РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 2- 4 классов
Составитель:
ФИО, категория
Райкова С.Г. 1КК
Журавлёва Е.И. БКК
Кардашина М.Ю. 1КК
Буркова Е.В. ВКК
Пермякова В.Н .ВКК
Шестова О.В. ВКК
Вахитова В.В. БКК
Екатеринбург 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образования,
образовательного
требованиями
к
стандарта
основной
начального
образовательной
общего
программе
начального общего образования.
Программа
возрастные,
«Основы
общеучебные
функциональной
и
психологические
грамотности»
учитывает
особенности
младшего
школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью
изучения
блока
«Читательская
грамотность»
является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии
на
них,
использования
их
содержания
для
достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять
в
настоящем
и
будущем
потребности,
присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» предназначена для реализации во 2 -4 классе начальной школы
и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных
особенностей
второклассников
для
занятий
используются
сюжеты
художественных и научно-познавательных текстов. В первом полугодии 3
класса проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной
грамотности,
во
втором
полугодии
–
по
формированию
математической и финансовой грамотности. В первом полугодии 4 класса
проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной
грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и
финансовой грамотности.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных
и
научно-познавательных
текстов;
составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи,
ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс
и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных
животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на
части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного
текста,
лексическое
значение
слов;
личностная
оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение
значений
математических
выражений
в
пределах
100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы,
кешбэк,
страховые
риски,
благотворительность,
благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных
вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–
использовать
знаково-символические
средства,
в
том
числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
–
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание
и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
–
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные
суждения
и
принимать
решения,
которые
необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному
чтению
и
другим
предметам.
Тематическое планирование
2класс (1 час в неделю)
№
Тема
Основное содержание
1.
Михаил Пришвин.
Беличья память
Различия научнопознавательного и
художественного текстов.
2.
Про беличьи запасы
Сложение одинаковых
слагаемых, решение задач.
Основные виды деятельности
Формы
проведения
занятий
– Определять жанр, тему, героев
Библиотечный
произведения;
урок
– объяснять значения выражений,
встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию
прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и
художественный; находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и
Деловая беседа
дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять графические модели при
решении задач;
– анализировать представленные данные,
устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
3.
Беличьи
деньги
Бумажные и металлические
деньги, рубль, копейка.
– Объяснять значение понятий «покупка»,
«продажа», «сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название
российских денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез
и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную
тему.
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
4
Про белочку и погоду
Наблюдения за
погодой.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и
плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
5.
И. Соколов-Микитов.
В берлоге
Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научно-познавательного и
газетного стилей.
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся
в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
8
Лесные сладкоежки
Медонос, настоящий и
искусственный мёд
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при
проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– строить логические рассуждения и оформлять
их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах
мёда.
9
Лев Толстой. Зайцы
Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного текстов.
10
Про зайчат и зайчиху
Единицы измерения времени:
сутки, часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма.
11
Банковская карта
Банковская карта.
– Заполнять кластер на основе полученных
сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью
подсказки;
– определять последовательность действий,
описанных в рассказе;
– различать художественный и научнопознавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из
энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы
чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать
правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате
с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
12
Про Зайчишку и овощи
Морковь, огурец, помидор,
свёкла, капуста.
– Определять по рисункам названия растений и
находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
13
Николай Сладков.
Весёлая игра
Содержание рассказа
– Определять тип и тему текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать
цитаты в качестве ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и
выражений;
– устанавливать истинность и ложность
утверждений, подтверждая или опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника
языке инструкции/правила, грамотно оформлять
их на письме.
Библиотечный
урок
14
Лисьи забавы
Решение логических задач с
помощью таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
15
Безопасность
денег на
банковской карте
Правила безопасности при
использовании банковских
карт.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в
диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно
узнать по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять
построения на чертеже в соответствии с данными
задачи.
– Иметь представление об элементах,
расположенных на лицевой и оборотных
сторонах банковской карты, объяснять их
назначение;
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
16
Лисьи норы
Устройство лисьей норы,
свойства лесной земли, песка и
глины, состав почвы.
17
Обыкновенные
кроты
Содержание научнопознавательного
текста.
18
Про крота
Сложение в пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма.
– находить необходимую информацию в тексте
задания;
– формулировать правила безопасности при
использовании банковских карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит
плодородие почвы.
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации;
– соединять линиями части предложений и
определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным
предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной
теме;
– определять название раздела, в котором может
быть размещён текст.
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных
таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной
цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на
основе верных высказываний.
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные
виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
клиенту банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Содержание художественного
текста.
– Определять книгу, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному
вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные
ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия месяцев.
– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
– определять время с помощью скорости и
расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы,
находить часть от числа и записывать результаты
в таблицу, результаты таблицы переносить в
круговую диаграмму;
Деловая беседа
19
Про кредиты
Кредит. Ипотечный кредит.
Автокредит. Кредит
наличными.
20
Корень – часть растения
Корень. Виды корневых систем.
Видоизменённые корни.
21
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
22
Про ежа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
23
Про вклады
Вклад, вкладчик, срочный
вклад, вклад до востребования.
