1
2
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Актуальность программы: активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания. Программа
знакомит с различными аспектами театрально-творческой деятельности, необходимыми как для практического
применения в жизни, так и для дальнейшего профессионального становления. Базовый этап предполагает
дифференцированный отбор учащихся. С помощью собеседования и специальных несложных заданий педагоги
театральной студии выявляют одарённых учащихся, которые могут перейти сразу на модуль «Основы актёрского
мастерства», который начинается со второго года обучения. В свою очередь учащиеся, у которых пока не удалось
выявить актёрские способности, зачисляются на первый год обучения, на подготовительный предмет «Развитие
актёрских способностей». Занятия театральным творчествам помогают детям верно понять происходящие в жизни
процессы, формируют способность самостоятельно делать выбор, быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях,
иметь более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир.
Отличительные особенности: Базовый этап предполагает дифференцированный отбор учащихся. С помощью
собеседования и специальных несложных заданий педагоги театральной студии выявляют одарённых учащихся,
которые могут перейти сразу на модуль «Основы актёрского мастерства», который начинается со второго года обучения.
В свою очередь учащиеся, у которых пока не удалось выявить актёрские способности, зачисляются на первый год
обучения, на подготовительный предмет «Развитие актёрских способностей». Занятия театральным творчествам
помогают детям верно понять происходящие в жизни процессы, формируют способность самостоятельно делать выбор,
быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир.
Адресат: возраст детей от 1 до 16 лет, без ОВЗ. Количество обучающихся в группе 10-15 чел
Режим занятий: групповые занятия проводятся по 4 часа в неделю по 40 минут. Кроме этого, проводится подготовка к
школьным конкурсам и мероприятиям, репетиции
3
Объем программы: ежегодно программа рассчитана на 136 часов. Срок освоения программы: 3 года
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: очная, индивидуально-групповая.
Виды занятий: комбинированное, включающее в себя предъявление нового материала в виде беседы и
демонстрации с последующей отработкой умений и навыков на практике;
практическое занятие;
репетиционное занятие;
занятие-импровизация;
конкурсно-игровое.
Формы подведения результатов: открытое занятие, отчетный спектакль.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: содействие жизненному и профессиональному самоопределению учащихся через воспитание социально-активной,
культурно-творческой личности путем привлечения к многообразной деятельности обусловленной спецификой театра.
4
Задачи:
Обучающие:
Обучающие: 1. Формирование системы знаний о театре как ярком, зрелищном искусстве, истории театра всех времён и
народов, которая позволяет осознать национальную специфику мира, постичь нравственные законы бытия, раскрыть
значение театра в духовном обогащении человека.
2. Использование компенсаторных и терапевтических возможностей театральной деятельности в работе над проблемами
здоровья детей.
3. Формирование первоначальных профессиональных навыков по актёрской специальности.
Воспитательные: 1. Развитие творческих возможностей детей, воспитание у них внимания, наблюдательности, волевых
качеств, воображения и фантазии, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел. 2.
Развитие общей культуры учащихся и их творческого потенциала.
3. Развитие способностей, определяющих профессиональные качества личности.
Развивающие: 1. Способствовать формированию у школьников системы ценностей и верных эстетических оценок
доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений и конфликтов, поступков,
характеров, что способствовало бы их безболезненной интеграции в любой вид социума.
Содержание общеразвивающей программы
Содержание курса обучения распределено по блочно-модульному принципу и предполагает пять основных модулей
обучения:
Модуль I. Беседы «Театр и время».
Модуль II. Внешняя и внутренняя техника актёра.
5
Модуль III. Моделирование сценического образа.
Модуль IV. Репетиционно-постановочная работа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - формирование внутренней мотивации к развитию собственного творческого потенциала.
Задачи:
1. Совершенствование речевого и мышечного аппарата.
2. Оказать помощь в овладении навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе.
3. Выявлять индивидуальные особенности, творческие возможности студийцев.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
6
Количество часов
Название
№
тематических блоков
теория
практика
Формы контроля,
аттестации
всего
Модуль II. Внешняя и внутренняя техника актёра
1.
Блок: Средства
выразительности
внешней техники актёра
2. Блок:
Элементы
внутренней техники актёра
3
3
15
15
22
22
Опрос, показ
упражнений,
тренингов
Опрос, показ
упражнений,
тренингов
Модуль III. Моделирование сценического образа
1.
Блок:
Моделирование
образа через подражание:
походка образа, речь, вес,
физическое самочувствие.
2. Блок:
Моделирование
образа через темпо- ритм.
2
2
8
6
10
8
Опрос, показ
упражнений,
тренингов, показ
этюдов
Опрос, показ
упражнений,
тренингов, показ
7
Блок:
Моделирование
образа
в
процессе
3.
общения.
2
8
10
Модуль IV. Репетиционно-постановочная работа
Блок: Работа над ролью и
1. образом героя.
4
30
34
Блок:
Работа
над
постановкой
малых
2.
театральных
форм.
Одноактная пьеса.
Итоговый контроль
Аттестация
Итого:
4
30
4
20
116
34
4
136
этюдов
Опрос, показ
упражнений,
тренингов, показ
этюдов
Наблюдение, показ
этюдов,
Наблюдение на
репетициях, показ
этюдов, отдельных
сцен
Итоговый
творческий показ
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль II. Внешняя и внутренняя техника актёра
1.
Блок: Средства выразительности внешней техники актёра
Теория:
Понятие:
пластическая выразительность актёра. Смысловая и эмоциональная характеристика жеста. Пластическая
фраза. Понятие пластической фразы. Принцип логической фразировки пластического текста. Определение структуры фразы и
изучение правил её конструирования. Пластическая фраза как основная структурная единица пластического текста,
определяющая его стиль.
Практика:
Совершенствование мышечного аппарата. ОФП. Тренировка скорости, темпа, контрастности движения.
Подготовительные упражнения, направленные на развитие основных составляющих «чувства движения»: баланса; координации;
скорости и инерции; напряжения.Подготовить одиночный этюд, включающий движение различных частей тела в сочетании и
противопоставлении.
Упражнения в равновесии (тренировка вестибулярного аппарата).Развитие координации движения.
Комплексы упражнений на координацию в статике, в движении.
Скульптурность тела в движении и статике: походка, осанка, поза. Исправление дефектов осанки, походки.
Задание: Составить словарь мимических схем, стилей жестовых и пластических фраз. Диктанты и сочинения этюдов на заданный
набор движений и элементов бессловесного действия. Выработка навыка перевода любого движения тела, заданного кем-то или
сочинённого самостоятельно. В психофизическое сценическое действие. Актёрское оправдание заданной партитуры движений,
последовательного ряда статистических мизансцен тела, построение мизансцены по заданной поговорке или пословице,
построение мизансцены по картине и «оживление» её. Речь, как средство выразительности актёра.
9
Теория: Совершенствование техники сценической речи: знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;
смысловая и выразительная функция знаков препинания.
Практика:
Артикуляционная
гимнастика. Звукоряд. Произношение членораздельных звуков (Работа голосовых связок).
Постановка дыхания. Освоение пространства через звук. Тренировка длинного Развитие динамического диапазона голоса.
Распределения звука и слова в сценическом пространстве.
Работа с текстом. Навык логического анализа текста.
2. Блок: Элементы внутренней техники актёра
Теория: Внимание как основной предмет творческого состояния. Произвольное и непроизвольное внимание.
Практика: Тренинг на умение концентрировать, распределять и переключать внимание.
