Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Актуальность программы
Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений
современной государственной молодежной политики.
Программа «Школа волонтера» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки
добровольцев (волонтеров) из числа социально ориентированной молодежи.
Новизна программы
Программа «Школа волонтера» направлена на системное развитие молодежного добровольчества (волонтерства) и
вовлечение молодежи в гражданскую активность.
Основная идея программы: формирование инфраструктуры поддержки молодёжного добровольчества (волонтерства) в
МАОУ СОШ № 76 путём разработки и внедрения инновационных методов и технологий, направленных на повышение
эффективности учебно-воспитательного и образовательного процессов и содействие реализации государственной
молодёжной и образовательной политики.
Программа «Школа волонтера» - это площадка для совместного поиска, обсуждения и реализации путей решения
социальных проблем, волнующих молодёжь; место для обучения методам разработки и реализации молодёжных
социальных проектов; получения новых знаний и навыков посредством участия молодёжи в добровольческой
(волонтерской) деятельности.
Отличительные особенности программы
Программа интегрирована в обучающий процесс МАОУ СОШ № 76 и направлена на социализацию обучающихся через
вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в процессе которой молодые добровольцы (волонтеры)
приобретают новые знания и развивают навыки активного участия в общественной жизни местного сообщества,
осваивают методы социального проектирования, иные формы социальной активности.
Уровень программы – базовый, который включает в себя подготовку волонтеров по общим социально- значимы
вопросам, развивает коммуникативные умения, организаторские навыки, знания по технологии командной работы,
методики подготовки и проведения социальных акций, реализации социальных проектов, совершенствование навыков
лидерского поведения, социального проектирования, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и
проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности.
Формы организации образовательного процесса: В каждой теме программы «Школа волонтера» есть теоретическая и
практическая часть.
Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского
движения. Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности.
Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия в команде, социального проектирования,
проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Эффективность
занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительноиллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический
метод. Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен
в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания.
Формы проведения и организации занятий подбираются с учетом цели и познавательных интересов обучающихся,
специфики содержания данной образовательной программы и возраста.
Формы организации занятий: беседа, лекция-беседа, тренинг, игры деловые и ролевые; коллективная и индивидуальная
форма работы упражнения на взаимодействия в группе; тренинги; дискуссии; акции (социальные, экологические и
здоровьесберегающие); волонтерские проекты.
Формы контроля: анкетирование и тестирование; диагностика; тренинги, квесты, игры и др.
Виды деятельности учащихся: познавательная, игровая, досугово-развлекательная деятельность (организация
свободного времени детей, подростков и молодежи), спортивно-оздоровительная деятельность, социальное творчество
(социально преобразовательная деятельность) и проблемно-ценностное общение.
Формы деятельности: проблемно-ценностная беседа, познавательная дискуссия с просмотром анимационного фильма,
подготовка и представление мультимедийных презентаций, ролевые, развивающие игры, поиск информации в различных
источниках и ее представление, практические работы, просмотр и обсуждение видеофильма, акции (социальные,
экологические, здоровьесберегающие), выполнение проектных работ. познавательная дискуссия с просмотром
анимационного фильма.
Уровень образования: основное общее образование (5-9 класс) и среднее общее образование (10-11 класс).
Целевая группа учащиеся 5-11 классы. Количество обучающихся в группе 10- 15 чел.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раз в неделю по 40 минут.
Объем общеразвивающей программы: общее количество в год- 102 , за весь период обучения 3года- 306 часов
Срок освоения общеразвивающей программы: 3 года.
ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в добровольческую
(волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций.
ЗАДАЧИ:
• сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и
особенностях его развития;
• познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности,
добровольчества;
• изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами
патриотического воспитания;
• рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого эмпирического материала; •
выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя мотивирующие поведение школьников
примеры;
• подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия школьника в волонтёрских
проектах для успешного выбора профессии и построения профессиональной карьеры;
• обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих
проектов в школе;
• достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа «Школа волонтёра» позволяет системно организовать процесс вовлечения детей в добровольческую
деятельность, что запустит механизм комплексного развития гражданской активности школьников, «добровольное
участие детей и подростков в социально значимой деятельности, в том числе в проектах и мероприятиях социальной
направленности (экологических, гражданско-патриотических, краеведческих, культурных, нацеленных на пропаганду
здорового образа жизни, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.)»