24
Занимательные
особенности яблока
Яблоко, свойства яблока.
25
Полевой
хомяк
Содержание научнопознавательного
текста.
– отвечать на вопросы на основе полученных
данных;
– определять последовательность маршрута на
основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество
месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад
до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по
вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают
проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не
темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от
магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе
прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных
сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение
слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
26
Про полевого
хомяка
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные
числа, четырёхугольники.
– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся
данных;
– находить путь хомяка на основе заданного
условия, доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке
возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному
условию.
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
27
Ловушки для денег
Доходы, расходы, прибыль,
дефицит, профицит.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных
ситуациях при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
28
Про хомяка и его запасы
Горох, свойства прорастания
гороха.
– Называть растения, плоды которых составляют
основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста,
особенно в первое время, проростки используют
вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие
света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина
посева на прорастание семян;
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– определять правильную последовательность
прорастания семян гороха.
29
Про бобров
Содержание текста,
текст-описание.
30
Бобры-строители
Диаметр, длина окружности,
решение практических задач.
31
Такие
разные деньги
Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных стран.
– Определять тип текста, его тему;
Библиотечный
– находить выделенное в тексте словосочетание и урок
объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов
вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы
в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной
форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
Деловая беседа
– анализировать данные таблицы, устанавливая
закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
– Иметь представление о валюте как
национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и
на иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной
единицы стране;
– иметь представление о банковской операции
«обмен валюты».
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
32
Материал для плотин
Строение древесины дерева,
определение возраста дерева.
– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению
свойств древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и
мягкие породы деревьев.
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
33
Позвоночные животные
Рыбы, птицы, рептилии,
амфибии, млекопитающие.
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
34
Встреча друзей
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных
животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают
признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти
ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте
задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в
таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел
в пределах 1000.
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Тематическое планирование
3 класс (1 час в неделю)
№
Тема
1
Про дождевого
червяка
3
Кальций
5
Сколько весит
облако?
Основное содержание
Основные виды деятельности
Блок «Читательская грамотность»
Тип текста. Содержание
– Определять тип текста;
научно-познавательного
– дополнять предложение словами из текста;
текста.
– определять периоды развития дождевого
червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания
дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее
рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов
на которые нет в тексте.
Содержание научно– Работать с кластером;
познавательного текста.
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые
соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
Тип текста. Главная мысль
– Определять тип текста;
текста. Содержание текста
– определять, что вынесено в заглавие – тема
или главная мысль;
Формы
проведения
занятий
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
7
Хлеб – всему голова
Тип текста. Главная мысль
текста. Содержание текста
9
Про мел
Главная мысль текста.
Содержание текста.
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти
ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными
сведениями.
– Определять тип текста;
Деловая беседа
– определять, что вынесено в заглавие – тема
или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования
предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
Библиотечный
– составлять вопрос по готовому ответу;
урок
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять
их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
11
Про мыло
Содержание научнопознавательного текста.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять
их порядок;
– находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по
заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
13
История свечи
Содержание научнопознавательного текста.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть вещества, которые используют
при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти
ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
– соединять части предложений и определять
их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при
использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
15
Магнит
Содержание научнопознавательного текста.
2
Дождевые черви
Дождевые черви
4
Полезный кальций
Кальций
6
Про облака
Облака
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между
предметами;
– называть предметы, о которых говорится в
тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в
жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя
дождевые черви выползают на поверхность
земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой яйца, если
из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
– С помощью опыта показывать образование
облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в
размере;
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
8
Про хлеб и дрожжи
Дрожжи. Хлеб.
10
Интересное вещество
– мел
Мел.
12
Чем интересно мыло и Мыло
как оно «работает»
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и
пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий
образование углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла
появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри
образуются из жидкого мыла.
14
Про свечи
Свеча
16
Волшебный магнит
Магнит
17
Проверь себя
Материал, изученный в
первом полугодии.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости
поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание
дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие
предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что
магнитная сила действует через стекло и
другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические
предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных в
первом полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Проверочная
работа
18
Что такое «бюджет»?
Федеральный бюджет,
уровни бюджета, дефицит,
профицит.
20
Семейный бюджет
Семейный бюджет, доходы и
расходы.
22
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата
Понятие заработной платы,
виды зарплаты.
24
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия
Пенсия, досрочная пенсия,
пособия для разных
категорий граждан.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
– Объяснять значение понятия «семейный
бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в
виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения
досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
– определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.
24
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия
26
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство, вклад,
выигрыш
28
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов
Пенсия, досрочная пенсия,
пособия для разных
категорий граждан.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения
досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.
Наследство, вклад, выигрыш. –– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и
«движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается
налогом;
– иметь представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может
получить в наследство.
Классификация расходов по
–– Понимать и правильно использовать
различным основаниям.
финансовые термины: «обязательные
расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные
расходы», «ежегодные расходы», «сезонные
расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
30
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи
Виды обязательных
платежей.
32
Как сэкономить
семейные деньги?
Экономия семейного
бюджета.