Тренинг на смену кругов внимания. Тренинг на способность сосредотачивать свое внимание: слуховое внимание (упражнения
«Тишина», «Узнай голос», «Выполни команду»); зрительное внимание (упражнения «Телеграмма», «Что изменилось?», «3-0-7»,
«Ключик»); ассоциативное внимание («Скульптура», «Ассоциации», «Времена года»).
Теория: Зрительная, осязательная, ассоциативная память. Запоминание и сохранение информации. Воспроизведение
запоминаемого через определенное время.
Практика: Упражнения с поставленной целью, направленные на запоминание определенного материала. («Передай партнеру»,
«Запоминание»). Упражнения на тренировку зрительной памяти («Подскажи», «Запомни фигуру», «Кто это?»). Упражнения на
тренировку осязательной памяти («Театральные жмурки», «Угадай предмет», «Чья игрушка?», «Что в мешке?»). Упражнения на
тренировку ассоциативной памяти («Снежный ком», «Сказки», «Дорога домой», «Описание»).
Теория: Сценическое воображение и сценическая фантазия как необходимые элементы творческой деятельности. Воображение как
путь к созданию образа. Вера в предлагаемые обстоятельства.
10
Практика: Этюды на память физических действий.
Этюды с использованием приема «Что было бы, если...». Сочетание сказок с использованием приемов «Оживление», «Увеличениеоживление», «Ускорение-замедление», «Дробление-объединение».
Упражнение «Мои фантазии»:
придумывание
фантастических объектов,
животных, людей, установление их связи с реальным миром.
Эмоциональная память.Практика: Тренинг на «просыпание» эмоциональной памяти. Упражнения, выходящие из чувственного
состояния (восприятия) от эмоций к действию. Чувственные ощущения. Этюды на узнавания.
Модуль III. Моделирование сценического образа
1. Блок. Моделирование образа через подражание: походка образа, речь, вес, физическое самочувствие
Этюды - наблюдения характера движения и статики конкретного человека
2. Блок. Моделирование образа через темпо - ритм.
Музыкальные игры: реагировать с помощью движения на ее динамические изменения музыкального материала,
ориентироваться в пространстве, слышать начало и окончание музыкального произведения, выполнять движения, подсказанные
его характером («Зеркало», «Ускоряй-замедляй», «Движение под музыку различного характера», «Веселый ручеек», «Деревья»,
«Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, лиса, заяц, медведь» и т. д.
Этюды - наблюдения. Музыкальные диалоги в пластике. Музыкальный материал: И.С. Бах. «Маленькие прелюдии».
3. Блок. Моделирование образа в процессе общения.
Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу действия: спрятаться - найти, отнять - не отдать, остановить уйти и т. д.; Сочинение и исполнение парных этюдов, построенных на взаимодействии героев из разных сказок (выявление
конфликта в неожиданных для героев предлагаемых обстоятельствах);
11
Модуль IV. Репетиционно-постановочная работа
1. Блок: Работа над ролью и образом героя.
Теория: Изучение жизни. К. С. Станиславский о работе актера над ролью. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений.
Накопление впечатлений жизненных явлений для последующей работы актерской фантазии. Изучениежизни персонажа.
Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж. Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии:
Практика:
Выстраивание логики поведения героя в предлагаемых
обстоятельствах пьесы; определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к конечной
цели;
Сочинение жизненных обстоятельств, не предусмотренных фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве
данного персонажа и старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о прошлом героя.
Теория: понятия: внешняя характерность героя:
Практика: Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, профессиональных привычек предлагаемого персонажа.
Разработка элементов внешней характеристики.
2. Блок : Работа над постановкой малых театральных форм.
Теория: Одноактная пьеса. Пьеса, как драматургический материал. Жанр. Виды пьес.
Практика: Выбор одноактной пьесы для постановки. Репетиции. Формирование первоначального навыка работы над спектаклем:
определение основной мысли пьесы; куски и эпизоды, их названия; отражение в цвете развития сюжетной линии пьесы
(спектакля), ее основных событий; создание предметно-пространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля;
исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы; работа над отдельными эпизодами с разными
исполнителями одних и тех же ролей: выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с
12
текстом и т. д.ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Аттестация. Постановка Одноактной пьесы.
Практика. Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
Планируемые результаты
Личностные:
-
навык чёткого выполнения своих обязанностей, распределённых в коллективе в период выпуска спектаклей;
-
умение изготовить детали костюмов, декораций, бутафории;
-
умение поддерживать рабочую атмосферу, быть всегда готовым включиться в работу по подготовке сцены к
репетиции и её демонтировке;
-
интерес к стилям поведения людей других столетий, национальностей;
-
интерес к истории интерьера и театрального костюма;
-
умение анализировать свою работу и работу партнёров с позиции реализации замысла спектакля.
Метапредметные:
-
навык логического анализа текста в работе над литературным и драматургическим материалом;
-
умение найти средства сценической выразительности характера-маски в пьесах-сказках;
-
умение жить в режиме работы над спектаклем, подчинять свои интересы интересам коллектива;
-
умение провести пластическую и речевую разминку со всеми участниками коллектива, помочь нанести грим;
-
навык актёрской наблюдательности как потребности исследования жизни
13
Предметные:
-
знание о ведущих театрах города; знание об инсценировании, основах драматургии;
-
представление о театральных профессиях;
-
владение техникой гримирования;
-
знание о поэтапной работе спектакля, навык активного участия в разработке его замысла;
-
знание об образе спектакля и его компонентахзнание об инсценирование, основах драматургии; владение техникой
гримирования; знание о поэтапной работе спектакля, навык активного участия в разработке его замысла; знание об образе
спектакля и его компонентах.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - оказание содействия обучающимся в процессе самопознания и саморазвития.
Задачи:
1. Совершенствование речевого и мышечного аппарата.
2. Совершенствование навыка работы с партнёром и совместной деятельности в группе в практической работе над
спектаклем
14
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№
Название
тематических блоков
теория
практика
Формы контроля
аттестации
всего
Модуль II. Внешняя и внутренняя техника актёра
Блок: Средства
выразительности
внешней техники актёра
Блок:
Элементы
2. внутренней
техники
актёра
1.
1
2
2
16
16
18
18
Модуль III. Моделирование сценического образа
Моделирование образа
2
10
12
через подражание:
походка
Опрос, показ
упражнений и
тренингов
Наблюдение, показ
упражнений,
тренингов, этюдов,
Наблюдение, показ
упражнений,
тренингов, этюдов,
и
15
образа, речь, вес,
физическое
самочувствие.
2.
3
Моделирование образа
через темпо- ритм.
Моделирование образа
в процессе общения.
2
10
12
2
12
14
Модуль IV. Репетиционно-постановочная работа
Блок: Работа над ролью и
1. образом героя.
30
30
Блок:
Работа
над
постановкой пьесы 2.
сказки.
30
30
2
2
126
136
Итоговый контроль
Итого
10
Наблюдение, показ
упражнений,
тренингов, этюдов
Наблюдение, показ
упражнений,
тренингов, этюдов
Наблюдение во время
репетиций, Показ
этюдов
Наблюдение во время
репетиций, Показ
этюдов, отдельных
эпизодов
Итоговый творческий
показ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
16
Модуль II. Внешняя и внутренняя техника актёра
1. Блок: Средства выразительности внешней техники актёра Практика: Пластическая выразительность.
Совершенствование мышечного аппарата. ОФП. Тренировка скорости, темпа, контрастности движения. Упражнения,
направленные на развитие основных составляющих «чувства движения»:
баланса; координации; скорости и
инерции; напряжения.
