МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
и.о. директора
С^»№76
Тонкушина Д. Д/ шоу
й'^ным изучением
протокол № 1
1|\|
от «29» августа 2024 йд^^^отагж^лредметов
Токарева Е.В.
Г^У ЛПрик’^^
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
’’Россия - мои горизонты”
для обучающихся 10 -11-х классов
Составитель:
Старцева Ю.В., ВКК
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.07.2023 N
385-ФЗ);
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности, направленными письмом Минпросвещения России от 05
июля 2022 г. № ТВ-1290/03;
примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 287 от 31.05.2021г
примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22);
примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Профориентация» (одобрена решением федерального
учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 25 августа 2022 г. № 5/22).
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы СОО МАОУ СОШ № 76 с УИОП , утвержденной приказом № 118/3-од от
31.08.2023г.
2
Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 10-11 классов
Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 76 с УИОП учебный курс предназначен для обучающихся 10-11-х
классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
3
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Россия – мои горизонты» направлено построение системы содействия профессиональному
самоопределению обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационнообучающего, практико-ориентированного и диагностико- консультационного подходов к формированию ГПС и
вовлечению всех участников образовательного процесса;
• выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно личностной) и внешней (знаниевой в
виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня
готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
• формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательнопрофессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им
возможностей;
• информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая
знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ)
посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
• формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно
профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
4
• формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;
готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных
экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
6
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору
будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для
представителей многих профессий;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы
профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального
самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
умение принимать себя и других, не осуждая;
7
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием для экономии внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний,
полученных в ходе изучения программы проекта;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
8
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального
ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования
человека, в том числе в профессиональной сфере;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий,
установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональному признаку;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
9
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах
деятельности;
навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимодля полноты представлений о ней, и
находить способы для решения возникшей проблемы;
использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
10
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в
паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором
будущей профессии;
выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых
условиях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с
профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных
участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
11
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий,
включённых в программу;
выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять
уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой
курса по профориентации;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
12
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с действиями других участников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
ориентироваться в различных подходах принятия решений(индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального
самоопределения;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту,
приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;
уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно
относиться к ним.
13
Тематическое планирование
10-11 классы
№
п/п
Тема занятия
Форма проведения занятия
Количество часов,
отводимых на
освоение темы
ЦОР/ЭОР
https://bvbinfo.ru/
Сентябрь
1
Моя Россия- мои горизонты
Обзор отраслей
экономического развития РФ
1
2
«Открой свое будущее»
Работа с интерактивной
картой
1
3
Мой профиль
Профдиагностика № 1
1
4
Система образования России
Интерактивное занятие,игра
1
Октябрь
5
Пробую профессию в сфере науки и
образования
Моделирующая онлвйн-проба 1
на платформе «Билет в
будущее»
6
Россия в деле
Мини-сочинение
https://bvbinfo.ru/
1
14
7
Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере
промышленности и производства
беседа
1
8
Пробую профессию в сфере
промышленности
Групповая дискуссия
1
Ноябрь
Работа с интерактивной
картой
1
10 Пробую профессию в области
цифровых технологий
Онлайн-проба на платформе
«Билет в будущее»
1
11 Россия в деле
беседа
1
9
Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых
технологий
12 Россия инженерная:узнаю достижения Экспертное интервью
страны в области инженерного дела
https://bvbinfo.ru/
1
Декабрь
13 Государственное управление и
общественная безопасность
Проблемная дискуссия
1
14 Пробую профессию в сфере
управления и безопасности
Эвристическая беседа
1
https://bvbinfo.ru/
15
15 Пробую профессию в сфере
управления и безопасности
Онлайн-проба на платформе
«Билет в будущее»
1
16 Моё будущее –моя страна
Занятие-рефлексия
1
Январь
17 Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного
комплекса страны
беседа
1
18 Пробую профессию в аграрной сфере
Онлайн-проба на платформе
«Билет в будущее»
1
19 Россия здоровая: узнаю достижения
страны в обоасти медицины и
здравоохранения
беседа
1
https://bvbinfo.ru/
Февраль
20 Пробую профессию в области
медицины
Моделирующая онлайн-проба 1
на платформе «Билет в
будущее»
21 Россия добрая: узнаю о профессиях на Блиц, викторина, беседа
благо общества
https://bvbinfo.ru/
1
22 Пробую профессию на благо общества Моделирующая онлайн-проба 1
на платформе «Билет в
будущее»
16
23 Россия креативная: узнаю творческие
профессии
Творческая лаборатория
24 Пробую творческую профессию
Моделирующая онлайн-проба
на платформе «Билет в
будущее»
Март
25 Один день в профессии (учитель,
актер, эколог)
Проф.проба
1
26 Один день в профессии (пожарный,
ветеринар, повар)
профпроба
1
27 Профориентационный сериал проекта
«Билет в будущее», часть 1
Просмотр и обсуждение
сериала
1
28 Профориентационный сериал проекта
«Билет в будущее», часть 1
Просмотр и обсуждение
сериала
1
https://bvbinfo.ru/
Апрель
29 Пробую профессию в инженерной
сфере
Моделирующая онлайн-проба 1
на платформе проекта «Билет
в будущее»
https://bvbinfo.ru/
30 Пробую профессию в цифровой сфере Моделирующая онлайн-проба 1
на платформе проекта «Билет
в будущее»
17
31 Пробую профессию в сфере
промышленности
Моделирующая онлайн-проба 1
на платформе проекта «Билет
в будущее
32 Пробую профессию в сфере медицины Моделирующая онлайн-проба 1
на платформе проекта «Билет
в будущее
Май
33 Пробую профессию в креативной
сфере
Моделирующая онлайн-проба
на платформе проекта «Билет
в будущее
34 Мое будущее –моя страна
беседа
https://bvbinfo.ru/
18