19
Расходы и доходы
бюджета
Сравнение доходов и
расходов. Дефицит и
профицит.
21
Планируем семейный
бюджет
Доходы и расходы в
семейном бюджете.
или иные расходы.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять
вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии
семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
– Определять дефицитный и профицитный
бюджет;
– анализировать данные, представленные на
инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному
решению;
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные, представленные в
таблице, и по этим данным выполнять
необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел, деление круглого числа
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
23
Подсчитываем
семейный доход
Семейный доход в таблице,
на диаграмме.
25
Пенсии и пособия
Прожиточный минимум,
минимальная пенсия,
пособия.
на однозначное;
– анализировать данные столбчатой
диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа
на однозначное путём сложения одинаковых
слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её
решение.
– Анализировать график и по данным
графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых
многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую
диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе
этих данных дополнять недостающие
подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую
диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в
таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в
виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия
за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового
материала;
– подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
.ru/
Практические
упражнения
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
27
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Налог на выигрыш, доход от
выигрыша в лотерею.
29
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные расходы.
31
Расходы на
Обязательные платежи
обязательные платежи
33
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
Экономия семейного
бюджета.
34
Проверь
Материал, изученный во
– Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход
от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию,
необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного дохода
они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья
откладывает на непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить
семья;
– анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел.
– Под руководством учителя решать
составные задания на нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар
со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных во
Исследовательская дискуссия
Практические
упражнения
Исследовательская дискуссия
Исследовательская дискуссия
Проверочная
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
себя
втором полугодии.
втором полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
работа
Тематическое планирование
4 класс (1 час в неделю)
№
Тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
Формы
проведения
занятий
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Блок «Читательская грамотность»
1
Старинная женская
одежда
Содержание научнопознавательного текста.
2
Старинные женские
головные уборы
Содержание научнопознавательного текста.
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской
одежды.
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных
уборов;
– приводить примеры современных головных
уборов.
3
Старинная мужская
одежда и головные
уборы
Содержание научнопознавательного текста.
4
Жилище крестьянской
семьи на Руси
Содержание научнопознавательного текста.
5-6
Внутреннее убранство и
предметы обихода
русской избы
Содержание научнопознавательного текста.
7
История посуды на Руси
Содержание научнопознавательного текста.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название
предмета.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о
различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Библиотечный
урок
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
8
Какие деньги были
раньше в России
Содержание научнопознавательного текста.
9
Томат
Томат.
10
Болгарский перец
Болгарский перец.
11
Картофель
Картофель.
– Определять лексическое значение слова с
помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых
можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их
возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный
срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это
ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной
информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
Деловая беседа
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства
ИсследовательПаслёновые;
ская дискуссия
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для
прорастания семян;
– определять условия, необходимые для
прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
ростом растений.
12
Баклажан. Семейство
Паслёновые
Баклажан.
13
Лук
Лук.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные
в таблицу.
Практические
упражнения
14
Капуста
Капуста.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
Исследовательская дискуссия
15
Горох
Горох.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной
силой;
Практические
упражнения
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
16
17
Грибы
Творческая работа
Грибы.
По выбору.
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха,
сравнивать результаты двух опытов.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Творческое занятие
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
18 19
Потребительская
корзина
Состав потребительской
корзины.
20
Прожиточный
минимум
Назначение прожиточного
минимума.
– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах
нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум»,
«минимальный размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный
минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах
нашей страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
21
Инфляция
Инфляция.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
Практические
упражнения
22 23
Распродажи, скидки,
бонусы
Акции, распродажа, скидки,
бонусы, кешбэк.
Исследовательская дискуссия
24
Благотворительность
Благотворительность.
25
Страхование
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые
торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и привлечения
покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней
нуждается.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
26
В бассейне
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, выгодная
– Анализировать расписание занятий с целью
покупка.
определения свой занятости;
– решать задачи на определение стоимости
покупки;
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
2728
Делаем ремонт
Смета ремонта, расчёт
стоимости строительных
материалов.
29
Праздничный торт
Рецепт торта, задачи на тройку
величин «цена, количество,
стоимость».
30
Обустраиваем участок
Расходы на обустройство
участка, площадь и периметр
3132
Поход в кино
Расходы на поход в кино.
– определять, какая из двух покупок является
более выгодной;
– решать задачи на определение скорости
плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества
необходимого материала для ремонта кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них
известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
– определять, какие продукты выгоднее купить
для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его
масштаб;
– находить площадь и периметр участка и
построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Практические
упражнения
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
33
34
Отправляемся в
путешествие
Составляем словарик по
финансовой
грамотности
Расходы на путешествие.
Понятия по финансовой
грамотности, изученные в 1-4
классах.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
– Понимать значение и правильно использовать
финансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
– составлять математические задачи с
изученными финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Исследовательская дискуссия
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
Электронный
банк заданий по
функциональной
грамотности:
https://fg.resh.edu
.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyapo-kursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-vburyak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html
Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков
http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/
Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnostavtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3-klass6188522.html
Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaemlogicheskie-zadachi-14-klass/
Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
Образовательная соцсеть nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/
metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnyekompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovayagramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/