Развитие координации движения. Тренировка воли и сосредоточенности внимания. Комплексы упражнений на координацию в
статике, в движении . Комплексы упражнений на полу (стоя, сидя, на коленях, лёжа). Исправление дефектов осанки, походки.
Навыки правильной бытовой походки, прерывистости движения, фиксации его отдельных моментов в позе, замедленного,
ускоренного движения, сознательного прекращения движения Этюды - наблюдения характера движения и статики конкретного
человека: походка, осанка, поза.
Теория: понятие мимическая схема, пластическая фраза, мизансцена Практика: Тренинг навыка перевода любого движения тела,
заданного кем-то или сочинённого самостоятельно в психофизическое сценическое действие. Актёрское оправдание заданной
партитуры движений, последовательного ряда статистических мизансцен тела, построение мизансцены по заданной поговорке или
пословице, построение мизансцены по картине и «оживление» её.
Задание: Продолжить составление словаря мимических схем, стилей жестовых и пластических фраз. Диктанты и сочинения этюдов
на заданный набор движений и элементов бессловесного действия.
Теория:
Техника выполнения акробатические упражнений. Инструктаж по
технике безопасности выполнения акробатических упражнений.
Практика: Различные виды кувырков. Прыжки. Жонглирование. Упражнения на развитие силы и ловкости. Навык управления
инерцией тела и распределение движений в заданном пространстве в заданное время. Навык физического взаимодействия с
17
партнёром. Кувырки вперёд с опорой на две руки, через плечо. Кувырки со сменой направления и темпа движения, парное. Боковые
перекаты. Опорные, безопорные прыжки. Акробатические комплексы - сочетание акробатических элементов в определённой
последовательности. Диагностическое занятие:
Показ комплекса упражнений на равновесие и
баланс, скорость, темп контрастность и координацию движений. Акробатические этюды.
Теория: Совершенствование техники сценической речи: Осанка. Постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в процессе
дыхания. Выработка носового дыхания. Произношение текста на выдохе. Освоение пространства
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль II. Внешняя и внутренняя техника актёра
2. Блок: Средства выразительности внешней техники актёра Практика: Пластическая выразительность.
Совершенствование мышечного аппарата. ОФП. Тренировка скорости, темпа, контрастности движения. Упражнения,
направленные на развитие основных составляющих «чувства движения»:
баланса; координации; скорости и
инерции; напряжения.
Развитие координации движения. Тренировка воли и сосредоточенности
внимания. Комплексы упражнений на координацию в статике, в движении.
Комплексы упражнений на полу (стоя, сидя, на коленях, лёжа). Исправление
дефектов осанки, походки. Навыки правильной бытовой походки,
19
18
прерывистости движения, фиксации его отдельных моментов в позе, замедленного, ускоренного движения, сознательного
прекращения движения Этюды - наблюдения характера движения и статики конкретного человека: походка, осанка, поза.
Теория: понятие мимическая схема, пластическая фраза, мизансцена Практика: Тренинг навыка перевода любого движения тела,
заданного кем-то или сочинённого самостоятельно в психофизическое сценическое действие. Актёрское оправдание заданной
партитуры движений, последовательного ряда статистических мизансцен тела, построение мизансцены по заданной поговорке или
пословице, построение мизансцены по картине и «оживление» её.
Задание: Продолжить составление словаря мимических схем, стилей жестовых и пластических фраз. Диктанты и сочинения этюдов
на заданный набор движений и элементов бессловесного действия.
Теория:
Техника выполнения акробатические упражнений. Инструктаж по
технике безопасности выполнения акробатических упражнений.
Практика: Различные виды кувырков. Прыжки. Жонглирование. Упражнения на развитие силы и ловкости. Навык управления
инерцией тела и распределение движений в заданном пространстве в заданное время. Навык физического взаимодействия с
партнёром. Кувырки вперёд с опорой на две руки, через плечо. Кувырки со сменой направления и темпа движения, парное. Боковые
перекаты. Опорные, безопорные прыжки. Акробатические комплексы - сочетание акробатических элементов в определённой
последовательности. Диагностическое занятие:
Показ комплекса упражнений на равновесие и
баланс, скорость, темп контрастность и координацию движений. Акробатические этюды.
Теория: Совершенствование техники сценической речи: Осанка. Постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в процессе
дыхания. Выработка носового дыхания. Произношение текста на выдохе. Освоение пространства
19
через звук. Тренировка длинного выдоха. Опора дыхания. Развитие динамического диапазона голоса. Распределения звука и слова
в сценическом пространстве.
Практика: Игры с гласными и согласными звуками (упражнения «Бадминтон», «Ау»).
Заучивание стихов, исполнение стихов, чтение по ролям. Использование синонимов и антонимов (упражнения «Снежный ком»,
«Почемучка», «Скажи наоборот»).
Построение развернутых вопросов (описание картин, игрушек, предметов, событий) Пересказ услышанного и прочитанного.
Речь в движении (упражнения «Просо», «Каравай», «Мой веселый мяч», «Скакалка»).
Ролевые игры с игровыми приговорами, припевами (упражнения «Просо», «Каравай», «Баба сеяла»).
Практика: Работа с текстом пьесы - сказки. Углубление навыка логического анализа текста.
3. Блок: Элементы внутренней техники актёра
Теория: Внимание как основной предмет творческого состояния.
Практика: Тренинг на умение концентрировать, распределять и переключать внимание.
Ассоциативное внимание («Скульптура», «Ассоциации», «Времена года»). Теория: понятие: образное видение.
Практика Изображение, моделирование образа нестандартными средствами. Поиск характера предмета. Упражнения «Оживление
предмета», «Кукольный мир», «Фигуры», «Композиция».
Образное мышление.
Теория: Мышление как познавательная деятельность личности.
20
Практика: Игры, способствующие продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений:
через абсолютно свободное обращение с предметами (упражнения «Собери
фигурки», «Найди место», «Пространство»);
через сюжетные этюды (индивидуальные и парные);
через ролевые игры.
Модуль III. Моделирование сценического образа
1.
Блок. Моделирование образа через подражание: походка образа, речь, вес, физическое самочувствие.
Этюды на подражание литературным героям, героям сказок, мультфильмов. Этюды - наблюдения за реальными людьми.
2.
Блок. Моделирование образа через темпо - ритм.
Упражнения и игры, развивающие музыкальность и ритмичность. Тренировка быстроты реакции в упражнениях с меняющимся
темпом исполнения. Навык мышечного восприятия темпо ритма движения.
Этюды на подражание литературным героям, героям сказок, мультфильмов с заданным темпо - ритмом. Этюды - наблюдения за
реальными людьми.
3.
Блок Моделирование образа в процессе общения.
Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу действия: спрятаться - найти, отнять - не отдать,
остановить - уйти и т. д.; рассказ о поведении партнера;
сочинение и исполнение парных этюдов, построенных на взаимодействии героев из разных сказок (выявление конфликта в
неожиданных для героев предлагаемых обстоятельствах);
Модуль IV. Репетиционно-постановочная работа
1. Блок: Работа над ролью и образом героя.
21
Теория: Читаем, анализируем: Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. Гиппиус Г. Гимнастика чувств. Практика:
Работа над образом персонажа в пьесе - сказке. Поиск
убедительного варианта сценического образа для духовного и физического перевоплощения.
Домашние этюды «на образ».
2. Блок: Работа над постановкой пьесы - сказки.
