Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы СОО МАОУ СОШ № 76 с УИОП, утвержденной приказом № 118/3-од от 31.08.2023г
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем –
патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 76 с УИОП : учебный курс предназначен для обучающихся 10–11х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых –
созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей,
государственных деятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Там, где Россия
3. К 100-летию со дня рождения З.Космодемьянской
4. Избирательная система России
5. День учителя
6. О взаимоотношениях в коллективе
7. По ту сторону экрана
8. День спецназа
9. День народного единства
10. Россия: взгляд в будущее
11. Взаимоотношения в семье (День матери)
12. Что такое Родина?
13. Мы вместе
14. Главный закон страны
15. Герои нашего времени
16. Новогодние семейные традиции разных народов России
17. От А до Я 450 лет «Азбуке» И.Федорова
18. Налоговая грамотность
19. Непокоренные: 80 лет полного снятия блокады Ленинграда
20. Союзники России
21. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
22. День защитника Отечества
23. День первооткрывателя
24. Как найти свое место в обществе
25. Крым-путь домой
26. Всемирный фестиваль молодежи
27. О гражданской авиации
28. Россия –здоровая держава
29. Цирк! Цирк! (К международному дню цирка)
30. Я вижу Землю. Это так красиво!
31. 215-летие со дня рождения Н.В.Гоголя
32. Труд крут
33. Урок памяти
34. Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
•
•
•
•
•
•
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
•
•
•
•
•
•
•
•
•
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
•
•
•
•
•
•
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Сформировано представление:
•
•
•
•
•
•
•
•
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о
базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших
событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей
страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической
красоте человека;
• важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• активной роли человека в природе.
•
Сформировано ценностное отношение:
•
•
•
•
•
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
•
•
•
•
•
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
•
•
•
•
<...>
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
10-11-е классы
№ Тема занятия
п/п
Форма проведения
занятия
Количество часов,
отводимых на
освоение темы
ЦОР/ЭОР
school-collection.edu.ru/collection/
Сентябрь
1
День знаний. Зачем учиться?
Интеллектуальный
марафон
1
2
Там, где Россия
Работа с интерактивной
картой
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
3
Зоя. К 100-летию со дня рождения
Зои Космодемьянской
беседа
1
4
Избирательная система России (30
лет ЦИК)
Интерактивное
занятие,игра
1
Октябрь
5
День учителя (советники по
воспитанию)
Социальная реклама
1
6
О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического
здоровья, профилактика буллинга)
Мини-сочинение
1
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
7
По ту сторону экрана. 115 лет кино в Фотоистории
России
1
8
День спецназа
1
Групповая дискуссия
Ноябрь
9
День народного единства
Работа с интерактивной
картой
1
10
Россия: взгляд в будущее.
Технологический суверенитет /
цифровая экономика / новые
профессии
Работа с интерактивной
картой
1
11
О взаимоотношениях в семье (День
матери)
Конкурс стихов, конкурс
чтецов
1
12
Что такое Родина? (региональный и
местный компонент)
Экспертное интервью
1
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Декабрь
13
Мы вместе
Проблемная дискуссия
1
school-collection.edu.ru/collection/
14
Главный закон страны
Эвристическая беседа
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
15
Герои нашего времени
Встреча с героями нашего
времени
1
16
Новогодние семейные традиции
разных народов России
Групповое обсуждение
1
Историческая гостиная
1
Январь
17
От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана
Фёдорова
18
Налоговая грамотность
беседа
19
Непокоренные. 80 лет со дня полного Дневники героев
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады
1
school-collection.edu.ru/collection/
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Февраль
20
Союзники России
Дискуссия
1
school-collection.edu.ru/collection/
21
190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки
Блиц, викторина, беседа
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
22
День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Федора Ушаков
Игра, беседа, дискуссия
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Март
23
День первооткрывателя
игра
1
school-collection.edu.ru/collection/
24
Как найти свое место в обществе
Работа с газетными и
интернет-публикациями
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
25
Крым. Путь домой
Виртуальная экскурсия
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
26
Всемирный фестиваль молодежи
Творческая лаборатория
1
Апрель
27
«Первым делом самолеты». О
гражданской авиации
Работа с биографией
1
28
Я вижу Землю! Это так красиво»
Проблемная дискуссия,
обсуждение фильма
«Вызов»
1
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
29
Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)
Фестиваль идей
1
30
Россия - здоровая держава
Встреча с людьми разных
профессий
1
215-летие со дня рождения Н. В.
Гоголя
Литературная гостиная
1
Май
31
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
32
Урок памяти
Работа с видеоматериалами 1
33
Труд крут
Дискуссия, блиц, мозговой 1
штурм
34
Русский язык. Великий и могучий.
225 со дня рождения А. С. Пушкина
Беседа, брейн-ринг
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/