Планируемые результаты освоения программы:
1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам относят:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
2.Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности, таких как:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; •
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
3.Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных предметов даст учащимся
возможность
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека
в разных сферах общества;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления
общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы;
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и
жизни современного общества;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как
шоу-бизнес и мода;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• описывать основные социальные роли подростка;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• раскрывать достижения российского народа;
• использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Учебный план
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№
Названия разделов и тем
всего
теор
ия
Формы
практик аттестации/
а
контроля
Часть 1. Путешествие в мир волонтерства (Кто такие волонтёры (добровольцы)
1
Кто такие волонтёры (добровольцы)
8
2
диагностика
2
История развития волонтерства (добровольчества) 5
4
1
опрос
3
Направления волонтёрской (добровольческой)
деятельности
15
5
10
тренинг
4
Основные принципы добровольческого труда
20
10
10
ролевая игра
5
Разнообразие форм участия в волонтёрской
деятельности
5
2
3
творческое
задание
6
Как волонтёры преодолевают трудности?
15
10
5
тренинг
7
Настольная игра «Путешествие в мир
добровольчества»
5
2
3
игра
10
Часть 2. Волонтерский труд: нужный, интересный, твой!
8
Школьное волонтёрское объединение
5
4
1
опрос
9
Выбираем лидера
5
3
2
диагностика
10
Выбираем направление работы объединения
10
6
4
деловая игра
11
Формируем имидж волонтёрского объединения
10
8
2
создание имиджа
волонтёрского
объединения
12
Работаем в команде
5
2
3
тренинг
13
Социальный квест «Не умеешь — научись»
5
1
4
квест
14
Наши мероприятия: от идеи — к результату
20
10
10
деловая игра
15
Привлекаем новых волонтёров
10
8
2
урок о
волонтёрстве
16
Деловая игра «Проводим волонтёрское
мероприятие»
15
10
5
деловая игра
17
Дружим с другими организациями
15
10
5
творческое
задание
18
Настольная игра «Мы команда добрых дел»
5
1
4
игра
Итого
204
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:
5–7 классы
Кто такие волонтёры (добровольцы)
Теория: Пример доброго дела (педагогу можно взять готовый пример из текста учебника или привести собственный).
Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». В чём заключается волонтёрский (добровольческий) труд?
Обсуждение особенностей волонтёрского (добровольческого) труда. Как работают волонтёры (добровольцы)? Пять
основных причин занятия волонтерством (добровольчеством).
Практика: изучение правил техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.обсуждают
примеры того, почему люди занимаются волонтёрством.
История развития волонтерства (добровольчества)
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Историческая справка о развитии
волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России.
Практика: на основе изученного материала выполняют задания.
Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Волонтёрство (добровольчество) в
социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство
(добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство
(добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, еволонтёрство). Задания к параграфу выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) ¬
практическое выполнение задания школьниками (от 1 дня до 1–2 недель) ¬ демонстрация результатов выполнения
задания школьниками.
Практика: выполняют практические задания по видам волонтёрской деятельности.
Основные принципы добровольческого труда
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Принцип добровольности. Принцип
безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Какие личные
качества нужно развивать волонтёрам?
Практика: на основе изученного материала выполняют задания.
Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Как можно разнообразить проведение
акций?
Практика: тренировка перед выполнением домашнего задания; ролевая игра
Как волонтёры преодолевают трудности?
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Общение с незнакомыми и малознакомыми
людьми. Самооценка в вопросах того, что ты хочешь, и того, что можешь. Выстраивание приоритетов по отношению к
тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать. Правильные представления о содержании порученной работы
и её результатах. Умение работать сообща (в команде). Связь волонтёрского труда с будущей профессией.
Практика: Выполнение школьниками заданий по комиксам в параграфе.
Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества»
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 6. Для проведения командной настольной
игры вы можете: использовать готовые карточки с заданиями; придумать собственные задания; попросить школьников
придумать задания и сдать на проверку, чтобы вы выбрали самые подходящие. Правила игры даны в учебном пособии.
Практика: игровой форме повторяют изученный материал. Отвечают на вопросы после игры.
Школьное волонтёрское объединение
Теория: Примерные виды добровольческих (волонтёрских) объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский
отряд, волонтёрский центр (движение). Поиск того, кто нуждается в поддержке, помощи, защите. Что делать, если
объединения в школе нет? Что делать, если школьные объединения уже есть?