Теория: Пьеса, как драматургический материал. Жанр. Виды пьес.
Практика: Выбор пьесы для постановки. Репетиции. Формирование навыка работы над спектаклем: определение основной мысли
пьесы; куски и эпизоды, их названия; отражение в цвете развития сюжетной линии пьесы (спектакля), ее основных событий;
создание предметно-пространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля; исполнение групповых пластических
импровизаций на сюжет пьесы; импровизации со словами; работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и
тех же ролей: выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с текстом и т. д.
Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии: выстраивание логики поведения героя в предлагаемых
обстоятельствах пьесы (поступок героя как соединение его «я» с миром);
определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к конечной цели;
фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития сюжетной линии.
Сочинение жизненных обстоятельств, не предусмотренных фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве
данного персонажа и старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о прошлом героя.
Вскрытие подтекста. Объяснение термина подтекст. Анализ текста с целью вскрытия глубинного смысла его подтекста.
22
Объяснение понятия: внешняя характерность.
Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, профессиональных привычек предлагаемого персонажа. Разработка
элементов высшей характеристики.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Аттестация:
Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
Планируемые результаты
Личностные:
-
умение поддерживать рабочую атмосферу, быть всегда готовым включиться в работу по подготовке сцены к
репетиции и её демонтировке;
-
интерес к стилям поведения людей других столетий, национальностей;
-
интерес к истории интерьера и театрального костюма;
-
умение изготовить детали костюмов, декораций, бутафории;
- умение анализировать свою работу и работу партнёров с позиции реализации замысла спектакля.
Метапредметные:
-
навык логического анализа текста в работе над литературным и драматургическим материалом;
-
умение жить в режиме работы над спектаклем, подчинять свои интересы интересам коллектива;
-
умение провести пластическую и речевую разминку со всеми участниками коллектива, помочь нанести грим;
-
навык актёрской наблюдательности как потребности исследования жизни
23
Предметные:
знание о ведущих театрах города;
-
знание об инсценирование, основах драматургии;
-
владение техникой гримирования;
-
знание о поэтапной работе спектакля, навык активного участия в разработке его замысла;
-
знание об образе спектакля и его компонентах.
24
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности воспитанника.
Задачи:
1. Сформировать социально-адаптированную, творчески активную личность.
2. Сориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение.
3. Совершенствование техники специальных навыков в процессе репетиционно-постановочной работы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Название
№
тематических блоков
теория
практика
Формы контроля
аттестации
и
всего
Модуль II. Беседы «Театр и время»
Блок: Специфика
театрального
1.
искусства.
Классификация и жанры
театрального искусства.
Блок: История театра.
2.
Опрос, защита
творческих проектов
4
8
16
4
8
16
Опрос, защита
творческих проектов,
показ исторических
25
Модуль III. Внешняя и внутренняя техника актёра
Блок: Средства
выразительности
внешней техники актёра.
Блок:
Элементы
внутренней
техники
актёра.
2
2
18
20
20
22
Модуль V. Репетиционно-постановочная работа
Блок: Работа над ролью и
образом героя.
24
24
Блок: Работа над пьесой и
создание
образа
спектакля.
Итоговый контроль
Аттестация
Итого:
12
42
42
4
4
124
136
Опрос, наблюдение,
показ упражнений
Опрос, наблюдение,
показ упражнений,
этюдов
Наблюдение, показ
этюдов, монологов
отдельных сцен с
партнёрами
Наблюдение, показ
этюдов, отдельных
сцен с партнёрами
Итоговый творческий
показ
26
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль II. Беседы «Театр и время»
1. Блок: Специфика театрального искусства. Классификация и жанры театрального искусства.
Теория: Театр - искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Актер - главное лицо в театре. Специфика актерского
творчества («материал» и «мастер» в одном лице, творческий процесс актера протекает на глазах у зрителя).
Драматический театр. Музыкальный театр. Режиссер. Оркестр. Оркестровые группы. Тембры Б. Бриттен «Путеводитель по
оркестру».Увертюра. Творческое задание «О чём спектакль» по увертюре «Океан - море синее» - Р. Корсаков «Садко». Старинные
музыкальные инструменты первых музыкальных спектаклей. Орфей. Легенды об Орфее. Опера Глюка «Орфей». Монтеверди.
Глюк. Хор, как вокальный жанр музыкального театра. Хор фурий. Вокальные ансамбли в опере. Дуэт, речитатив Орфей и
Эвридики. Ария. Песня - сольное исполнение в опере. Ария Орфея. Н. Римский-Корсаков и его отношение к музыкальному театру.
Опера «Снегурочка». Певческие голоса. Тенор. Баритон. Бас. Песня Деда Мороза. Сопрано. Меццо-сопрано. Альт. Ария
Снегурочки, песня Леля. Хор. Хоры по составу исполнителей. Легенда о Терпсихоре. Франция. Фигурные танцы. Либретто.
Либреттист. Композитор. Музыка к балету. Балетмейстер. Балерина. Станок. Пуанты. Пачка. Фильм о пуантах. Петипа.
Чайковский. Балет «Лебединое озеро». Кордебалет.
Специфика кукольного театра. Изобразительно-театральная природа кукол. Драматургия как особый вид литературного творчества
(выявление существующих различий между драмой и другими литературными жанрами) исполнение парных этюдов
пальчиковыми и перчаточными куклами.
Практика:
Просмотр
и
обсуждение спектаклей профессиональных и любительских спектаклей
2. Блок: История театра.
Теория: Театрализация жизни первобытных людей.
27
Театр Древней Греции. Орхестра. Скена. Амфитеатр.
Театр Древней Греции. Хор. Маски. Котурны.
Театр Древней Греции. Работа с тетрадью «Путешествие по музыкальному театру».
Древнегреческие актёры.
Старорусский театр. Скоморохи. Петрушка.
Старорусский театр. Шарманщик. «Шарманка» Д. Шостакович, П. Чайковский. Формирование театральных традиций. Афиша.
Программка. Касса.Зрительный зал. Игра «Подскажи место».
Одежда сцены. Занавес, кулисы. Работа в альбоме.
Видимые и невидимые театральные профессии.
Практика:
Работа над проектом и презентацией по истории театра.
Ролевые игры «Я - гримёр», «Я - костюмер».
Работа над афишей и программкой спектакля.
Игры - перевоплощения детей с масками.
Модуль III. Внешняя и внутренняя техника актёра.
1.
Блок: Средства выразительности внешней техники актёра.
Теория: Специальные двигательные навыки.
Сценические трюки и сценический бой.
Сценические падения.
Правила техники безопасности
28
Практика: Освоение техники различных падений, развитие способности управлять мышечным напряжением и расслаблением,
инерцией движений, контролировать процесс движения, вызванного потерей равновесия. Подготовительные упражнения; падения
на полу; падения с высоты; падения через препятствия; падения с предметом в руках; падения во взаимодействии партнером.
Техника нанесения и приема ударов; техника защиты и озвучивания ударов; техника сценических переносок; принципы построения
и исполнения сценической драки.
Стилевое поведение. Историческая пластика
Теория: Этикет и манеры поведения в разные эпохи. Изучение особенностей стилевого поведения и правила этикета (обхождения,
принятые в европейском и русском обществе в XVI - XIX и начале XX столетия.Практика: Походки. Обращения с плащом, тростью,
веерами, зонтами, шляпами и др. Поклоны.
Теория: Объяснение темы поклоны и виды поклонов.
Практика: Отработка поклонов, принятых в европейском и русском обществе в XVI - XIX и начале XX столетия.
