28 Право 10-11 угл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по праву на уровне среднего общего образования
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с
учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание, в том числе блок Право, выполняет ведущую роль в
реализации функции интеграции молодёжи в современное общество,
направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской
идентичности, освоения традиционных ценностей многонационального
российского народа, социализации обучающихся, их готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию с другими
людьми в процессе решения задач личной и социальной значимости.
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе
среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и
установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Содержание
учебного
предмета
ориентируется
на
систему
теоретических знаний, традиционные ценности российского общества,
представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по
отношению к обществоведческому курсу уровня основного общего
образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и
явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов
содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы
поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения
людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне
предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые
создают целостное и достаточно полное представление обо всех основных
сторонах развития общества, о деятельности человека как субъекта
общественных отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из
содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне,
раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии связей и
отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов,

связанных с логикой и методологией познания социума различными
социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных
социальных институтов. В основу отбора и построения учебного содержания
положен принцип многодисциплинарности обществоведческого знания.
Разделы курса отражают основы различных социальных наук.
Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к
таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», что создает
возможность одновременного изучения тем по указанным учебным
предметам.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием
условий для развития способности самостоятельного получения знаний на
основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при
работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками
информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную
деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так
и на цифровую среду, интерактивные образовательные технологии,
визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их
личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик,
изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного
предмета на углублённом уровне обеспечивает обучающимся активность,
позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе
волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального
выбора и поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный
предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно
освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов
государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях
жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и
правовой культуры.
Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне
предполагает ориентировку на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности.
На изучение права на углубленном уровне отводится 68 часов: в 10
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства.
Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства.
Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы
государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
Конфедерация.
Политический
режим:
демократический,
антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы.
Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и
субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права.
Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования.
Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт.
Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов.
Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система
российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и
способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические
факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая
культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и
коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая
ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма
государственного
устройства
Российской
Федерации.
Источники
конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности
гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская
служба. Система органов государственной власти Российской Федерации.
Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия.
Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации:
структура,
полномочия
и
функции.
Правительство
Российской

Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура.
Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические
принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации.
Верховный
Суд
Российской
Федерации.
Система
и
функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды
правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной
инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного
процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов
местного самоуправления.
11 КЛАСС
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права. Международно-правовое признание. Мирное
разрешение международных споров. Источники и основания международноправовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история.
Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду.
Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о
защите прав человека. Международная система защиты прав человека в
рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты
прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Источники
и
принципы
международного
гуманитарного
права.
Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных
конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита
гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и
методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды
гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений.
Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и
дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия

недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание.
Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила.
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы
семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи.
Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию
детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники
трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Заработная плата. Особенности правового регулирования
труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности.
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения.
Административная ответственность и административные наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона.
Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды
наказаний
в
уголовном
праве.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Финансовое
право.
Правовое
регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика.
Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные
правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса.
Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием
несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального

принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
НА
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне
среднего общего образования отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных
культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;

мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному
росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.
В
процессе
достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии
решений;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками,
осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов,
определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути
разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности,
отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных,
жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания, включая специфические методы социального
познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинноследственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый
опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса
социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об
основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов,
факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации, включая статистические данные, графики,
таблицы;

оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального
самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений,
проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за
принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 11 класса обучающийся будет:
выделять содержание различных теорий происхождения государства;
сравнивать различные формы государства;

приводить примеры различных элементов государственного механизма
и их место в общей структуре;
соотносить основные черты гражданского общества и правового
государства;
применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и
отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативноправовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных
интересов;
оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и
элемента культуры общества;
сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых
систем (семей);
проводить сравнительный анализ правовых норм с другими
социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и
взаимовлияние;
характеризовать особенности системы российского права;
различать формы реализации права;
выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой
культуры;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,
юридической
ответственности,
применяемых
санкций,
способов
восстановления нарушенных прав;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,
общества и государства;
целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие
государственное устройство Российской Федерации, конституционный
статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в
Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и
юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую
службу;
оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской
Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации;
характеризовать систему органов государственной власти Российской
Федерации в их единстве и системном взаимодействии;

характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации,
выделять его основные функции и объяснять их внутри- и
внешнеполитическое значение;
дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной
Думы Российской Федерации;
характеризовать Правительство Российской Федерации как главный
орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок
формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
характеризовать судебную систему и систему правоохранительных
органов Российской Федерации;
характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов
законодательной инициативы;
выделять особенности избирательного процесса в Российской
Федерации;
характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из
основ конституционного строя Российской Федерации;
определять место международного права в отраслевой системе права;
характеризовать субъектов международного права;
различать способы мирного разрешения споров;
оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества
и контроля в области международной защиты прав человека;
дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и
культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов
ведения военных действий;
выделять
структурные
элементы
системы
российского
законодательства;
анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические
факты и правоотношения в сфере гражданского права;
проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и
недостатки;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового
договора;
различать формы наследования;
различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать
особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и
условия регистрации и расторжения брака;
различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей;
выделять права и обязанности членов семьи;
характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей
российского права, определять правовой статус участников трудовых
правоотношений;
проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового
договоров;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
дифференцировать уголовные и административные правонарушения и
наказание за них;
проводить сравнительный анализ уголовного и административного
видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия
привлечения к уголовной и административной
ответственности
несовершеннолетних;
целостно описывать структуру банковской системы Российской
Федерации;
в практических ситуациях определять применимость налогового права
Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых
правоотношений;
соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
применять нормы жилищного законодательства в процессе
осуществления своего права на жилище;
дифференцировать права и обязанности участников образовательного
процесса;
проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов
правовыми способами;
давать на примерах квалификацию возникающих в сфере
процессуального права правоотношений;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества
1.1

Введение

1

0

0

1.2

Юриспруденция как важная область
человеческих знаний

1

0

0

1.3

Особенности и закономерности
возникновения права

1

0

0

1.4

Принципы, аксиомы и презумпции права

1

0

0

1.5

Система регулирования общественных
отношений

1

1

0

5

1

0

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы права как системы
2.1

Система права

1

0

0

2.2

Правотворчество и процесс формирования
права

1

0

0

2.3

Формы права

2

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.4

Действие норм права во времени, в
пространстве и по кругу лиц

1

0

0

2.5

Реализация права

1

0

0

2.6

Толкование права: задачи и особенности

1

1

0

7

1

Итого по разделу

0

Раздел 3. Правоотношения и правовая культура
3.1

Правоотношения и их виды

2

0

0

3.2

Правонарушения и их характеристика

1

0

0

3.3

Юридическая ответственность

1

0

0

3.4

Правосознание и правовая культура

1

0

0

3.5

Правовые системы современности

1

1

0

6

1

Итого по разделу

0

Раздел 4. Государство и право
4.1

Понятие государства и его признаки

1

0

0

4.2

Теории происхождения государства

1

0

0

4.3

Сущность и функции государства

1

0

0

4.4

Форма государства

1

0

0

4.5

Организация власти и управления в стране

1

0

0

4.6

Правовое государство и его сущность

1

0

0

4.7

Конституция Российской Федерации –
Основной закон государства

2

0

0

4.8

Гражданство как правовая категория

1

0

0

4.9

Правовой статус человека в
демократическом правовом государстве

2

0

0

4.10

Избирательные системы и их виды

2

1

0

13

1

0

Защита прав человека в государстве

1

0

0

Правоохранительные органы Российской
Федерации

1

0

0

Итого по разделу

33

0

Итоговое повторение

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

5

0

Итого по разделу
Раздел 5. Правосудие и правоохранительные органы
5.1

5.2

0

11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Гражданское право
1.1
Введение
Гражданское право как отрасль
1.2
российского права. Входная проверочная
работа
Субъекты (участники) гражданско1.3
правовых отношений
Сделки и представительство.
1.4
Обязательственное право
Понятие и сущность договора. Виды
1.5
договоров
1.6
Право собственности и его виды
Общая собственность и порядок защиты
1.7
права собственности. Защита
неимущественных прав
Гражданско-правовая ответственность и
1.8
способы защиты гражданских прав
Предпринимательство и
предпринимательское право
1.9
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности
Правовое регулирование защиты
предпринимательской деятельности и прав
1.10
предпринимателей
1.11
Права потребителей
1.12
Наследственное право

