ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД: организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель и задачи курса « Юный исследователь» Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи программы: формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; развитие познавательные потребности и способности, креативность. Содержание программы Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям. Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей. Особенностью подхода к работе над проектами является двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами. Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какоелибо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Выбор темы. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, ком_ пакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. Выбор проектов. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Реализация проектов. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач). газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят Презентация проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественноконструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практикотехнологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Место «Проектной деятельности» в учебном плане Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №76 на проектную деятельность в 3-4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа – во 3-4 классах внеаудиторной занятости. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; Программа предусматривает достижение следующих результатов: Первый уровень Второй уровень результатов результатов (3 класс 1 полугодие) (3 класс 2 полугодие) предполагает предполагает позитивное приобретение отношение детей к первоклассниками новых базовым ценностям Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Юный исследователь» Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле - Умение находить несколько вариантов решения проблемы - Умение устанавливать причинно-следственные связи - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы - Умения и навыки работы в сотрудничестве: - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач - Умение выдвигать гипотезы Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов; - Создавать рисунки в графическом редакторе; - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; - Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. С уроками окружающего мира Содержание занятий. 3 класс (34 часа) Тема 1. Что такое исследование? - 1ч Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2. Как задавать вопросы? – 1 ч Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. Тема 3-4. Как выбрать тему исследования? – 2 ч Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Тема 5-6. Что такое цель и задачи исследования? – 2 ч Понятие «цели и задачи исследования» Тема 7-8. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему. Тема 9-10. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. Тема 11-12. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. Тема 13-14. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 15-16. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. Тема 17. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 18-19. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 20-21. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. Тема 22. Наблюдение как способ выявления проблем. – 1ч. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. Тема 23-24. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч. Заочная экскурсия в прошлое. Тема 25-26. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч. Учиться строить схемы «Дерево Паук». Тема 27-28. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Тема 29.Коллективная игра-исследование.- 1ч. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Тема 30-31. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. Тема 32-33. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы. 4 класс (34 часа) Тема 1. Мой проект - 1 ч. Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением. Тема 2. Школьная страна - 9 ч Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Определение визуально, или путем измерения длины пути от дома до школы. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни. Тема 3. Моя семья. – 5 ч Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Моя родословная». Тема 4. Умей видеть природу. – 9ч Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев, падающих снежинок. Создание сказки «Приключение осеннего листочка». Сбор информации о картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Тема 5. Космос. – 5ч Посещение планетария. Сбор информации о космосе. Конкурс рисунков. Показ слайдов. Тема 6. Будь здоров! – 5ч Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни». IX. Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Юный исследователь» необходимы следующие принадлежности: компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР по проектной технологии. Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием. Тематическое планирование «Юный исследователь» 3 класс (34 часа) Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Что такое исследование? Научные исследования и наша жизнь Как задавать вопросы? Как выбрать тему проекта? 2-3 Теорети ческие занятия Практи ческие занятия 1 1 0 2 1 1 Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Российская электронная школа (resh.edu.ru) Единая коллекция цифровых 3-4 Как выбрать тему исследования? 2 1 1 5-6 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 15- Совместное или самостоятельное 16 планирование выполнения 2 1 1 17 1 0 1 2 1 1 2 1 1 1 1 0 23- Экскурсия как средство 24 стимулирования 2 1 1 2526 2 1 1 2 1 1 1 0 1 Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Что такое цель и задачи исследования? 7-8 Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. 910 1112 1314 1819 2021 22 Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Обоснованный выбор способа выполнения задания практического задания Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») Составление аннотации к прочитанной книге, картотек Наблюдение как способ выявления проблем. 2728 исследовательской деятельности детей Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Методика проведения самостоятельных исследований. 29 Коллективная игра-исследование. образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Российская электронная школа (resh.edu.ru) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3031 3233 34 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Анализ исследовательской деятельности. 2 1 1 2 1 1 1 0 1 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Тематическое планирование «Юный исследователь» 4 класс (34 часа) Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Мой проект. Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением. Школьная страна Мой класс. Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. 1 2-4 5-6 7-9 1011 1215 1618 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Теорети ческие занятия Практи ческие занятия 1 0 Российская электронная школа (resh.edu.ru) 3 1 2 Определение путем измерения длины пути от дома до школы. Оформление маршрутного листа Моя школа. Сбор информации. Отбор материалов. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни. Презентация проекта Моя семья Я и мое имя. Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Оформление материалов. Составление книги «Тайна имени» 2 1 1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 4 2 2 5 2 1 1 Моя родословная. Сбор информации о своей семье (моя родословная), оформление электронной презентации «Моя родословная». Умей видеть природу Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев. Создание сказки «Приключение 3 1 2 9 3 1 2 Всего 9 Российская электронная школа (resh.edu.ru) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 1920 осеннего листочка». Экскурсия на природу. Фотосессия падающих снежинок. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 2 1 1 «Трудный путь картошки». Сбор информации о картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Космос Как выглядит орбита планеты. Посещение планетария 4 2 2 5 1 1 1 2627 Сбор информации о космосе. Конкурс рисунков 2 1 1 28 Дорогой Гагарина. Показ слайдов. 1 1 0 29 Инопланетяне. Интересные факты. Просмотр видео материалов 1 1 0 Будь здоров! Любовь к сладкому и здоровье. Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Суд над жевательной резинкой. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Воздух в моем классе. Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни». 5 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 2 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 2 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 2124 25 30 3132 3334 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 1892 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Литература для учителя: 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС Для обучающихся: 1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 2. Интернет - ресурсы http://www.valleyflora.ru/index.html Удивительный мир растений http://children.claw.ru/1_animals/content/index.htm Энциклопедия "Животный мир" http://children.claw.ru/mashini-i-texnologii/ Энциклопедия "Машины и технологии" http://children.claw.ru/zemlja-i-vselennaja/enciklopedija-zemlja-i-vselennaja.html Энциклопедия "Земля и Вселенная" Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)