Пластические импровизации. Основы пантомимы.
Теория: Организация движения в пространстве. Развитие композиционного мышления. Основы мизансценирования. Основные
свойства и признаки пантомимы:
максимальное обобщение содержания, стилизация формы,
предельная целесообразность и точность движения. Жест как носитель действия в пантомиме и почва для рождения
специфического поэтического языка. Жест изображающий и выражающий. Системы классификации жестов. Принципы усиления
выразительности жеста. Техника исполнения классических стилевых упражнений. Дифференцированные техники пластического
движения:
шок, резина, рапид, пружина. Интегрированные техники
пластического движения: робот, импульс, мульт.
Практика: Освоение техники и её практическое применение в создании образа. «Воображаемые миры» пантомимы. Геометрия
29
воображаемых предметов. Жёсткие предметы, мягкие предметы, «живые» предметы. «Мёртвая точка», «мёртвая плоскость» и
постоянный интервал. Законы работы с воображаемыми препятствиями. Воображаемые силы, воздействующие на мима:
препятствие побеждает меня, я побеждаю препятствие. Воображаемая среда. Воображаемый партнёр. Поэтика предмета, времени
и пространства в пантомиме. Образная пластика. Внутреннее созерцание образов в движении под музыку.
Упражнения: Жёсткие предметы, мягкие предметы, «живые» предметы. «Мёртвая точка», «мёртвая плоскость» и постоянный
интервал. Законы работы с воображаемыми препятствиями. Воображаемые силы, воздействующие намима: препятствие,
побеждает меня, я побеждаю препятствие. Воображаемая среда. Воображаемый партнёр персонаж
Речь, как средство выразительности актёра. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово.
Речь в жизни общества.
Теория:
Краткая история развития речи. Особенности русской речи.
Индивидуальные факторы. Голосовой аппарат.
Практические работы:
Упражнения на длительный и резкий выдох для постановки голоса («Мячик», «Насос», «Уставший мячик», «Измученный насос»).
Голосовой аппарат.
Теория: Четыре составные части голосового аппарата. Дыхательные органы, вибраторы, резонаторы, артикуляторы. Пять
элементов голоса. Возможные недостатки.
Практические работы: Упражнения, направленные на постановку голоса. Исправление непатологических дефектов речи.
Дыхание.
Теория: Правильное дыхание. Разновидности дыхания. Роль дыхания при постановке голоса.
Практические работы: Дыхательные упражнения.
30
Мелодический рисунок речи.
Теория:
Выразительность.
Знаки
препинания.
Их роль в речи. Разбор
предложения по интонационным отрезкам. Схема предложения.
Практические работы:
Игры-упражнения
на
основе правильного
интонирования («Музыкальные инструменты», «Орган», «Оркестр»).
Чтение стихов, диалогов.
Словесное действие.Теория:
Действенность
сценического слова. Многогранность действенного
слова, его воздействие на различные стороны человеческой психики: интеллект, воображение, чувство. Воздействие на интеллект:
особое внимание логике и убедительности слова.
Практика: Разбор текста каждого куска роли по логике мысли:
-
главная мысль куска;
-
суждения и доводы для доказательства основной (главной) мысли;
-
доводы основные и второстепенные;
-
мысли, отвлеченные от основной темы.
Теория:
Воздействие
на воображение:
особое
внимание «видению»
(представлением того, о чем говорим), «заражение» партнера видениями. Подтекст - глубинное содержание текста, его непрямой
смысл. Единство текста и подтекста. Внутренний монолог. Выявление подтекста при помощи интонаций, жестов, мимики.
Практика: Работа с текстом роли.
Орфоэпия.
Теория: Орфоэпия - наука о нормативном произношении. Гласные и согласные, йотированные звуки. Редукция. Транскрипция.
31
Практика: Правильный письменный разбор литературного отрывка.
Упражнения правильного интонирования («Музыкальные инструменты», «Ветерок» и т.д.).
Типы речи.
Теория:
Развлекательная, информационная, научная речь. Ошибки при
построении фраз. Ошибки личного словаря.
Практика: Построение диалога на заданную тему в паре с партнером (найти ошибки при построении фраз, ошибки личного
словаря).
Упражнения на логику текста («Точка зрения» и т.д.)
Упражнения на работу с литературным текстом («Словесное действие»).Психология речи. Речевой слух.
Теория:
Определение
цели
беседы.
Некоторые
проблемы
акустики и
физиологии. Приемы оживления публичной речи.
Практика: Тренинг по преодолению стресса с использованием основных психологических приемов.
Игры и упражнения по устранению зажимов мышц затылка и шеи по методике
Э. Чарели («Сонная голова» и т.д.).
Составление 5-10 сложных звукосочетаний, произношение их в заданном педагогом темпе.
Корректность речи.
Теория: Речевой такт. Корректность речи. Экономичность. Конфликт.
Практика Выполнение словесных действий, заданных педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.
Составление индивидуального плана: текста из 4-8 строчек, с расстановкой логических ударений; построение диалогов в паре с
партнером, используя 2-4 простейших психофизических действия; проговаривание пяти скороговорок в течение 1 -5 мин.
32
2.
Блок: Элементы внутренней техники актёра.
Сценическая свобода.
Теория: Основной закон пластики. Мускульная свобода. Свобода внешняя и внутренняя. Зажим.
Практика: Тренинг на раскрепощение.
Этюды и упражнения в группе.
Игры на доверие («Ляпки», «Слепой», «Поводырь»).
Тренинг на снятие мускульного зажима и освобождение: поочередный зажим и расслабление всех групп мышц.
Тренинг на соотношение силы жеста и мускульного напряжения.
Сценическая вера.Тренинг: Понятие термина «сценическая (творческая) вера». Актерский серьез. Убежденность актера необходимое условие его игры. Творческая дисциплина - осознанная необходимость. «Мне нужно!» - формула Вахтангова Е.Б.
Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Чувственно- конкретность сценической веры.
Практика:
Упражнения на оправдания (быстрая смена предлагаемых
обстоятельств).
Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени (оправдание предмета, позы, нескольких
физических действий). Сценическое самочувствие.
Теория Принцип жизненной правды. Единство физического и психического. Объективное и субъективное. Природа сценических
переживаний. Понятие органичности. Эмоциональная память.
Практика: Тренинг на возбуждение эмоциональной памяти (вспомнить вкус, ощутить тепло, холод, болезнь и т.д., вспомнить запах,
музыку).
Этюды.Сценическое действие. Ролевое происхождение действий. Наличие цели в каждом действии. Отличие действия от чувства.
33
Физическое и психическое действие, их связь. Виды психофизических действий. Действия - основной материал актерского
искусства.
Практика: Этюды.
Сценическая задача и ее элементы.
Теория: Почему делаю? (мотив). Что делаю? (действие). Для чего делаю? (цель). Как делаю? (приспособление). Импровизация непроизвольное рождение приспособлений на основе оговоренного мотива, действия, цели. Практика: Определение сценической
задачи каждого кусочка пьесы (отрывка) и выстраивание непрерывной линии действия.
Этюды-импровизации.Сценическое общение.
Теория: Сценическое общение как процесс воздействия партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие. Пять стадий
сценического общения (по К.С. Станиславскому):
Ориентирование и выбор объекта.
Привлечение внимания объекта.
Изучение объекта (зондирование души объекта щупальцами глаз. Воздействие на объект.
Отклик объекта.
