Пояснительная записка Направленность программы: социально-гуманитарная Актуальность программы Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Программа «Школа волонтера» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки добровольцев (волонтеров) из числа социально ориентированной молодежи. Новизна программы Программа «Школа волонтера» направлена на системное развитие молодежного добровольчества (волонтерства) и вовлечение молодежи в гражданскую активность. Основная идея программы: формирование инфраструктуры поддержки молодёжного добровольчества (волонтерства) в МАОУ СОШ № 76 путём разработки и внедрения инновационных методов и технологий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного и образовательного процессов и содействие реализации государственной молодёжной и образовательной политики. Программа «Школа волонтера» - это площадка для совместного поиска, обсуждения и реализации путей решения социальных проблем, волнующих молодёжь; место для обучения методам разработки и реализации молодёжных социальных проектов; получения новых знаний и навыков посредством участия молодёжи в добровольческой (волонтерской) деятельности. Отличительные особенности программы Программа интегрирована в обучающий процесс МАОУ СОШ № 76 и направлена на социализацию обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в процессе которой молодые добровольцы (волонтеры) приобретают новые знания и развивают навыки активного участия в общественной жизни местного сообщества, осваивают методы социального проектирования, иные формы социальной активности. Уровень программы – базовый, который включает в себя подготовку волонтеров по общим социально- значимы вопросам, развивает коммуникативные умения, организаторские навыки, знания по технологии командной работы, методики подготовки и проведения социальных акций, реализации социальных проектов, совершенствование навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности. Формы организации образовательного процесса: В каждой теме программы «Школа волонтера» есть теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения. Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности. Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности. Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительноиллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод. Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания. Формы проведения и организации занятий подбираются с учетом цели и познавательных интересов обучающихся, специфики содержания данной образовательной программы и возраста. Формы организации занятий: беседа, лекция-беседа, тренинг, игры деловые и ролевые; коллективная и индивидуальная форма работы упражнения на взаимодействия в группе; тренинги; дискуссии; акции (социальные, экологические и здоровьесберегающие); волонтерские проекты. Формы контроля: анкетирование и тестирование; диагностика; тренинги, квесты, игры и др. Виды деятельности учащихся: познавательная, игровая, досугово-развлекательная деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), спортивно-оздоровительная деятельность, социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) и проблемно-ценностное общение. Формы деятельности: проблемно-ценностная беседа, познавательная дискуссия с просмотром анимационного фильма, подготовка и представление мультимедийных презентаций, ролевые, развивающие игры, поиск информации в различных источниках и ее представление, практические работы, просмотр и обсуждение видеофильма, акции (социальные, экологические, здоровьесберегающие), выполнение проектных работ. познавательная дискуссия с просмотром анимационного фильма. Уровень образования: основное общее образование (5-9 класс) и среднее общее образование (10-11 класс). Целевая группа учащиеся 5-11 классы. Количество обучающихся в группе 10- 15 чел. Режим занятий: занятия проводятся 6 раз в неделю по 40 минут. Объем общеразвивающей программы: общее количество в год- 204, за весь период обучения 3года- 612 часов Срок освоения общеразвивающей программы: 3 года. ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций. ЗАДАЧИ: • сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития; • познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества; • изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами патриотического воспитания; • рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого эмпирического материала; • выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя мотивирующие поведение школьников примеры; • подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения профессиональной карьеры; • обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе; • достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа «Школа волонтёра» позволяет системно организовать процесс вовлечения детей в добровольческую деятельность, что запустит механизм комплексного развития гражданской активности школьников, «добровольное участие детей и подростков в социально значимой деятельности, в том числе в проектах и мероприятиях социальной направленности (экологических, гражданско-патриотических, краеведческих, культурных, нацеленных на пропаганду здорового образа жизни, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.)» Планируемые результаты освоения программы: 1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам относят: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2.Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности, таких как: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3.Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных предметов даст учащимся возможность • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы; • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • различать отдельные виды социальных норм; • характеризовать основные нормы морали; • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; • раскрывать сущность процесса социализации личности; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни; • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • описывать основные социальные роли подростка; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • раскрывать достижения российского народа; • использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Учебный план 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Количество часов № Названия разделов и тем всего теор ия Формы практик аттестации/ а контроля Часть 1. Путешествие в мир волонтерства (Кто такие волонтёры (добровольцы) 1 Кто такие волонтёры (добровольцы) 8 2 диагностика 2 История развития волонтерства (добровольчества) 5 4 1 опрос 3 Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности 15 5 10 тренинг 4 Основные принципы добровольческого труда 20 10 10 ролевая игра 5 Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности 5 2 3 творческое задание 6 Как волонтёры преодолевают трудности? 15 10 5 тренинг 7 Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества» 5 2 3 игра 10 Часть 2. Волонтерский труд: нужный, интересный, твой! 8 Школьное волонтёрское объединение 5 4 1 опрос 9 Выбираем лидера 5 3 2 диагностика 10 Выбираем направление работы объединения 10 6 4 деловая игра 11 Формируем имидж волонтёрского объединения 10 8 2 создание имиджа волонтёрского объединения 12 Работаем в команде 5 2 3 тренинг 13 Социальный квест «Не умеешь — научись» 5 1 4 квест 14 Наши мероприятия: от идеи — к результату 20 10 10 деловая игра 15 Привлекаем новых волонтёров 10 8 2 урок о волонтёрстве 16 Деловая игра «Проводим волонтёрское мероприятие» 15 10 5 деловая игра 17 Дружим с другими организациями 15 10 5 творческое задание 18 Настольная игра «Мы команда добрых дел» 5 1 4 игра Итого 204 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5–7 классы Кто такие волонтёры (добровольцы) Теория: Пример доброго дела (педагогу можно взять готовый пример из текста учебника или привести собственный). Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». В чём заключается волонтёрский (добровольческий) труд? Обсуждение особенностей волонтёрского (добровольческого) труда. Как работают волонтёры (добровольцы)? Пять основных причин занятия волонтерством (добровольчеством). Практика: изучение правил техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.обсуждают примеры того, почему люди занимаются волонтёрством. История развития волонтерства (добровольчества) Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Историческая справка о развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России. Практика: на основе изученного материала выполняют задания. Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, еволонтёрство). Задания к параграфу выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) ¬ практическое выполнение задания школьниками (от 1 дня до 1–2 недель) ¬ демонстрация результатов выполнения задания школьниками. Практика: выполняют практические задания по видам волонтёрской деятельности. Основные принципы добровольческого труда Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Какие личные качества нужно развивать волонтёрам? Практика: на основе изученного материала выполняют задания. Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Как можно разнообразить проведение акций? Практика: тренировка перед выполнением домашнего задания; ролевая игра Как волонтёры преодолевают трудности? Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Самооценка в вопросах того, что ты хочешь, и того, что можешь. Выстраивание приоритетов по отношению к тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Умение работать сообща (в команде). Связь волонтёрского труда с будущей профессией. Практика: Выполнение школьниками заданий по комиксам в параграфе. Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества» Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 6. Для проведения командной настольной игры вы можете: использовать готовые карточки с заданиями; придумать собственные задания; попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы вы выбрали самые подходящие. Правила игры даны в учебном пособии. Практика: игровой форме повторяют изученный материал. Отвечают на вопросы после игры. Школьное волонтёрское объединение Теория: Примерные виды добровольческих (волонтёрских) объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Поиск того, кто нуждается в поддержке, помощи, защите. Что делать, если объединения в школе нет? Что делать, если школьные объединения уже есть? Практика: на основе изученного материала выполняют задания Выбираем лидера Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 8. Кто такой руководитель волонтёрского объединения? Тест лидерских качеств. Качества лидера. Практика: на основе изученного материала выполняют задания Выбираем направление работы объединения Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 9. Повторение направлений волонтёрской деятельности. Практика: выполнение заданий к теме и демонстрация школьниками результатов. Формируем имидж волонтёрского объединения Теория: Понятие «имидж». Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура. Организационная культура. Практика: выполняют задания на создание имиджа волонтёрского объединения. Работаем в команде Теория: Тренинг «Сначала дружба, потом соревнование». Практика: участвуют в тренинге командообразования. Выполняют практические задания. Социальный квест «Не умеешь — научись» Теория: что такое квест? Краткая история тимуровского движения. Практика: участвуют в социальном квесте Наши мероприятия: от идеи — к результату Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 13. Практика: Выполнение заданий к параграфу и демонстрация результатов. Привлекаем новых волонтёров Теория: Практикум. Групповая работа по темам. Практика: изучают приёмы привлечения новых волонтёров. Участвуют в групповой работе по темам. Проводят урок о волонтёрстве. Деловая игра «Проводим волонтёрское мероприятие» Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 15. О проблеме, которую вы хотите решить. Кто будет помогать вам создавать и проводить мероприятие? О тех, для кого вы делаете мероприятие. С кем вы будете договариваться, чтобы вам разрешили его провести? Место, где вы будете проводить мероприятие (например, в актовом зале, на детской площадке или в парке). Необходимый реквизит (вещи, которые вам понадобятся для проведения мероприятия и награждения победителей) и где вы его возьмёте. День и время, в которые вы планируете проводить мероприятие. Как и когда вы будете приглашать участников? Последовательность всех этапов события. Анализ проведения мероприятия. Практика: организуют и проводят мероприятие Дружим с другими организациями Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 16. Основные задачи установления партнёрских отношений с другими объединениями. Практика: изучение правил настольной игры «Мы команда добрых дел», которая будет проводиться на следующем занятии. Настольная игра «Мы команда добрых дел» Теория: для проведения командной настольной игры вы можете: использовать готовые карточки с заданиями; придумать собственные задания; попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы вы выбрали самые подходящие. Правила игры написаны в учебном пособии «Школа волонтёра. 5–7 классы». Практика: выполняют задания на взаимодействие. Учебный план 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Названия разделов и тем Количество часов всего теория практика Формы аттестации/ контроля Часть 1. Волонтерство и твоя будущая профессия 1 Направления волонтёрства и профессии 10 5 5 тренинг 2 Волонтёры в социальной сфере 15 5 10 акция 3 Волонтёры в сфере физической культуры и спорта 10 5 5 акция 4 Волонтёры в сфере культуры 10 3 7 театральная постановка 5 Эковолонтёры 10 5 5 акция 6 Событийные волонтёры 10 6 4 дискуссия 7 Медиаволонтёры 10 5 5 ролевая игра 8 Киберволонтёры 10 5 5 виртуальное сообщества друзей волонтёрского движения 9 Волонтёры в сфере здравоохранения 10 5 5 добрый урок 10 Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 10 5 5 школьный патруль 11 Доверяй, но проверяй 15 5 10 составление правил, соблюдение которых позволяет не стать жертвой мошенников 5 проект Часть 2. От твоей идеи к твоему проекту 12 Продумываем свой социальный проект 20 15 13 Квест как форма социального проекта 15 5 10 квест 14 Этапы социального проекта 20 5 15 проект 15 Анализ социальных проектов 10 5 5 проект 16 Итоговое занятие 20 0 20 защита проекта Итого 204 Содержание курса 2 год обучения 8–9 классы Направления волонтёрства и профессии Теория: Поиск ответов на вопросы во время занятия добровольчеством. Соотношение направлений волонтёрства и профессий. Волонтёрство в сфере охраны природы (биоэколог и инженер-эколог). Волонтёрство в социальной сфере (социальный работник). Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта (спортивные тренер, судья, арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтёрство (event-менеджер, культорганизатор). Волонтёрство в сфере здравоохранения (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог). Волонтёрство в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС, спасатель). Задания к параграфу выполняются по принципу: инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) ¬ практическое выполнение задания школьниками (от 1 дня до 1–2 недель) ¬ демонстрация школьниками результатов выполнения задания. Разъяснение особенностей выполнения заданий к § 1. Демонстрация результатов выполнения заданий. Практика: изучают, какие профессии соответствуют направлениям волонтёрства и правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Волонтёры в социальной сфере Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Пример проекта «Компьютерный ликбез». Рекомендации по работе с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Рекомендации по работе с учениками младших классов. Практика: выполняют задания с использованием изученного материала. Проводят социальный квест на одну из тем. Волонтёры в сфере физической культуры и спорта Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Требования к волонтёру в сфере физической культуры и спорта. Примеры направлений участия в волонтёрства. Практика: выполняют задания с использованием изученного материала. Волонтёры в сфере культуры Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Требования к волонтёру в сфере культуры. Участие в восстановлении памятников культурного и исторического наследия, археологических исследованиях. Экскурсоведение. Проект «Доброхоты» (девиз: «Узнавая памятники – узнаёшь себя»). Акция «Танцуй, Екатеринбург – танцуй, Россия». Проект «Искусство в городском пространстве». Проект «Судьба моего рода в судьбе моего края». Всемирная образовательная акция «Тотальный диктант». Проект «Кино для всех». Практика: организовывают и показывают театральную постановку. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Эковолонтёры Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Акция «Чистый двор». Проект «ЭкоГТО». Юные добровольцы РДШ. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала Событийные волонтёры Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Пять ключевых умений событийного волонтёра. Как стать событийным волонтёром? Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала Медиаволонтёры Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 6. Почему новости интересно читать? Особенности создания и редактирования новости. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала Киберволонтёры Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 7. Попробовать читать тексты для Librivox.org. Заниматься репетиторством онлайн. Писать статьи для Википедии. Помогать школе распространять новости в интернет-среде. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Создают виртуальное сообщество друзей волонтёрского движения. Волонтёры в сфере здравоохранения Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 8. Особенности допуска волонтёров к работе с пациентами. Направления работы: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь, поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением, информационная помощь. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. В игровой форме учатся оказывать первую медицинскую помощь. Проводят добрый урок на одну из тем. Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 9. Требования к волонтёрам в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Возможности участия несовершеннолетних. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Учатся взаимодействовать в условиях игровой ЧС. Организуют школьный патруль для обеспечения контроля безопасности школьников на переменах. Доверяй, но проверяй Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 10. Как не попасться на удочку мошенников в ходе волонтёрской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Типичная история пострадавшего от мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Продумываем свой социальный проект Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 11. Что такое квест? Проект? Понятие социального проекта. Что нужно знать, чтобы продумать социальный проект? Как реализовать проект? Практика: придумывают социальный волонтёрский проект. Квест как форма социального проекта Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 12. Изучение содержания квеста. Планирование работы по организации и проведению квеста. Распределение ролей. Практика: проведение квеста «Потерянные ценности». Этапы социального проекта Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 13. Понятие проекта. Волонтёрский социальный проект. Ключевые пункты проекта (название, цель, задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и их периодичность, ресурсы, схема взаимодействия участников команды проекта, риски). О чём подумать в начале создания проекта? Практика: придумывают социальный волонтёрский проект. Анализ социальных проектов. Деловая игра Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 14. «Гимнастика для всех!». «Беречь малую родину — значит беречь Россию». Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Итоговое занятие. Защита проектов Теория: Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 15, 16. Практика: Защита проектов. Учебный план 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Названия разделов и тем Количество часов всего теория практика Формы аттестации/ контроля Введение 1 Волонтеры меняют мир 4 2 2 диагностика Раздел 1. Волонтерская деятельность в России 2 Из истории волонтерского движения в России 10 5 5 Творческое задание 3 Правовое регулирование волонтерской деятельности в России 10 5 5 тренинг 4 Особенности волонтерской деятельности. Волонтерские группы и волонтерские организации 20 15 5 выпуск буклетов «За волонтерами будущее!» 5 Направления волонтерской деятельности 20 10 10 деловая игра Раздел 2. Вы решили стать волонтером 6 Мотивация к участию в волонтерской деятельности 10 5 5 тренинг 7 Как стать волонтером 10 5 5 тестирование 8 Что необходимо знать и уметь волонтеру 15 10 5 ролевая игра Раздел 3. Волонтерский проект: от идеи к результатам 9 Что такое волонтерский проект 10 8 2 опрос 10 Разработка волонтерского проекта 10 5 5 проект 11 Реализация волонтерского проекта 10 4 6 проект 12 Подведение итогов проекта 10 6 4 мониторинг Раздел 4. Из опыта волонтерской деятельности 13 Организация школьного волонтерского центра 20 10 10 разработка программы 14 Защита социальных проектов 10 0 10 проект 15 Защита экологических проектов 10 0 10 проект 16 Защита здоровьесберегающих проектов 10 0 10 проект 17 Итоговое занятие 5 Итого: портфолио 204 ъСодержание курса 3 год обучения 10 – 11 классы Введение Теория: Волонтеры меняют мир. Практика: изучение правил техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Раздел 1. Волонтерская деятельность в России Теория: из истории волонтерского движения в России: Древняя Русь и Московское княжество, императорская Россия, советский период, современная Россия. Правовое регулирование волонтерской деятельности в России: нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства). Волонтер и доброволец; цели деятельности волонтера. Права и обязанности волонтера; правовые условия осуществления волонтерской деятельности. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства). Особенности волонтерской деятельности. Волонтерские группы и волонтерские организации: организаторы и участники волонтерской деятельности. Индивидуальное и групповое волонтерство. Волонтерская группа. Волонтерская организация. Направления волонтерской деятельности: социальное волонтерство, культурно-спортивное волонтерство, экологическое волонтерство. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Раздел 2. Вы решили стать волонтером Теория: Мотивация к участию в волонтерской деятельности: ценности личности; базовые ценности для волонтера. Мотивация деятельности волонтера. Как стать волонтером: выбор направления волонтерской деятельности; поиск волонтерской организации или волонтерского проекта; прохождение собеседования при приеме в волонтерскую организацию и обучение волонтеров. Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала. Раздел 3. Волонтерский проект: от идеи к результатам Теория: Что такое волонтерский проект: проект как форма осуществления волонтерской деятельности; что необходимо знать для успешной реализации волонтерского проекта. Разработка волонтерского проекта: формулирование идеи проекта, постановка целей и задач проекта, составление плана, формирование команды, определение ресурсов, начало реализации проекта. Реализация волонтерского проекта: привлечение ресурсов, презентация волонтерского проекта, воплощение проекта (создание проектного продукта). Подведение итогов проекта: оценка результативности проекта, подготовка и публикация отчета о проекте, создание портфолио проекта, встреча участников проекта, благодарственные письма спонсорам и партнерам проекта. Практика: выполняют практические задания с использованием изученного материала; придумывают социальный волонтёрский проект. Раздел 4. Из опыта волонтерской деятельности Теория: Организация школьного волонтерского центра. Цель создания волонтерского центра. Направления работы волонтерского центра. Распределение обязанностей в команде. План работы волонтерского центра. Организация образовательной программы (курса-тренинга) школьным волонтерским центром. Практика: Разработка различных проектов. Социальный проект помощи детям-сиротам. Организация праздника для пожилых людей «Новый год от чистого сердца». Организация творческого фестиваля «Мы вместе». Подготовка развлекательной программы для детей «Хорошее настроение». Экологический проект «Школьный дендропарк своими руками». Эколого-просветительский проект «Послание в лесу». Организация фестиваля «Здоровый образ жизни? Легко!». Проект по созданию социального ролика. Календарный учебный график на 2021-2022 уч. год 1 группа 1 года обучения (5-6 класс) № Месяц п/п 1 сентябрь число Время проведения занятия Форма занятия Количество Тема занятия часов комбинированное 1 2 комбинированное 1 3 комбинированное 1 Что такое краеведение? Мой родной край – Урал. Расположение на карте. Человек пришёл на Урал. Место проведения Форма контроля Каб. 315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 4 комбинированное 1 5-6 Практическое занятие 7 комбинированное 1 8 комбинированное 