ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана на основе «Закона об Образовании РФ», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе учебного плана МАОУ СОШ № 76 г. Екатеринбурга и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Шпагиной О.Н., Пинжениной С.В., Гордеевой А.В. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса. Цель программы: Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников. Задачи, которые позволяет решить программа: − Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека. − Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС. − Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача. Осуществлять коррекционно-развивающую работу надо по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребёнка на более высокий уровень. Это выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребёнка абстрактнологических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребёнка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку всё ещё распространённым приёмом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Работа учителя по преодолению трудностей обучения учащихся малоэффективна и по причине использования традиционных способов работы со слабоуспевающими: учитель проводит дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Подобные занятия требуют большой затраты времени, усилий учителя и чаще всего не дают желаемого результата. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, его можно улучшить. Поэтому следует сделать специальной целью усвоения в процессе школьного обучения операциональную сторону мыслительной деятельности. Несформированность основных умственных действий и навыков у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость и создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным перегрузкам. Научно-психологический анализ проблем школьного обучения приводят к выводу о том, что в современной массовой школе должно существовать коррекционно-развивающее направление целью которого является активное воздействие взрослого на процесс формирования познавательной сферы ребёнка. Задача этого направления – обеспечение соответствия умственного развития ребёнка требованиям учебной деятельности. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы. Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом. В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных) не принесёт желаемого результата. Новизна учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» состоит в том, что этот комплект является авторской технологией работы по активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения ребёнка в начальной школе. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования. Общая характеристика курса Курс внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ − По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах). − По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты. − По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ 1 класс – 35 минут. 2 класс – 40 минут ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игровая, познавательная. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности. Место курса во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года с проведением занятий один раз в неделю. В 1-м классе 33 занятия в год, во 2-м - 34 занятия в год. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Интеллектуальные витаминки» Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания курса являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; —формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Основные принципы, на которых построена программа: * Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. * Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: - системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой; - принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются; - принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. - увеличение объёма материала от класса к классу. * Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. * Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице. Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности. Содержание курса внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: Работа с числом (способность совершать счётные операции) Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей) Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь) Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями) Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями) Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта) Системный анализ (стратегическое планирование) Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи) Курс «Интеллектуальные витаминки» включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД: Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности); БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД); По своей структуре витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТАМИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ. ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Методы работы с данными витаминками: проблемнопоисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый. СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. Используется групповая форма работы, работа в сотрудничестве. КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. Занятие строится в форме самостоятельной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика. МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии. Предполагается 7 (в 3 классе - 8) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Специальное занятие, Стартовый мониторинг. Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». 