Практика: Репетиции отрывков пьесы (сказки): выстраивание общения как непрерывного, постоянного процесса.
Модуль V. Репетиционно-постановочная работа
1. Блок: Работа над ролью и образом героя.
Теория:
Сущность метода физических действий К.С. Станиславского.
Правдивое и точное выполнение самых простых физических действий «возбуждает» чувство правды, сценическую веру,
психическое действие. Новаторство метода физических действий от «правды жизни человеческого тела» к «правде жизни»
34
человеческого духа». Предлагаемые обстоятельства роли и отбор действий.
Предлагаемые обстоятельства - условия, определяющие жизнь образа: фабула пьесы, события, факты, время и место действия,
круг проблем, волнующих героев, их взаимоотношения, физическое самочувствие и т.д. Практические работы: Самостоятельная
работа: «Биография героя».
Практика: Работа над отрывком (пьесой, сказкой): подробный конкретный анализ текста, постановка вопросов о жизни героя и
поиск ответов, взаимосвязь фактов, отбор действий.
Этюды на оправдание линии физического действия: «побежал, остановился, оглянулся, пошел».Работа над ролью:
превращение цели психического действия в цель
физического действия (добиваться определенного физического результата от своего физического, психического воздействия на
партнера). Предлагаемые обстоятельства роли и отбор действий.
2.
Блок: Работа над пьесой и создание образа спектакля. Застольный период
Практика: Чтение пьесы, первые впечатления. Изучение биографии автора, истории создания произведения, эпохи и исторических
событий, традиций страны по сюжету пьесы.
Определение основной мысли пьесы. Представление о конфликте. Эпизоды и их название. Элементы композиционного построения
пьесы и их значение в спектакле.
Выбор исполнителей. Чтение по ролям. Освоение позиции исполнителя. Погружение в проблемы пьесы и каждого героя, и их
разрешение. Представления о поэтапной работе над спектаклем: работа за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля,
эксплуатация спектакля.
Репетиционный период.
Практика:
Формирование представления об образе спектакля и его
35
компонентах: поиск пространства спектакля, создание макетов декораций, разработка и изготовление костюмов, изучение и
отражение эпохи, музыка, шумы. Создание афиши, эскизов программки к спектаклю.
Исполнение речевых и пластических импровизаций по сюжету пьесы, импровизация с психофизическим действием. Работа над
отдельными эпизодами. Подгрупповая работа с текстом (монологи, диалоги).
Формирование представления о сверхзадаче роли и её сквозном действии. Поиск выразительных средств роли (мимика, пластика,
речь, музыкальная тема и т.п.) . Освоение атмосферы спектакля: костюм, музыка, декорация, реквизит и т.д. Углубления навыка
самостоятельной работы над ролью: поиск «взгляда намир» глазами героя, Освоение характера героя как социально психологического типа в пьесе. Развитие навыка анализа исполнения.
Умение отличать подлинное действие от его представления и уметь с ним бороться с помощью сосредоточенного внимания на
выполнение конкретных задач.
Освоение исторического пространства пьесы. Представления о темпо - ритме спектакля.
Поиск деталей. Поиск контрастов в решении декораций, музыки, костюмов, характеров героев. Представления о творческой
интерпретации.
Навык работы в спектакле от своего собственного лица.
Привнесение в исполнение образа своих чувств и мыслей.
Развитие навыка прямого общения со зрительным залом.
Выявление режиссёрских возможностей школьников в процессе создания спектакля.
Репертуарные часы. Подготовка к спектаклю.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Аттестация:
36
Показ спектакля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛТЬТАТЫ
Личностные
-
потребность играть спектакль на зрителе;
-
умение отстаивать интересы коллектива;
-
навык «группового поведения»;
-
навык согласованного осмысления совместного опыта (умение воплощать свой замысел, корректировать действия
участников придуманного этюда или сцены, анализировать проделанную работу);
-
Метапредметные:
-
освоение особенностей стихотворной речи, используемой в комедиях;
-
освоение характера образа как социально - психологического типа, знание партитуры актёра - роли;
-
проанализировать и дать оценку произведениям народного и профессионального искусства;
-
развивать опыт слушательского, зрительского и исполнительского общения с произведениями народного и
профессионального искусства;
-
навык непрерывного общения с партнёром;
Предметные
-
знание о направлениях, видах, жанрах драматического искусства;
-
знание сущности изображаемых в комедиях явлений и их внутренних закономерностях по произведениям уральских
37
писателей и драматургов;
-
углубление знаний об образе спектакля (деталь, как выражение идеи, смысловые акценты, кульминация);
-
знание особенностей пантомимы, элементов пластической подготовки, драматургии пантомимы;
знание особенностей своего речевого аппарата и способов подготовки его к звучанию;
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
38
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием, утвержденным директором.
1 год обучения
Учебные
№ п/п
1.
недели
1 неделя
2.
3.
2 неделя
4.
5.
3 неделя
Форма занятия
Наименование темы занятия
Беседа
Игровой
тренинг
Инструктаж по ТБ и ПБ
Средства выразительности
актерской техники.
Совершенствование
мышечного аппарата. ОФП.
Тренировка скорости, темпа,
контрастности движения.
Упражнения,
Подготовительные
упражнения, направленные на тренинг
развитие основных
составляющих «чувства
движения»: баланса;
координации; скорости и
инерции; напряжения.
Колво
часов
2
Формы/ методы
контроля
беседа,
наблюдение
2
2
беседа,
наблюдение
2
2
беседа,
39
11.
6 неделя
12.
13.
7 неделя
14.
15.
8 неделя
16.
17.
18.
9 неделя
Упражнения, направленные на
Этюдная
развитие основных
Упражнения в равновесии
6.
составляющих работа
«чувства
(тренировка
движения»: баланса;
вестибулярного аппарата).
координации; скорости и
Развитие координации
4
неделя
7.
инерции;
Работа
наднапряжения.
одиночным
движения.
этюдом, включающим
Упражнения,
движение различных
частей
8.
в сочетании
и
Скульптурность телатела
в тренинги
противопоставлении.
движении и статике:
походка,
5
неделя
9.
осанка,
поза. Исправление
этюд
с
дефектов осанки,Подготовить
походки.
10.
использованиемУпражнения,
одной части
тела («театр частей
тела»).
тренинг
Пластическая
фраза
как
основная структурная единица
пластического
текста,
определяющая его стиль.
Упражнения,
Актёрское оправдание заданной тренинг
партитуры движений,
последовательного
ряда
статистических мизансцен тела,
построение мизансцены по
заданной
поговорке
или
пословице,
построение
мизансцены по картине и
«оживление» её.
Упражнения,
2
беседа,
тренинг
наблюдение2
2
Этюдная
работа
2
2
2
беседа,
2
наблюдение
Этюдная
работа
2
2
Контрольный
показ
2
2
2
2
беседа,
дидактические
игры
наблюдение
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
40
19.
10 неделя
20.
21.
11 неделя
22.
23.
12 неделя
Развитие пластичности и
музыкальности, навыка
речедвигательной
координации.
Акробатические
упражнения.
Акробатические
упражнения.
24.
25.
2
2
13 неделя
Пластический
тренинг
Пластический
тренинг
беседа,
дидактические
игры
наблюдение
2
2
2
2
2
беседа,
наблюдение
Контрольный
показ
41
26.
27. 14 неделя
28.
29. 15 неделя
30.
Совершенствование техники Этюдная
работа
сценической речи: знаки
препинания, грамматические
паузы, ударения, куски и
задачи;
Речевой
Совершенствование техники тренинг
сценической речи: знаки
препинания, грамматические
паузы, ударения, куски и
задачи;
Углубление навыка
логического анализа текста.
