитории и регламентом;
● приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
● осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской
Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме,
о политических партиях;
● характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
● приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней
политики России; политических партий и иных общественных
объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
● классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
● сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы, унитарное
и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и

●

республику, политическую партию и общественно-политическое
движение, выборы и референдум;
● устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и
социальноэкономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе;
для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского

●

●

●

●

●

●

●

●

●

общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении
социальной роли гражданина; о роли информации и информационных
технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли
СМИ в современном обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической
партии, участника общественно-политического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов
политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему
о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в
политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его
роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах
участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с
точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в
публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии
с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
на основе национальных ценностей современного российского общества:

гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять
учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.

Гражданин и государство
● осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской
Федерации;
● характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента
Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской
Федерации;
● приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики,
политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
● классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
● сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;
● устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
● использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;

●

●

●

●

●

●

●

с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней
и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению
к нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической
жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных
направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном
статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из
фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных
материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней
и внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором
проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о
ключевых решениях высших органов государственной власти и
управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения,
отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
● самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
● осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Человек в
системе социальных отношений
●

осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных статус­ ах, ролях,
социализации личности; важности семьи как баз­ового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге культ­ ур, отклоняющемся поведении и здоровом
образе жизни;
● характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
● приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,
социальной политики Российского государства;
●

●

классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать виды социальной мобильности;
● устанавливать и объяснять причины существования разных социальных
групп; социальных различий и конфликтов;
● использовать полученные знания для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных
ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости
здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;
●

●

●

●

●

●

●

●
●

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
разным этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных
текстов план (в том числе отражающий изуч­ енный материал о
социализации личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ
и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
анализировать,
обобщать,
систематизировать
текстовую
и
статистическую социальную информацию из адаптированных источников,
учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении,
его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи
своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;
оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной
и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек в современном изменяющемся мире

осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
● характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ
жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
● приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;
участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;
●

●
●

сравнивать требования к современным профессиям;

устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;

использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение
(устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья
и спорта в жизни человека;
● определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
● решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности
коммуникации в виртуальном пространстве;
●

●

●

●

осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и
др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования;
выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли
непрерывного образования в современном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Количество часов

Наименование
разделов и тем
программы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях

1.1

Экономика —
основа
жизнедеятельности
человека

5

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

1.2

Рыночные
отношения в
экономике

5

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

1.3

Финансовые
отношения в
экономике

5

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

1.4

Домашнее
хозяйство

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

Экономические цели
и функции
государства

1.5

4

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

8 класс
Итого по разделу

20

Раздел 2. Человек в мире культуры

2.1

Культура,
её
многообразие и
формы

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

2.2

Наука и
образование в
Российской
Федерации

4

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

2.3

Роль религии в
жизни общества

2

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

2.4

Роль искусства в
жизни человека

2

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

Роль информации в
современном мире

2.5

2

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196]
]

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

0

9 класс
№ п/п

Количество часов

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Раздел 1. Человек в политическом измерении

Контроль
ные
работы

Практичес
кие работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.1

Политика и
политическая власть

3

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

1.2

Участие граждан в
политике

3

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

Итого по разделу

6

Раздел 2. Гражданин и государство

2.1

Основы конституционного
строя Российской
Федерации

2

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

2.2

Высшие органы публичной
власти в Российской Федерации

2

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

2

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

2.3

Государственнотерриториальное
устройство Российской
Федерации

2.4

Конституция
Российской Федерации о
правовом статусе человека и
гражданина

Итого по разделу

2

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений

3.1

Социальные общности и группы

2

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

3.2

Статусы и роли. Социализация
личности. Семья и её функции

4

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

3

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

2

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

3.3

Этносы и нации в современном
обществе.
Социальная политика
Российского государства
3.4

Отклоняющееся поведение и
здоровый образ жизни

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном
изменяющемся мире

5

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414]]

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

0

Приложения
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Экономическая жизнь общества

Всего

Контрольны
е работы

Практические
работы

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0
]]

2

Экономическая система и её
функции. Собственность

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c]
]

3

Производство — источник
экономических благ

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124
]]

4

Предпринимательство

1

0

0

Деньги, обмен, торговля

1

6

Рыночная экономика.
Конкуренция. Многообразие
рынков

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8
]]

7

Спрос и предложение. Рыночное
равновесие

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4
]]

5

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c
]]