1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками». На данном занятии происходит знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий. Варианты выполнения заданий: − Индивидуально с проверкой. − Все задания выполняются в классе. 2. (О) Обучение Цель – активное введение в работу с «витаминками». Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их. Варианты выполнения заданий: − Индивидуально с проверкой. − Фронтальная работа с параллельной проверкой. − Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 3. (СР) Самостоятельная работа Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: − Индивидуально с проверкой. − Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. − Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 4. (ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий Варианты проведения особых занятий: − Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы. − Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 5. (С) Самоподготовка Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий: − Индивидуально. − Самостоятельная работа, привлечение родителей. 6. (СП) Специальные занятия Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8). Варианты выполнения заданий: − Индивидуально с проверкой. − Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. − Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.). − Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 7. (МЗ) Мониторинговые занятия Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» 8. (СМ) Стартовый мониторинг Цель оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволяет не только осуществить начальный срез, но и даёт более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу. Структура занятия ЭПИГРАФ В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов: 1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их. 2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом. 3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно. 4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока. 5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц. РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства. РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным. Планируемые результаты освоения курса В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты 1 класс • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2 класс • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Метапредметные результаты Регулятивные 1 класс принимать и сохранять учебную задачу, под руководством учителя; • планировать под руководством учителя свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия под руководством учителя; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 2 класс принимать и сохранять учебную задачу, под руководством учителя; • планировать под руководством учителя свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия под руководством учителя; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные 1 класс осуществлять поиск необходимой информации под руководством учителя для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 2 класс осуществлять поиск необходимой информации под руководством учителя для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Ученик получит возможность: осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета; создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций; строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей. Коммуникативные 1 класс учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 2 класс учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Основные разделы программы внеурочной деятельности. Витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТАМИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ. ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе. Методы работы с данными витаминками: проблемно-поисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый. СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. Используется групповая форма работы, работа в сотрудничестве. КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Занятие строится в форме самостоятельной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии. № Количе ство часов 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 Тема занятия (урока) Тематическое планирование, 1 класс (33 ч. – 1 ч. в неделю) Характеристика основных видов деятельности обучающихся Формы проведения занятий Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная руководством учителя; проводить сравнение, Вводный. камень долбит. классификацию по заданным критериям; Беседа использовать речь для регуляции своего действия. Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная Витамин В. Без труда не руководством учителя; проводить сравнение, Викторина. выловишь и рыбку из пруда. классификацию по заданным критериям; использовать речь для регуляции своего действия. Учитывать установленные правила в Коллективная Витамин C. Маленькое дело планировании и контроле способа решения; Ответы на вопросы лучше большого безделья. осуществлять синтез как составление целого из частей; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. установленные правила в Групповая Витамин D. Собирай по ягодке- Учитывать планировании и контроле способа решения; Игра соберешь кузовок. осуществлять синтез как составление целого из частей; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Витамин E. Встречают по одежке Различать способ и результат действия; Коллективная проводить сравнение, классификацию по Ответы на вопросы – провожают по уму. заданным критериям; использовать речь для регуляции своего действия. Различать способ и результат действия; Коллективная Быстрый раунд. ЭМУ-эрудит проводить сравнение, классификацию по Математическая заданным критериям; использовать речь для раскраска Витамин A. Капля по капле Образовательные ресурсы (включая электронные, цифровые) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 