2
2
2
беседа,
дидактические
игры
наблюдение
Работа с текстом
31. 16 неделя
32.
33. 17 неделя
34.
35. 18 неделя
36.
37. 19 неделя
беседа,
дидактические
игры
наблюдение
2
2
беседа
опрос,
2
Практическая работа.
Аттестация
Работа над постановкой
малых театральных форм.
Репетиция
2
2
2
Показ
творческих
работ
Игры.
Элементы внутренней техники
Упражнения
актёра Внимание как
внимание
основной предмет творческого
состояния.
показ
наблюдение
показ
наблюдение
2
2
на
2
беседа,
дидактические
игры
наблюдение
42
38.
39. 22 неделя
Тренинг
Зрительная, осязательная,
ассоциативная память.
40.
41. 21 неделя
42.
Упражнения.
Сценическое воображение и тренинг
сценическая
фантазия
как
необходимые
элементы
творческой деятельности.
43. 22 неделя
44.
45. 23 неделя
Эмоциональная память.
46.
47. 24 неделя
Упражнения.
тренинг
Этюды
Моделирование
образа
на
основе заданных действий,
эмоций и ощущений
48.
49. 25 неделя
50.
Моделирование образа через
подражание: походка образа,
речь, вес, физическое
самочувствие.
26 неделя
2
2
2
2
2
2
Этюдная
работа
Моделирование образа через Этюдная
работа
темпо - ритм.
беседа,
дидактические
игры
наблюдение
беседа,
дидактические
игры
Индивидуальн
беседа,
контрольный
показ
2
2
51.
52.
2
2
2
2
2
2
беседа,
наблюдение
показ
беседа,
наблюдение
показ
беседа,
наблюдение
43
53.
54.
27 неделя
Моделирование
образа
процессе общения.
в Этюдная
работа
55. 28 неделя
Выполнение парных этюдов
56.
на противоположные по
смыслу действия прятаться найти, отнять - не отдать,
остановить - уйти и т. д.;
рассказ о поведении партнера;
57. 29 неделя Сочинение
и
исполнение
парных этюдов, построенных на
взаимодействии
героев
из
разных
сказок
(выявление
конфликта в неожиданных для
героев
предлагаемых
30
неделя
59.
обстоятельствах);
Взаимодействие героев в
рисунке;
60.
музыкальные диалоги в
пластике.
31
неделя
61.
2
2
беседа,
наблюдение
Этюдная
работа
2
2
контрольный
показ
наблюдение
показ
Этюдная
работа
2
наблюдение
показ
2
2
показ
2
опрос,
Этюдная
работа
Беседа,
44
творческие
Формирование представления проекты
о сверхзадаче роли, ее
сквозном действии:
62.
63.
Вскрытие
подтекста.
64.
Объяснение термина подтекст.
Анализ текста.
Объяснение понятия: внешняя
65.
характерность. Объяснение
33 неделя
66.
понятия образ.
32 неделя
34 неделя
Беседа,
практическая
работа
Беседа.
Практическая
работа
Показ
творческих работ
2
наблюдение
2
2
опрос,
наблюдение
дидактические
игры
беседа
опрос,
наблюдение
2
2
2т
67.
Творческий показ
2
68.
72.
2
Итого:
136
45
2-й год обучения
Учебные
№ п/п
1.
недели
1 неделя
Форма занятия
Наименование темы занятия
Внешняя и внутренняя
техника актёра
Беседа
Игровой
Колво
часов
2
тренинг
3.
2 неделя
4.
5.
4 неделя
8.
9.
Моделирование
сценического образа.
3 неделя
6.
7.
Блок: Средства
выразительности внешней
техники актёра. Вводное
занятие. ИТБ и ИНЬ.
5 неделя
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
Моделирование
сценического образа
Этюдная
работа
2
Беседа
Игровой
тренинг
2
2
Этюдная
работа
2
2
2
2
опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение
показ
опрос,
Формы/ методы
контроля
беседа,
опрос
46
10.
11.
6 неделя
12.
13.
7 неделя
14.
15.
16.
17.
8 неделя
9 неделя
18.
19.
10 неделя
20.
21.
11 неделя
Внешняя и внутренняя
Интегрированн ое
техника актёра Блок:
занятие
Средства выразительности
внешней техники актёра
Этюдная
работа
Моделирование
сценического образа
Защита
Внешняя и внутренняя
творческих
техника актёра Блок:
работ
Средства выразительности
внешней техники актёра
Практический
Моделирование
сценического образа
тренинг
Этюдная
работа
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Работа над постановкой
малых театральных форм.
Речевой
Внешняя и внутренняя
тренинг
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
РепетиционноЭтюдная
2
наблюдение
2
опрос,
наблюдение.
показ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
опрос,
наблюдение
показ
опрос,
наблюдение
опрос,
показ
опрос,
наблюдение
показ,
47
22.
23.
24.
25.
12 неделя
13 неделя
26.
27.
14 неделя
28.
29.
30.
31.
15 неделя
16 неделя
32.
33.
17 неделя
34.
35.
18 неделя
постановочная работа Блок:
Работа над постановкой
малых театральных форм.
Моделирование
сценического образа
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Работа над ролью и образом
героя.
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Работа над ролью и образом
героя.
Моделирование
сценического образа
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
АТТЕСТАЦИЯ
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
работа
2
наблюдение
Практический
тренинг
Этюдная
работа
2
2
2
2
показ,
наблюдение
показ,
наблюдение
Этюдная
работа
2
2
показ,
наблюдение
Практический
тренинг
Упражнения.
тренинг
2
2
2
2
показ,
наблюдение
Упражнения.
тренинг
2
2
опрос,
наблюдение
Этюдная
2
Подгрупповая,
индивидуальн
ая, опрос,
наблюдение
48
36.
37.
19 неделя
38.
39.
40.
41.
22 неделя
43.
22 неделя
21 неделя
44.
45.
23 неделя
46.
47.
24 неделя
48.
49.
25 неделя
50.
51.
26 неделя
работа
2
наблюдение
показ
Этюдная
работа
2
2
контрольный
показ
Практический
тренинг
Упражнения.
тренинг
2
2
2
Практический
тренинг
2
Этюдная
Репетиционнопостановочная работа Блок: работа
Работа над ролью и образом
героя
Упражнения.
Внешняя и внутренняя
тренинг
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
Практический
Моделирование
сценического образа
тренинг
Этюдная
2
2
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Работа над ролью и образом
Репетиционногероя.
постановочная работа Блок:
Работа над ролью и образом
героя.
Моделирование
сценического образа
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней
техники актёра
Моделирование
сценического образа
2
2
наблюдение.
показ
опрос,
дидактические
игры
наблюдение
опрос,
показ
наблюдение
опрос, показ
наблюдение
Опрос, показ
наблюдение
опрос,
показ
опрос, показ
2
2
2
2
наблюдение
опрос, показ
49
52.
53.
54.
27 неделя
55.
56.
57.
28 неделя
29 неделя
58.
59.
60.
30 неделя
31 неделя
61.
62.
63.
32 неделя
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Работа над ролью и образом
героя
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Одноактная пьеса.
Репетиционнопостановочная работа Блок:
Одноактная пьеса.