Предприятие в экономике

1

9

Заработная плата и
стимулирование труда. Занятость
и безработица

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132
]]

10

Финансовый рынок и финансовые
посредники

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea
]]

11

Банковские услуги

1

0

0

Страховые услуги

1

Финансовая безопасность

1

Экономические функции
домохозяйств

1

8

12

13

14

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62
]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2
]]

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и
товары длительного пользования

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70
]]

16

Семейный бюджет и финансовое
планирование

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046
]]

17

Экономические цели и функции
государства

1

0

0

Налоги. Государственный
бюджет. Государственная
политика по развитию
конкуренции

1

0

0

1

0

0

18

19

Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек в
экономических отношениях»

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea
]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2
]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a
]]

20

1

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8
]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce
]]

Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек в
экономических отношениях».
Контрольная работа
21

Культура, её многообразие и
формы

1

0

0

22

Наука. Роль науки в развитии
общества

1

0

0

Образование в современном
обществе

1

Образование в Российской
Федерации. Самообразование

1

25

Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da
]]

26

Роль религии в жизни человека и
общества

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356
]]

23

24

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e
]]

27

Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные
объединения в Российской
Федерации

1

0

0

28

Что такое искусство. Виды
искусств

1

0

0

Роль искусства в жизни человека
и общества

1

30

Общество и его развитие.
Информация и современный мир

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72
]]

31

Роль информации и
информационных технологий в
современном мире

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e
]]

32

Повторительно-обобщающий
урок по теме «Человек в мире
культуры» / [[Всероссийская
проверочная работа]]

1

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0
]]

29

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8
]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a
]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4
]]

33

Защита проектов по теме по теме
[[«Финансовая грамотность»]]

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60
]]

34

Итоговое повторение по темам
«Человек в экономике», «Человек
в мире культуры»

1

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec40e4
]]

34

3

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

9 КЛАСС
№ п/п

1

Количество часов

Тема урока

Политика и политическая
власть

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

[[]]

2

3

Государство — политическая
организация общества

1

Политические режимы

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec46
52]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47
ec]]
4

Формы политического участия.
Выборы, референдум

5

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4a
ee]]
1

0

0

1

0

0

Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации
6

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c
9c]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e
68]]

Повторительно-обобщающий
урок по теме «Человек в
политическом измерении»
7

Основы конституционного
строя Российской Федерации

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53
c2]]

8

Основы конституционного
строя Российской Федерации

1

0

0

[[]]

9

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec57
5a]]

Высшие органы публичной
власти в Российской
Федерации
Государственное управление и
противодействие коррупции

1

11

Государственнотерриториальное устройство
Российской Федерации

1

0

0

12

Местное самоуправление

1

0

0

10

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec59
1c]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5a
e8]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5d
cc]]
13

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f
7a]]

1

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec61
50]]

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64
de]]

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации
14

Повторительно-обощающий
урок по теме «Гражданин и
государство». Контрольная
работа
15

Социальная структура
общества

16

Социальная мобильность

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66
a0]]

17

Социальный статус человека в
обществе

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a
4c]]

18

Социальные роли. Ролевой
набор подростка

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c
40]]

19

Социализация личности

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e
0c]]

20

Семья и ее функции

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6fc
e]]

21

Этнос и нация.
Россиямногонациональное
государство

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec71
90]]

1

0

0

22

Этнос и нация.
Россиямногонациональное
государство

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec74
6a]]

23

Социальная политика
Российского государства

1

0

0

24

Отклоняющееся поведение

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55
a2]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec76
5e]]
25

1

1

0

1

0

0

Повторительно-обобщающий
урок по теме «Человек в
системе социальных
отношений»
26

Информационное общество

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a
0a]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96
de]]
27

28

29

Сущность глобализации

1

Молодёжь

1

—

активный

участник общественной жизни

Профессиии настоящего и
будущего

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98
b4]]
0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a
58]]
1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9b
e8]]

30

Здоровый образ жизни. Мода и
спорт

31

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e
54]]
1

1

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9fc
6]]

Защита проектов, итоговое
повторение по теме [[«Человек
в политическом измерении»]]
32

Защита проектов, итоговое
повторение по теме
[[«Гражданин и государство»]]

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1
ec]]

33

Защита проектов, итоговое
повторение по теме [[«Человек
в системе социальных
отношений»]]

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca3
d6]]

34

Защита проектов, итоговое
повторение по теме [[«Человек
в современном изменющемся
мире»]]

1

0

0

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca5
52]]

34

3

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».