7 8 9 10 11 12 1 1 1 1 1 1 регуляции своего действия. Витамин F. В одно ухо вошло, в Различать способ и результат действия; Коллективная проводить сравнение, классификацию по Математическая другое вышло. заданным критериям; использовать речь для раскраска. регуляции своего действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Групповая Витамин G. Не боги горшки по результату под руководством учителя; Игра, разгадывание обжигают. строить речевое высказывание в устной и ребусов письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждения в форме связи простых Коллективная Витамин H. Москва не сразу суждений об объекте, его строении, свойствах Ответы на вопросы. строилась. и связях; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Витамин I. Аппетит приходит во Принимать и сохранять учебную задачу, под Парная руководством учителя; Игра, ответы на время еды. планировать под руководством учителя свои вопросы. действия в соответствии с поставленной задачей; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. Различать способ и результат действия; Групповая Супервитамин-1. Ума-палата проводить сравнение, по заданным критериям; Игра, разгадывание использовать речь для регуляции своего ребусов, действия. кроссвордов Витамин J. Поспешишь - людей Строить рассуждения в форме связи простых Коллективная суждений об объекте, его строении, свойствах Игра, разгадывание насмешишь. и связях; осуществлять анализ объектов с кроссвордов выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 13 14 15 16 17 18 1 1 1 1 1 1 том числе в ситуации столкновения интересов. Витамин K. Первый блин комом. Адекватно воспринимать предложения и Коллективная оценку учителей, товарищей, родителей и Игра, ответы на других людей; проводить сравнение, вопросы классификацию по заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Витамин L. Под лежачий камень Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коллективная по результату под руководством учителя; Игра, ответы на вода не течет. проводить сравнение, классификацию по вопросы заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. установленные правила в Коллективная Витамин M. Кончил дело- гуляй Учитывать планировании и контроле способа решения; Игра, ответы на смело. использовать знаково-символические средства, вопросы в том числе модели и схемы для решения задач; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Адекватно воспринимать предложения и Коллективная Витамин N. Проще пареной оценку учителей, товарищей, родителей и Игра, ответы на репы. других людей; проводить сравнение, вопросы классификацию по заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Витамин P. На ошибках учатся. Оценивать правильность выполнения действия Групповая под руководством учителя; строить Математическая рассуждения в форме связи простых суждений раскраска об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию. Витамин Q. Не спеши языком – Оценивать правильность выполнения действия Коллективная под руководством учителя; строить Игра, ответы на торопись делом. рассуждения в форме связи простых суждений вопросы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 19 20 21 22 23 24 25 1 1 1 1 1 1 1 об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию. Витамин R. Что написано пером Оценивать правильность выполнения действия Коллективная под руководством учителя; строить Игра, ответы на – не вырубишь топором. рассуждения в форме связи простых суждений вопросы об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию. Принимать и сохранять учебную задачу, под Парная Витамин S. Цыплят по осени руководством учителя; осуществлять поиск считают. необходимой информации; использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коллективная Витамин T. Не ошибается тот, по результату; проводить сравнение, Игра, ответы на кто ничего не делает. классификацию по заданным критериям; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Супервитамин-2. У семи нянек Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коллективная по результату; проводить сравнение, Игра, ответы на дитя без глазу. классификацию по заданным критериям; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Витамин U. Назвался груздём – Оценивать правильность выполнения действия Групповая под руководством учителя; ориентироваться в Игра, разгадывание полезай в кузов. разнообразии способов решения задач; кроссвордов использовать речь для регуляции своего действия. Вносить необходимые коррективы в действие Коллективная Витамин V. Торопись, да не после его завершения; строить рассуждения в Игра, ответы на ошибись. форме связи простых суждений об объекте; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная Витамин W. Ума чужого не руководством учителя; осуществлять синтез Игра, разгадывание купишь. как составление целого из частей; учитывать кроссвордов разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 1 Различать способ и результат действия; Парная, ответы на проводить сравнение, классификацию по вопросы задоринки. заданным критериям; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная Витамин Y. Век живи - век руководством учителя; осуществлять синтез Игра, разгадывание учись. как составление целого из частей; учитывать кроссвордов разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Вносить необходимые коррективы в действие Коллективная Витамин Z. Крепкий орешек после его завершения; строить рассуждения в Игра, ответы на сразу не раскусишь. форме связи простых суждений об объекте; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Вносить необходимые коррективы в действие Коллективная Супервитамин-3. И швец, и после его завершения; строить рассуждения в Игра, ответы на жнец, и на дуде игрец. форме связи простых суждений об объекте; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Витамин