Количество часов
Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1
1

0
0

0
0

Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Итого по разделу
12
Раздел 2. Семейное право
2.1
Правовые нормы института брака
1
Родители и дети: правовые основы
2.2
1
взаимоотношений
2.3
Повторение разделов 1-2
1
Итого по разделу
3
Раздел 3. Жилищное право
3.1
Жилищные правоотношения
1
Итого по разделу
1
Раздел 4. Трудовое право
Трудовое право в жизни людей.
Занятость и трудоустройство. Порядок
4.1
1
взаимоотношений работников и
работодателей
Трудовые споры и дисциплинарная
ответственность. Рабочее время и время
4.2
1
отдыха
Правовое регулирование труда
несовершеннолетних. Льготы, гарантии и
4.3
1
компенсации, предусмотренные
трудовым законодательством
Итого по разделу
3
Раздел 5. Административное право и административный процесс
Административное право и
административные правоотношения.
5.1
1
Административные правонарушения и
административная ответственность
Как разрешить административный спор?
5.2
Производство по делам об
1
административных правонарушениях

0

0

0

0

0

0

1
1

0
0

0
0

0
0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого по разделу
2
0
Раздел 6. Уголовное право и уголовный кодекс
6.1
Понятие и сущность уголовного права
1
0
6.2
Основные виды преступлений
1
0
6.3
Уголовная ответственность и наказание
1
0
Уголовный процесс. Особенности
6.4
1
0
уголовного процесса по делам
несовершеннолетних
Итого по разделу
4
0
Раздел 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
7.1
Пенсионная система и страхование
1
0
Правовое регулирование денежного
7.2
1
0
обращения
7.3
Экологическое право
1
0
Правовое регулирование отношений в
7.4
1
0
области образования
Профессиональное юридическое
образование. Особенности
7.5
1
0
профессиональной юридической
деятельности
Юридические профессии: судьи, адвокаты,
7.6
1
0
прокуроры, нотариусы, следователи
Итого по разделу
6
0
Раздел 8. Международное право
Международное право как основа
8.1
1
0
взаимоотношений государств
Международная защита прав человека.
8.2
1
0
Международное гуманитарное право и
права человека
Итого по разделу
2
0
Итоговое повторение
1
1

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

0

0
0
0
0
0
0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Право: основы правовой культуры (в 2 частях), 11 класс/ Певцова Е.А.,
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
• Право, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и
другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю., Лукашевой Е.А., Матвеева
А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю.,
Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.,
Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm
2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
http://soc.rusolymp.ru

3. Обществознание в школе. Сайт учителя обществознания В.П.
Данилова http://danur-w.narod.ru
4. Учебное пособие по обществознанию Г. Трубникова
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
5. Законодательство России http://www.labex.ru
6. Мир и Россия http://wnr.economicus.ru
7. Мир психологии http://psychology.net.ru
8. Молодежные движения и субкультуры http://subculture.narod.ru
9. Научно-аналитический журнал «Информационное общество»
http://www.infosoc.iis.ru
10. Научно-образовательная социальная сеть http://socionet.ru
11. Научно-образовательный портал «Наука и образование»
http://originweb.info
12. Независимая организация «В поддержку гражданского общества»
http://www.nogo.ru
13. Общественно-политический журнал Федерального собрания
«Российская Федерация сегодня» http://www.russia-today.ru
14. Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
15. Социология http://socio.rin.ru
16. Толерантность: декларация принципов http://www.tolerance.ru/
17. Философская антропология http://anthropology.ru
18. Фонд «Общественное мнение» http://www.fom.ru

19. Электронный журнал «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru
20. Гражданское общество – детям России http://www.detirossii.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».