работа
2
Опрос,
показ
Опрос, показ
Репетиции по
эпизодам
2
наблюдение
опрос, показ
Репетиции
музыкальных
номеров
Пластический,
речевой
тренинг
2
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
Этюдная
Репетиционнопостановочная работа Блок: работа
Работа над ролью и образом
героя
Репетиции
музыкальных
Репетиционнономеров
постановочная работа Блок:
Одноактная пьеса.
Репетиционнопостановочная работа
Репетиции по
эпизодам
2
2
опрос,
показ
опрос, показ
2
2
наблюдение
опрос, показ
2
2
опрос, показ
2
наблюдение
опрос,
показ
опрос, показ
2
2
наблюдение
опрос, показ
50
Блок: Работа над
постановкой малых
театральных форм.
64.
65.
33 неделя
Тренинг
2
2
опрос, показ
наблюдение
опрос, показ
Творческий
показ
2
Творческий
показ
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внешней техники актёра
66.
67.
68.
2
34 неделя
72.
Творческий показ
3-й год обучения
2
ИТОГО
Учебные
№ п/п
1.
недели
1 неделя
2.
3.
2 неделя
4.
5.
3 неделя
2
136
Форма занятия
Наименование темы занятия
Вводное занятие. Беседы
«Театр и время».
Колво
часов
Беседа.
Проектная
деятельность.
2
2
опрос
Беседа.
Проектная
деятельность.
2
опрос
ИТБ и ИПБ.
Беседы «Театр и время»
Блок: История театра.
Формы/ методы
контроля
2
2
51
6.
7.
4 неделя
Средства
выразительности внешней
техники актёра
Беседа
тренинг
Беседа
тренинг
Игровой
Игровой
2
2
2
дидактические
игры
наблюдение
опрос,
наблюдение
Средства выразительности
внутренней техники актёра
5
неделя
опрос,
Внешняя и внутренняя
Интегрированн ое 2
9.
наблюдение
техника актёра
Блок:
занятие
выразительности
техники
актёра Средства
6 неделя
Этюдная
2
2
Репетиционнопостановочная работа
Опрос
работа Блок: Работа над
наблюдение
пьесой и создание образа
показ
спектакля.
7 неделя
Этюдная
2
работа
2
Репетиционнопостановочная
опрос
работа Блок: Работа над
наблюдение
пьесой и создание образа
спектакля.
8 неделя
Этюдная
2
работа
2
Репетиционнопостановочная
опрос
работа Блок: Работа над
наблюдение
пьесой и создание образа
спектакля.
9 неделя
Этюдная
2
работа
2
Репетиционнопостановочная
опрос
работа Блок: Работа над
пьесой и создание образа
спектакля.
8.
52
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
31.
16 неделя
Беседы «Театр и время».
Блок: Специфика
театрального искусства.
Классификация и жанры
театрального искусства.
Речевой
тренинг
2
2
опрос
Этюдная
Репетиционнопостановочная работа
работа Блок: Работа над
ролью и образом героя.
Практический
Репетиционнопостановочная тренинг
работа Блок: Работа над
ролью и образом героя.
Упражнения,
Внешняя и внутренняя
техника актёра
тренинги
Беседа.
Беседы «Театр и время»
Проектная
Блок: История театра.
работа
Репетиционнопостановочная Этюдная
работа
работа
Блок: Работа над пьесой и
создание образа спектакля
2
2
опрос
наблюдение
показ
2
2
опрос,
наблюдение
показ
2
2
2
Опрос
наблюдение
Опрос
защита
проектов
опрос,
наблюдение
2
2
показ
Этюдная
2
53
32.
33.
17 неделя
34.
35.
18 неделя
36.
37.
19 неделя
38.
39.
22 неделя
40.
41.
42.
21 неделя
Репетиционнопостановочная работа
работа Блок: Работа над
пьесой и создание образа
спектакля
Показ
Аттестация.
творческих
работ
Упражнения,
Инструктаж по ТБ и ПБ
Внешняя и внутренняя
тренинги
техника актёра Блок:
Средства
выразительности внешней
техники актёра.
Упражнения,
тренинги
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внутренней техники актёра.
Практический
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
тренинг
Средства
выразительности внешней
техники актёра.
Упражнения.
тренинг
Внешняя и внутренняя
техника актёра Блок:
Средства выразительности
внутренней техники актёра
2
2
опрос
наблюдение
опрос,
показ
наблюдение
2
2
2
опрос,
наблюдение
2
2
опрос
наблюдение
2
2
опрос
наблюдение
2
2
опрос
наблюдение
показ
54
43.
22 неделя
44.
45.
23 неделя
46.
47.
24 неделя
Репетиционнопостановочная Репетиции по
работа Блок: Работа над
эпизодам
пьесой и создание образа
спектакля
Этюдная
Репетиционнопостановочная работа
работа Блок: Работа над
ролью и образом героя
РепетиционноУпражнения.
2
2
показ
опрос
наблюдение
2
2
показ
2
опрос
опрос
наблюдение
постановочная работа Блок:
Работа над пьесой и
создание образа спектакля
48.
49.
25 неделя
50.
51.
52.
26 неделя
53.
54.
27 неделя
55.
56.
57.
28 неделя
29 неделя
58.
59.
60.
30 неделя
31 неделя
61.
62.
63.
32 неделя
64.
65.
33 неделя
тренинг
2
наблюдение
показ
55
Репетиционнопостановочная Практический
работа Блок: Работа над
тренинг
пьесой и создание образа
спектакля
Этюдная
Репетиционнопостановочная работа
работа Блок: Работа над
ролью и образом героя
Проектная
работа
Беседы «Театр и время.
Защита творческих
проектов: «Театр будущего»
Проектная
работа
Беседы «Театр и время».
Защита творческих
проектов: «Театр будущего»
Пластический,
Внешняя и внутренняя
речевой
техника актёра Блок:
тренинг
Средства выразительности
внешней техники актёра
Этюдная
Репетиционнопостановочная работа
работа Блок: Работа над
ролью и образом героя
Репетиции
Репетиционнопостановочная музыкальных
номеров
работа
Репетиционнопостановочная Репетиции по
работа
эпизодам
Тренинг
2
2
опрос
наблюдение
показ
2
2
опрос,
наблюдение
2
2
опрос
защита
проектов
2
2
опрос
защита
проектов
2
2
опрос
наблюдение
2
2
показ
наблюдение
2
показ
наблюдение
2
2
2
2
показ
наблюдение
56
57
68.
34 неделя
Творческая работа
Творческая
работа
2
2
72.
ИТОГО
136
Творческая
работа
58
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего уровня усвоения программного материала по
итогам текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Школьный театр+»
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие формы определения результативности освоения
программы: тест, опросный лист, анкетирование, показы на концертах, конкурсах, фестивалях, отчетный концерт, наблюдение,
творческий показ.
Критериями оценки результативности обучения воспитанников являются:
- уровень теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практическихнавыков работы со
специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
- уровень практической подготовки воспитанников:соответствие уровня развития практических умений и навыков
программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения
практического задания; технологичность практической деятельности;
-
уровень развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности: культура поведения;
творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных
способностей.
Параметры оценки:
высокий уровень - успешное освоение воспитанником более 70% содержания образовательной программы, подлежащей
59
аттестации;
средний уровень - успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы,
подлежащей аттестации;
низкий уровень - успешное освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей
аттестации.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности обучающегося, который отслеживает динамику
развития личности по следующим параметрам и критериям:
-
мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые
моральные нормы и их выполнение в поведении);
-
познавательная сфера (уровень развития познавательной активности, самостоятельности);
-
регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития контроля);
60
61