K1. «Не пером пишут – Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Индивидуальная по результату; проводить сравнение, Итоговый, тест. умом. классификацию по заданным критериям; задавать вопросы. Оценивать правильность выполнения действия Групповая Витамин K2. Семь раз отмерь, под руководством учителя; осуществлять поиск Игра, ответы на один отрежь. необходимой информации под руководством вопросы учителя; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Индивидуальная Повторенье – мать ученья. по результату; проводить сравнение, Итоговый, тест. классификацию по заданным критериям; задавать вопросы. Оценивать правильность выполнения действия Групповая Резерв под руководством учителя; осуществлять поиск Игра, ответы на необходимой информации под руководством вопросы Витамин X. Без сучка, без Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. учителя; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. № Количе ство часов 1 2 3 4 5 1 1 1 1 1 Тема занятия (урока) Тематическое планирование, 2 класс (34 ч. – 1 ч. в неделю) Характеристика основных видов деятельности обучающихся Формы организации образовательного процесса Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная Витамин А. «Знание лучше руководством учителя; проводить сравнение, Вводный. богатства». классификацию по заданным критериям; Беседа использовать речь для регуляции своего действия. Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная Витамин В. « Идти в науку — руководством учителя; проводить сравнение, Игра, ответы на терпеть муку». классификацию по заданным критериям; вопросы использовать речь для регуляции своего действия. установленные правила в Коллективная Витамин С. «Испокон века книга Учитывать планировании и контроле способа решения; Игра, ответы на растит человека». осуществлять синтез как составление целого из вопросы частей; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. установленные правила в Групповая Витамин D. «Книги не говорят, а Учитывать планировании и контроле способа решения; Игра, ответы на правду сказывают». осуществлять синтез как составление целого из вопросы частей; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Различать способ и результат действия; Коллективная Витамин Е . «Кто знает аз да Вид контроля. Измерители Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК проводить сравнение, классификацию по Игра, ответы на заданным критериям; использовать речь для вопросы регуляции своего действия. Витамин F. «И медведя плясать Различать способ и результат действия; Групповая проводить сравнение, классификацию по Математическая учат». заданным критериям; использовать речь для раскраска регуляции своего действия. Витамин G. «Знаешь счет, так и Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Групповая по результату под руководством учителя; Игра, разгадывание сам сочтёшь». строить речевое высказывание в устной и ребусов письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждения в форме связи простых Групповая Витамин H. «И неграмотен, да суждений об объекте, его строении, свойствах Игра, ответы на памятен». и связях; осуществлять анализ объектов с вопросы выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Витамин I . «Грамота не болезнь, Принимать и сохранять учебную задачу, под Парная, ответы на руководством учителя; вопросы годы не уносит». планировать под руководством учителя свои действия в соответствии с поставленной задачей; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. Супервитамин 1. «Всем добро, да Различать способ и результат действия; Групповая проводить сравнение, по заданным критериям; Игра, разгадывание не всякому на пользу». использовать речь для регуляции своего ребусов, действия. кроссвордов Витамин J. «Всему учен, только Различать способ и результат действия; Групповая проводить сравнение, по заданным критериям; Игра, разгадывание не изловчён». использовать речь для регуляции своего ребусов, действия. кроссвордов буки, тому и книги в руки». 6 7 8 9 10 11 1 1 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 Витамин K. «Грамоте учиться — Строить рассуждения в форме связи простых Коллективная суждений об объекте, его строении, свойствах Игра, разгадывание вперёд пригодится». и связях; осуществлять анализ объектов с кроссвордов выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Витамин L. «Добро того учить, Адекватно воспринимать предложения и Коллективная оценку учителей, товарищей, родителей и Игра, ответы на кто слушает». других людей; проводить сравнение, вопросы классификацию по заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Адекватно воспринимать предложения и Коллективная Витамин M. «Древо и учитель оценку учителей, товарищей, родителей и Игра, ответы на познаются по плоду». других людей; проводить сравнение, вопросы классификацию по заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Витамин K1.« Грамоте учиться Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Индивидуальная по результату под руководством учителя; Итоговый, тест. — вперёд пригодится». проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Витамин N. «День сегодняшний Адекватно воспринимать предложения и Коллективная оценку учителей, товарищей, родителей и Игра, ответы на — ученик вчерашнего». других людей; проводить сравнение, вопросы классификацию по заданным критериям; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать правильность выполнения действия Групповая Витамин P. «Его учить, что по под руководством учителя; строить Математическая лесу с бороной ездить». рассуждения в форме связи простых суждений раскраска. об объекте, его строении, свойствах и связях; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea 18 19 20 21 22 23 24 1 1 1 1 1 1 1 формулировать собственное мнение и позицию. Оценивать