Практика: на основе изученного материала выполняют задания
Выбираем лидера
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 8. Кто такой руководитель волонтёрского
объединения? Тест лидерских качеств. Качества лидера.
Практика: на основе изученного материала выполняют задания
Выбираем направление работы объединения
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 9. Повторение направлений волонтёрской
деятельности.
Практика: выполнение заданий к теме и демонстрация школьниками результатов.
Формируем имидж волонтёрского объединения
Теория: Понятие «имидж». Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура.
Организационная культура.
Практика: выполняют задания на создание имиджа волонтёрского объединения.
Работаем в команде
Теория: Тренинг «Сначала дружба, потом соревнование».
Практика: участвуют в тренинге командообразования. Выполняют практические задания.
Социальный квест «Не умеешь — научись»
Теория: что такое квест? Краткая история тимуровского движения.
Практика: участвуют в социальном квесте
Наши мероприятия: от идеи — к результату
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 13.
Практика: Выполнение заданий к параграфу и демонстрация результатов.
Привлекаем новых волонтёров
Теория: Практикум. Групповая работа по темам.
Практика: изучают приёмы привлечения новых волонтёров. Участвуют в групповой работе по темам. Проводят урок о
волонтёрстве.
Деловая игра «Проводим волонтёрское мероприятие»
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 15. О проблеме, которую вы хотите решить.
Кто будет помогать вам создавать и проводить мероприятие? О тех, для кого вы делаете мероприятие. С кем вы будете
договариваться, чтобы вам разрешили его провести? Место, где вы будете проводить мероприятие (например, в актовом
зале, на детской площадке или в парке). Необходимый реквизит (вещи, которые вам понадобятся для проведения
мероприятия и награждения победителей) и где вы его возьмёте. День и время, в которые вы планируете проводить
мероприятие. Как и когда вы будете приглашать участников? Последовательность всех этапов события. Анализ
проведения мероприятия.
Практика: организуют и проводят мероприятие
Дружим с другими организациями
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 16. Основные задачи установления
партнёрских отношений с другими объединениями.
Практика: изучение правил настольной игры «Мы команда добрых дел», которая будет проводиться на следующем
занятии.
Настольная игра «Мы команда добрых дел»
Теория: для проведения командной настольной игры вы можете: использовать готовые карточки с заданиями;
придумать собственные задания; попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы вы выбрали
самые подходящие. Правила игры написаны в учебном пособии «Школа волонтёра. 5–7 классы».
Практика: выполняют задания на взаимодействие.
Учебный план
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Названия разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
Часть 1. Волонтерство и твоя будущая профессия
1
Направления волонтёрства и профессии
10
5
5
тренинг
2
Волонтёры в социальной сфере
15
5
10
акция
3
Волонтёры в сфере физической культуры и
спорта
10
5
5
акция
4
Волонтёры в сфере культуры
10
3
7
театральная
постановка
5
Эковолонтёры
10
5
5
акция
6
Событийные волонтёры
10
6
4
дискуссия
7
Медиаволонтёры
10
5
5
ролевая игра
8
Киберволонтёры
10
5
5
виртуальное
сообщества
друзей
волонтёрского
движения
9
Волонтёры в сфере здравоохранения
10
5
5
добрый урок
10
Волонтёры в сфере предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций
10
5
5
школьный
патруль
11
Доверяй, но проверяй
15
5
10
составление
правил,
соблюдение
которых
позволяет не
стать жертвой
мошенников
5
проект
Часть 2. От твоей идеи к твоему проекту
12
Продумываем свой социальный проект
20
15
13
Квест как форма социального проекта
15
5
10
квест
14
Этапы социального проекта
20
5
15
проект
15
Анализ социальных проектов
10
5
5
проект
16
Итоговое занятие
20
0
20
защита
проекта
Итого
204
Содержание курса
2 год обучения
8–9 классы
Направления волонтёрства и профессии
Теория: Поиск ответов на вопросы во время занятия добровольчеством. Соотношение направлений волонтёрства и
профессий. Волонтёрство в сфере охраны природы (биоэколог и инженер-эколог). Волонтёрство в социальной сфере
(социальный работник). Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта (спортивные тренер, судья, арбитр,
рефери, менеджер). Событийное волонтёрство (event-менеджер, культорганизатор). Волонтёрство в сфере
здравоохранения (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог). Волонтёрство в сфере предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС,
спасатель). Задания к параграфу выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) ¬
практическое выполнение задания школьниками (от 1 дня до 1–2 недель) ¬ демонстрация школьниками результатов
выполнения задания. Разъяснение особенностей выполнения заданий к § 1. Демонстрация результатов выполнения
заданий.
