Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: • • • • • • • • • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы СОО МАОУ СОШ № 76 с УИОП, утвержденной приказом № 118/3-од от 31.08.2023г Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 76 с УИОП : учебный курс предназначен для обучающихся 10–11х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: 1. День знаний 2. Там, где Россия 3. К 100-летию со дня рождения З.Космодемьянской 4. Избирательная система России 5. День учителя 6. О взаимоотношениях в коллективе 7. По ту сторону экрана 8. День спецназа 9. День народного единства 10. Россия: взгляд в будущее 11. Взаимоотношения в семье (День матери) 12. Что такое Родина? 13. Мы вместе 14. Главный закон страны 15. Герои нашего времени 16. Новогодние семейные традиции разных народов России 17. От А до Я 450 лет «Азбуке» И.Федорова 18. Налоговая грамотность 19. Непокоренные: 80 лет полного снятия блокады Ленинграда 20. Союзники России 21. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева 22. День защитника Отечества 23. День первооткрывателя 24. Как найти свое место в обществе 25. Крым-путь домой 26. Всемирный фестиваль молодежи 27. О гражданской авиации 28. Россия –здоровая держава 29. Цирк! Цирк! (К международному дню цирка) 30. Я вижу Землю. Это так красиво! 31. 215-летие со дня рождения Н.В.Гоголя 32. Труд крут 33. Урок памяти 34. Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: • • • • • • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять • • • • • • • • • идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • • • • • • • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты Сформировано представление: • • • • • • • • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива); • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; • активной роли человека в природе. • Сформировано ценностное отношение: • • • • • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: • • • • • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: • • • • <...> устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Тематическое планирование 10-11-е классы № Тема занятия п/п Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР school-collection.edu.ru/collection/ Сентябрь 1 День знаний. Зачем учиться? Интеллектуальный марафон 1 2 Там, где Россия Работа с интерактивной картой 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 3 Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской беседа 1 4 Избирательная система России (30 лет ЦИК) Интерактивное занятие,игра 1 Октябрь 5 День учителя (советники по воспитанию) Социальная реклама 1 6 О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга) Мини-сочинение 1 school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 7 По ту сторону экрана. 115 лет кино в Фотоистории России 1 8 День спецназа 1 Групповая дискуссия Ноябрь 9 День народного единства Работа с интерактивной картой 1 10 Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет / цифровая экономика / новые профессии Работа с интерактивной картой 1 11 О взаимоотношениях в семье (День матери) Конкурс стихов, конкурс чтецов 1 12 Что такое Родина? (региональный и местный компонент) Экспертное интервью 1 school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ Декабрь 13 Мы вместе Проблемная дискуссия 1 school-collection.edu.ru/collection/ 14 Главный закон страны Эвристическая беседа 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 15 Герои нашего времени Встреча с героями нашего времени 1 16 Новогодние семейные традиции разных народов России Групповое обсуждение 1 Историческая гостиная 1 Январь 17 От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова 18 Налоговая грамотность беседа 19 Непокоренные. 80 лет со дня полного Дневники героев освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1 school-collection.edu.ru/collection/ 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ Февраль 20 Союзники России Дискуссия 1 school-collection.edu.ru/collection/ 21 190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки Блиц, викторина, беседа 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 22 День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Федора Ушаков Игра, беседа, дискуссия 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ Март 23 День первооткрывателя игра 1 school-collection.edu.ru/collection/ 24 Как найти свое место в обществе Работа с газетными и интернет-публикациями 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 25 Крым. Путь домой Виртуальная экскурсия 1 apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 26 Всемирный фестиваль молодежи Творческая лаборатория 1 Апрель 27 «Первым делом самолеты». О гражданской авиации Работа с биографией 1 28 Я вижу Землю! Это так красиво» Проблемная дискуссия, обсуждение фильма «Вызов» 1 school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 29 Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка) Фестиваль идей 1 30 Россия - здоровая держава Встреча с людьми разных профессий 1 215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя Литературная гостиная 1 Май 31 school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 32 Урок памяти Работа с видеоматериалами 1 33 Труд крут Дискуссия, блиц, мозговой 1 штурм 34 Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина Беседа, брейн-ринг apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/