правильность выполнения действия Коллективная Витамин Q. «Без муки нет под руководством учителя; строить Игра, ответы на науки». рассуждения в форме связи простых суждений вопросы об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию. Витамин R. «Велико ли перо, а Оценивать правильность выполнения действия Коллективная под руководством учителя; строить Игра, ответы на большие книги пишет». рассуждения в форме связи простых суждений вопросы об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию. Принимать и сохранять учебную задачу, под Парная, ответы на Супервитамин 2. «Жёстко руководством учителя; осуществлять поиск вопросы читаем, да ветхо помышляем». необходимой информации; использовать речь для регуляции своего действия. Витамин S. «Знайка по дорожке Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коллективная бежит, а незнайка на печи по результату; проводить сравнение, Игра, ответы на лежит». классификацию по заданным критериям; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Витамин T. «Ученью — время, Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коллективная по результату; проводить сравнение, Игра, ответы на игре — час». классификацию по заданным критериям; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Оценивать правильность выполнения действия Групповая Витамин U. «Ученье в счастье под руководством учителя; ориентироваться в Игра, разгадывание украшает, а в несчастье — разнообразии способов решения задач; кроссвордов использовать речь для регуляции своего утешает». действия. Оценивать правильность выполнения действия Групповая Витамин V. «Чтобы научиться под руководством учителя; ориентироваться в Игра, разгадывание плавать, надо лезть в воду». разнообразии способов решения задач; кроссвордов использовать речь для регуляции своего Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 25 1 Витамин W. «Учиться никогда не поздно». 26 1 Витамин X. «Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен». 27 1 Витамин Y. «От умного научишься, от глупого разучишься». 28 1 Витамин Z. «Не красна книга письмом, красна умом». 29 1 Витамин K 2 . «Наукой свет стоит, ученьем люди живут». 30 1 Супервитамин 3. «Научат добрые люди решетом воду носить» 31 32 1 1 Закрепление. Рефлексия. Формирование коммуникативных УУД и действия. Вносить необходимые коррективы в действие Коллективная после его завершения; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; строить понятные для партнёра высказывания. Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная руководством учителя; осуществлять синтез Игра, ответы на как составление целого из частей; учитывать вопросы разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Различать способ и результат действия; Коллективная проводить сравнение, классификацию по Игра, ответы на заданным критериям; договариваться и вопросы приходить к общему решению в совместной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу, под Коллективная руководством учителя; осуществлять синтез Игра, ответы на как составление целого из частей; учитывать вопросы разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Вносить необходимые коррективы в действие Коллективная после его завершения; строить рассуждения в Игра, ответы на форме связи простых суждений об объекте; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Вносить необходимые коррективы в действие Коллективная после его завершения; строить рассуждения в Игра, ответы на форме связи простых суждений об объекте; вопросы строить понятные для партнёра высказывания. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Индивидуальная по результату; проводить сравнение, Итоговый, тест. классификацию по заданным критериям; задавать вопросы. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коллективная по результату; проводить сравнение, Игра, ответы на классификацию по заданным критериям; вопросы Текущий. Ответы на вопросы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 33 1 повышение мотивации. задавать вопросы. Резерв. Повторение изученного Оценивать правильность выполнения действия Коллективная под руководством учителя; осуществлять поиск Игра, ответы на необходимой информации под руководством вопросы учителя; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Оценивать правильность выполнения действия Коллективная под руководством учителя; осуществлять поиск Игра, ответы на необходимой информации под руководством вопросы учителя; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач материала 34 1 Резерв. Рефлексия. Формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Материально-техническое обеспечение программы. − Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки», Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбурга (программа выложена на сайте http://www.cerm.ru) − «Интеллектуальные витаминки». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1, 2 класса. Учебнометодическое пособие.- г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи». − Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Методические рекомендации для учителя к курсу «Интеллектуальные витаминки» http://www.cerm.ru/ Интернет-ресурсы: http://www.cerm.ru; http://www.math.ru/lib/files/pdf/olimp/archimed.pdf; http://www.profguide.ru/myshlenie/logic/1400/; http://nazva.net/rubric/10/; http://www.treningmozga.com/tasks/logicheskie_zadachi_1_08.html; http://golovolom.com/puzzle.php?num=80; http://www.smekalka.pp.ru/node/1362; http://logo-rai.ru/index.php/zadachi-golovolomki-so-spichkami?start=9; http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm; http://mat-zadachi.ru/kombinatorniye-zadachi.php; http://www.mat-raskraska.ru/; http://www.kenguru.in.ua/golovolomki?start=18; http://wiki.saripkro.ru/index.php/Задания_тура. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)