Практика: изучают, какие профессии соответствуют направлениям волонтёрства и правила техники безопасности и
противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Волонтёры в социальной сфере
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Пример проекта «Компьютерный ликбез».
Рекомендации по работе с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Рекомендации по работе с
учениками младших классов.
Практика: выполняют задания с использованием изученного материала. Проводят социальный квест на одну из тем.
Волонтёры в сфере физической культуры и спорта
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Требования к волонтёру в сфере
физической культуры и спорта. Примеры направлений участия в волонтёрства.
Практика: выполняют задания с использованием изученного материала.
Волонтёры в сфере культуры
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Требования к волонтёру в сфере культуры.
Участие в восстановлении памятников культурного и исторического наследия, археологических исследованиях.
Экскурсоведение. Проект «Доброхоты» (девиз: «Узнавая памятники – узнаёшь себя»). Акция «Танцуй, Екатеринбург –
танцуй, Россия». Проект «Искусство в городском пространстве». Проект «Судьба моего рода в судьбе моего края».
Всемирная образовательная акция «Тотальный диктант». Проект «Кино для всех».
Практика: организовывают и показывают театральную постановку. Выполняют практические задания с
использованием изученного материала.
Эковолонтёры
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Акция «Чистый двор». Проект «ЭкоГТО».
Юные добровольцы РДШ.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала
Событийные волонтёры
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Пять ключевых умений событийного
волонтёра. Как стать событийным волонтёром?
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала
Медиаволонтёры
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 6. Почему новости интересно читать?
Особенности создания и редактирования новости.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала
Киберволонтёры
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 7. Попробовать читать тексты для
Librivox.org. Заниматься репетиторством онлайн. Писать статьи для Википедии. Помогать школе распространять
новости в интернет-среде.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Создают виртуальное
сообщество друзей волонтёрского движения.
Волонтёры в сфере здравоохранения
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 8. Особенности допуска волонтёров к работе
с пациентами. Направления работы: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь,
поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в
рамках программ, реализуемых медицинским учреждением, информационная помощь.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. В игровой форме учатся
оказывать первую медицинскую помощь. Проводят добрый урок на одну из тем.
Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 9. Требования к волонтёрам в сфере
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Возможности участия несовершеннолетних.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Учатся взаимодействовать в
условиях игровой ЧС. Организуют школьный патруль для обеспечения контроля безопасности школьников на
переменах.
Доверяй, но проверяй
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 10. Как не попасться на удочку мошенников в
ходе волонтёрской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Типичная история пострадавшего от
мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала.
Продумываем свой социальный проект
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 11. Что такое квест? Проект? Понятие
социального проекта. Что нужно знать, чтобы продумать социальный проект? Как реализовать проект?
Практика: придумывают социальный волонтёрский проект.
Квест как форма социального проекта
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 12. Изучение содержания квеста.
Планирование работы по организации и проведению квеста. Распределение ролей.
Практика: проведение квеста «Потерянные ценности».
Этапы социального проекта
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 13. Понятие проекта. Волонтёрский
социальный проект. Ключевые пункты проекта (название, цель, задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и их
периодичность, ресурсы, схема взаимодействия участников команды проекта, риски). О чём подумать в начале создания
проекта?
Практика: придумывают социальный волонтёрский проект.
Анализ социальных проектов. Деловая игра
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 14. «Гимнастика для всех!». «Беречь малую
родину — значит беречь Россию».
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала.
Итоговое занятие. Защита проектов
Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 15, 16.
Практика: Защита проектов.
Учебный план
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Названия разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
Введение
1
Волонтеры меняют мир
4
2
2
диагностика
Раздел 1. Волонтерская деятельность в России
2
Из истории волонтерского движения в России
10
5
5
Творческое
задание
3
Правовое регулирование волонтерской
деятельности в России
10
5
5
тренинг
4
Особенности волонтерской деятельности.
Волонтерские группы и волонтерские
организации
20
15
5
выпуск
буклетов «За
волонтерами
будущее!»