1 910 октябрь Практическое занятие 2 2 11 комбинированное 1 12 комбинированное 1 Уральские горы. Зарождение жизни на Урале. Изготовление макета Уральских гор Освоение пространства. Народы Урала Происхождение географических названий. Типы человеческого жилища. Жилище и селение. Изготовление макетов разных типов человеческого жилища. Что такое город. Причины и условия создания городов. Без чего не может быть города. Человек и город Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб. 315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 Защита творческих работ Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 1314 Практическое занятие 15 комбинированное 1 1617 Практическая работа 2 игра 1 1920. экскурсия 2 21 комбинированное 1 18 ноябрь 2 Изготовление герба города. Создание проекта своего варианта герба города. Создание герба моей семьи. План застройки города. Строители города. Изготовление макета крепости Екатеринбург. Викторина и итоговая игра– соревнование «Рождение Екатеринбурга» Учебнотематическое занятие в Историческом сквере. Учебно тематическая экскурсия в Музей истории Екатеринбурга Виды изобразительного Каб.315 Защита творческих работ Каб.315 наблюдение Каб.315 Защита творческих работ викторина Каб.315 Исторический сквер наблюдение Каб.315 наблюдение 22 комбинированное 1 23 комбинированное 1 24 комбинированное 1 искусства. Урал в произведениях живописцев. Скульптурные памятники города, события и люди, с которыми они связаны. Из истории одного памятника Декоративноприкладное искусство Урала. Каменный Пояс. Легенды о происхождении богатств Урала. Камни старого Урала. Разнообразие видов. Коллекции минералов. Камнерезное искусство Урала. Гранильная фабрика в Екатеринбурге. Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 25- декабрь 26 экскурсия 2 2728 Практическое занятие 2 2930 комбинированное 2 31 комбинированное 1 Ювелирное искусство Урала. Учебнотематическая экскурсия: Музей истории ювелирного и камнерезного искусства; Создание «каменных» ваз разными техниками при помощи пластилина и гуаши. Золото на Урале. История замечательной находки. Ерофей Марков. История платного и монетного дворов в Екатеринбурге. Каслинское чугунное художественное литьё. Мир животных в Музей истории ювелирного и камнерезного искусства наблюдение Каб.315 Защита творческих работ Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 32- январь 33 Практическое занятие 34 комбинированное 1 35 комбинированное 1 3637 Практическое занятие 38 комбинированное 1 2 2 произведениях уральских литейщиков. История Каслинского павильона. Каслинское литьё на улицах города. Решётки, ограды, фонари. Создание эскизов кованых и литых решёток и оград. Кузнец – всем ремёслам отец. История развития кузнечного промысла. Уральский подносный промысел. Изготовление подноса из папьемаше и его роспись. Уральская чайная машина (самоварный промысел). Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 39 февраль комбинированное 1 4041 Практическое занятие 2 4243 игра 2 44 комбинированное 1 45 комбинированное 1 46 март комбинированное 1 Гончарный Каб.315 промысел на Урале. Изготовление Каб.315 фигурок из глины. Подготовка и проведение «Ярмарки народных промыслов Урала». Архитектура как вид искусства. Свойства и язык архитектуры. Виды архитектуры. Типы архитектурных сооружений. Градостроительство как вид архитектуры. План города. Карта города. Типы планировки городов Азбука города. Улицы, проспекты, набережные, площади. Улицы и наблюдение Каб.315 Защита творческих работ Ярмарка народных промыслов Урала Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 4749 Практические занятия 3 50 Практическое занятие 1 51 комбинированное 1 52 комбинированное 1 проспекты нашего города. Площади нашего города. Создание своего проекта архитектурного сооружения: «Я – архитектор». Создание эскиза воображаемой улицы. «Улица моей мечты». Храмовая архитектура. Строение и особенности культовых сооружений. Из истории Храма-НаКрови. Монастыри в черте города Азбука архитектуры. Архитектурные стили. Исторический центр города. «Золотой век» Каб.315 Защита творческого проекта Каб.315 Представление творческого проекта Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение 5354 комбинированное 2 55- апрель 56 комбинированное 2 5759 Практическое занятие 6061 комбинированное 2 3 Екатеринбурга. Стиль классицизма в архитектуре города. Эклектика в архитектуре города. Архитектура на рубеже 19-20 веков. Архитектура стиля модерн. Архитектура первой половины 20 века. Эпоха конструктивизма. Город старый и новый: историческая роль зданий. Современная архитектура. Дворец и особняк. Городские усадьбы Екатеринбурга Конкурс проектов и эскизов «Три века Екатеринбурга». Екатеринбург купеческий: Каб.315 наблюдение Каб.315 наблюдение Каб.315 Защита творческих проектов наблюдение Каб.315 6263 комбинированное 2 64- май 65 комбинированное 2 6667 Практические занятия 2 68 экскурсия 1 Гостиный двор, Мытный двор, рынки, мельницы. Образцы Каб.315 промышленной архитектуры. Завод заводов. Садово-парковая Каб.315 архитектура