5
Направления волонтерской деятельности
20
10
10
деловая игра
Раздел 2. Вы решили стать волонтером
6
Мотивация к участию в волонтерской
деятельности
10
5
5
тренинг
7
Как стать волонтером
10
5
5
тестирование
8
Что необходимо знать и уметь волонтеру
15
10
5
ролевая игра
Раздел 3. Волонтерский проект: от идеи к результатам
9
Что такое волонтерский проект
10
8
2
опрос
10
Разработка волонтерского проекта
10
5
5
проект
11
Реализация волонтерского проекта
10
4
6
проект
12
Подведение итогов проекта
10
6
4
мониторинг
Раздел 4. Из опыта волонтерской деятельности
13
Организация школьного волонтерского центра
20
10
10
разработка
программы
14
Защита социальных проектов
10
0
10
проект
15
Защита экологических проектов
10
0
10
проект
16
Защита здоровьесберегающих проектов
10
0
10
проект
17
Итоговое занятие
5
Итого:
портфолио
106
ъСодержание курса
3 год обучения
10 – 11 классы
Введение
Теория: Волонтеры меняют мир.
Практика: изучение правил техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Раздел 1. Волонтерская деятельность в России
Теория: из истории волонтерского движения в России: Древняя Русь и Московское княжество, императорская Россия,
советский период, современная Россия.
Правовое регулирование волонтерской деятельности в России: нормативно-правовая база добровольчества
(волонтерства). Волонтер и доброволец; цели деятельности волонтера. Права и обязанности волонтера; правовые
условия осуществления волонтерской деятельности. Единая информационная система в сфере развития добровольчества
(волонтерства).
Особенности волонтерской деятельности. Волонтерские группы и волонтерские организации: организаторы и
участники волонтерской деятельности. Индивидуальное и групповое волонтерство. Волонтерская группа. Волонтерская
организация.
Направления волонтерской деятельности: социальное волонтерство, культурно-спортивное волонтерство,
экологическое волонтерство.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала.
Раздел 2. Вы решили стать волонтером
Теория: Мотивация к участию в волонтерской деятельности: ценности личности; базовые ценности для волонтера.
Мотивация деятельности волонтера.
Как стать волонтером: выбор направления волонтерской деятельности; поиск волонтерской организации или
волонтерского проекта; прохождение собеседования при приеме в волонтерскую организацию и обучение волонтеров.
Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала.
Раздел 3. Волонтерский проект: от идеи к результатам
Теория: Что такое волонтерский проект: проект как форма осуществления волонтерской деятельности; что необходимо
знать для успешной реализации волонтерского проекта.
Разработка волонтерского проекта: формулирование идеи проекта, постановка целей и задач проекта, составление
плана, формирование команды, определение ресурсов, начало реализации проекта.
Реализация волонтерского проекта: привлечение ресурсов, презентация волонтерского проекта, воплощение
проекта (создание проектного продукта).
Подведение итогов проекта: оценка результативности проекта, подготовка и публикация отчета о проекте,
создание портфолио проекта, встреча участников проекта, благодарственные письма спонсорам и партнерам проекта.
Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала; придумывают социальный
волонтёрский проект.
Раздел 4. Из опыта волонтерской деятельности
Теория: Организация школьного волонтерского центра. Цель создания волонтерского центра. Направления работы
волонтерского центра. Распределение обязанностей в команде. План работы волонтерского центра. Организация
образовательной программы (курса-тренинга) школьным волонтерским центром.
Практика: Разработка различных проектов. Социальный проект помощи детям-сиротам. Организация праздника для
пожилых людей «Новый год от чистого сердца». Организация творческого фестиваля «Мы вместе». Подготовка
развлекательной программы для детей «Хорошее настроение». Экологический проект «Школьный дендропарк своими
руками». Эколого-просветительский проект «Послание в лесу». Организация фестиваля «Здоровый образ жизни?
Легко!». Проект по созданию социального ролика.
Материально-техническое обеспечение
- Интерактивная доска с проектором
- Учебный кабинет (включая типовую мебель)
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка, ластик (- Фотоаппарат
(2 штуки на группу;
- Флэш-накопитель (SD/SDHC/MMC) (2 штуки на группу
- Интернет-соединение (1 единица на группу)
- Многофункциональное устройство МФУ (черно-белая печать) (1 единица на группу)
.