города. Архитектурные символы города. Создание проекта Каб.315 «Город будущего». Учебнотематическая экскурсия наблюдение наблюдение Защита творческого проекта Литературный наблюдение квартал г. Екатеринбурга Материально-техническое обеспечение - Интерактивная доска с проектором - Учебный кабинет (включая типовую мебель) - Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка, ластик (- Фотоаппарат (2 штуки на группу; - Флэш-накопитель (SD/SDHC/MMC) (2 штуки на группу - Интернет-соединение (1 единица на группу) - Многофункциональное устройство МФУ (черно-белая печать) (1 единица на группу) Учебно-методическое обеспечение (учебные пособия, методическая продукция, дидактические материалы) 1. Литература, справочные издания, документы, материалы периодической печати по истории, краеведению, культуре края. 2. Художественные произведения писателей Урала.(П. П. Бажов, Д.Н. Мамин - Сибиряк, Е.Е. Хоринская и др.) 3. Альбомы, буклеты, каталоги музеев, выставок и т.п. 4. Минералогическая и этнографическая коллекции. 5. Карты России, Среднего Урала, Екатеринбурга в разные исторические периоды. 6. Портреты выдающихся деятелей России и Урала. 7. Фотографии и слайды архитектурных памятников истории и культуры России и Урала, культовых и промышленных сооружений Урала. 8. Учебные пособия по художественной культуре Урала: Гонцова А.С. Рождение Екатеринбурга. Литературный квартал. Рабочая тетрадь. Екатеринбург: УрГПУ, 2002. Екатеринбург, путеводитель. - Екатеринбург: МБУ «Столица Урала», 2013. Ковалевская З.М. Изобразительное искусство Урала. Рабочая тетрадь. Екатеринбург: УрГПУ, 2002. Нечаева М.Ю., Шкерин В.А. Путеводитель по старому Екатеринбургу. - Екатеринбург: Дом учителя, 1998. 9. Видео и мультипликационные фильмы по сказам П.П.Бажова и по произведениям Д.Н. Мамина - Сибиряка. 10. Дидактический материал для проведения викторин, исторических игр и конкурсов (паззлы, кубики, разрезные картинки, парные картинки и др.) 11. Компакт-диски с коллекциями фотографий и фильмов о городе Екатеринбурге. Формы и методы текущего контроля/аттестации : формой аттестации является участие в итоговых играхсоревнованиях, квестах, викторинах, после изучения каждого из разделов программы, защита творческих работ учащихся, а также педагогическая диагностика . Список литературы 1. Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального искусства Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина 19 века. Свердловск : СреднеУрал.кн. изд-во,1960. 2. Анциферов Н.П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991. 3. Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. Свердловск: Средне-Урал.кн. изд-во, 1984. 4. Аринштейн М., Мельников Е., Шакинко И. Цветные камни Урала. Свердловск: Средне-Урал.кн. изд-во, 1984. 5. Бажов П.П. Уральские сказы. М.: Советская Россия,1987. 6. Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители: В.В. Блажес, М.А. Литовская. Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал.ун-та, 2007. 7. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне-Урал.кн. Изд-во,1976. 8. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времён до конца XVIII века: Учеб.пособие для учащихся 6-7 кл. основной школы. Екатеринбург: Сократ, 2005. 9. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995. 10. Гладкова И.М. Екатеринбургские тайны. Встречи, поиска, воспоминания журналиста / Инна Гладкова; под общ. Ред. Э. Гильмана. Екатеринбург: ОО «Урал. Землячество»; Изд-во «АМБ», 2012. 11. Екатеринбург. Азбука горожанина. Екатеринбург: Упр. обр. Адм. Ек., 2002. 12. Екатеринбург: листая страницы столетий (1723-2008). 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Сократ, 2008. 13. Екатеринбург: Фотоальбом. Екатеринбург: Сократ, 2008. 14. Екатеринбург: штрихи к портрету. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 15. Золотая нить (сборник легенд и преданий). Миасс, 1994. 16. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск: Средне-Урал.кн. Изд-во, 1989. Сведения о разработчике программы: Подчиненова Вера Ивановна , МАОУ СОШ № 76 с УИОП, образование: УрГПУ, высшее, специальность: биология и география, стаж: 26 лет Аннотация В разные исторические эпохи человек по-разному осмысливает своё бытие и мир, в котором он живёт. Он обращается к социальному и культурному опыту предков, опирается и отталкивается от него, создавая свой «образ мира», свою систему ценностей. Изучение форм культуры разных времён помогает человеку познать самого себя, обрести поле для самореализации. Это особенно важно для современного человека, живущего в ситуации смены ценностных ориентиров. Урал не является обособленным местом, он включён в общекультурное российское пространство. Процесс заселения края, его развитие напрямую связаны с историей развития страны, а художественная культура региона, в свою очередь, отражает особенности исторического развития, как всей страны, так и региона. Знакомство обучающихся с достижениями художественной культуры Урала — важный шаг на пути к развитию их исторического мышления, познавательного интереса, художественного вкуса.