Учебная дисциплина География Кол-во часов в неделю, общее Класс Базовый учебник количество часов 1 час в неделю 10 34 часа в год Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 10-11 классы. для учителей Гладкий Ю.Н, Николина В.В. Пособие Тесты, карточки, География 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - географические общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019 карты. Серия «Полярная звезда» М. География. Методические Просвещение , 2019 рекомендации. Поурочные разработки 10-11 кл.: базовый и углубл. уровни / Н.О. Верещагина, В.Д. Сухоруков. М. : Просвещение, 2017. География 1 час в неделю 11 34 часа в год География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 10-11 классы. для учителей Гладкий Ю.Н, Николина В.В. Пособие География 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - Тесты, карточки, общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019 географические Серия «Полярная звезда» М. География. Методические карты Просвещение , 2019 рекомендации. Поурочные разработки 10-11 кл.: базовый и углубл. уровни / Н.О. Верещагина, В.Д. Сухоруков. М. : Просвещение, 2017. Рабочая программа составлена на основе 1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) 2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. 3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) 4.Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов (ФГОС СОО), приказ №82/4-од от 25.06.2021 г. В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий. Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук. В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях. Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира. Цель данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем. Задачи курса: освоение знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; формирование у школьников социальных, коммуникативных и географических компетенций; способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, адаптации к условиям проживания на определенной территории; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. МЕСТО ГЕОГРАФИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа линии УМК «Полярная звезда. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени среднего общего образования. География в средней школе изучается с 10 класса по 11 класс. Общее число учебных часов за два года обучения — 68, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 10 классах и по 34 ч (1 ч в неделю) в 11 классах. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего общего образования предшествует курс «Географии 5-9», включающий географические сведения. Классы Предметы Количество часов 10 География 34 11 География 34 Всего 68 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Планируемые личностные результаты освоения общеобразовательной программы по географии Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Планируемые метапредметные результаты освоения общеобразовательной программы по географии метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1) Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2) Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д. ); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты освоения общеобразовательной программы по географии Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает: понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен: Знать/понимать: - основные географические понятия и термины; -традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; - численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; - различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; -географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; -географические аспекты глобальных проблем человечества; -особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. Уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Базовый уровень Человек и окружающая среда Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. размещения природных ресурсов. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Территориальная организация мирового сообщества Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Региональная география и страноведение Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы). Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Примерный перечень практических работ 1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов. 2. Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики. 3. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира. 4. Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду. 5. Характеристика политико-географического положения страны. 6. Характеристика экономико-географического положения страны. 7. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны. 8. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. 9. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира. 10. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий. 11. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности. 12. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов. 13. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных. 14. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. 15. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. 16. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных. 17. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения. 18. Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы. 19. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда. 20. Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города. 21. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. 22. Анализ международных экономических связей страны. 23. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. 24. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира. 25. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения. 26. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества. 27. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий. 28. Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме. 29. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В разделе приведен перечень обязательных оценочных процедур (ООП), позволяющих определить уровень освоения программы основного общего образования по географии. Контрольно-измерительные материалы, входящие в перечень ООП, с описанием критериев оценки утверждаются на заседании методического объединения учителей географии ежегодно. Класс Количество часов в неделю Количество часов за год 10 1 34 Наименование оценочной процедуры Проверочная работа по теме. Входная тестовая работа по теме: «Освоение планеты: от древности до наших дней». Проверочная работа по теме «Политическая карта мира» Итоговая тестовая работа 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ, 10 КЛАСС (2021-2022 учебный год) Форма контроля Тестовая работа Тестовая работа Тестовая работа В данном разделе приведено тематическое планирование уроков на 2021-2022 учебный год для 10 класса. В графе «Примечание» указан перечень самостоятельных и контрольных работ, которые педагог может использовать при планировании уроков. Тексты самостоятельных и контрольных работ (кроме вошедших в перечень ООП) берутся из рекомендованных Министерством Просвещения дидактических сборников. Тексты контрольных работ, вошедших в перечень ООП, ежегодно утверждаются на заседании МО учителей географии. Тематическое планирование по географии составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. № урока Тематическое планирование Количество Элементы содержания Количество часов, отведенных на Примечание уроков тестовые практические проектную и работы работы исследовательскую деятельность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 От древности до наших дней Современное освоение планеты. Входная тестовая работа по теме: «Освоение планеты: от древности до наших дней». Природные ресурсы и экономическое развитие Практическая работа: «Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов». Минеральные ресурсы Земельные ресурсы Водные ресурсы Лесные ресурсы Ресурсы Мирового океана Другие виды ресурсов Обобщение по теме: «Человек и ресурсы Земли». Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа: «Выявление на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Человек и ресурсы Земли (10 часов) География как наука. Традиционные и новые методы географических 1 исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения ООП 1 1 основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения». 11 12 13 14 экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Формирование политической карты мира Практическая работа: «Характеристика политикогеографического положения страны». Государство-главный объект политической карты. Практическая работа: «Анализ международных экономических связей страны». 1 1 Тема 2. Политическая карта мира (5 часов) Мировое сообщество – 1 общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. 1 Типы государств Политическая география геополитика Практическая 1 1 1 и 15 16 17 18 19 работа: «Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира». Обобщение по теме: «Политическая карта мира». Учимся с «Полярной звездой» Рост численности населения Земли Практическая работа: «Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов». Этническая и языковая мозаика Возрастно-половой состав и занятость населения Практическая работа: «Определение состава и структуры населения на основе статистических данных». Расселение: жители городов и деревень 1 1 1 1 1 ООП 1 Тема 3. География населения (5 часов) Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. 1 1 20 Обобщение по теме: «География населения». Практическая 1 Урбанизация. 1 работа: «Выявление и характеристика основных направлений миграции населения». 21 22 23 24 25 География культуры География религий Цивилизации Востока Цивилизации Запад Обобщение по теме: «География культуры, религий, цивилизаций». Учимся с «Полярной звездой» Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 часа) 1 Мировое хозяйство. Географическое 1 разделение труда. 1 Отраслевая и 1 территориальная 1 структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Комплексная географическая 26 27 28 Мировой экономика: состав динамика, глобализация Международное разделение труда Добывающая промышленность Электроэнергетика 1 1 1 характеристика стран и регионов мира. Особенности экономикогеографического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страныэкспортеры основных видов продукции. Тема 5. География мировой экономики (9 часов) Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое 1 сообщество. Международные 29 30 31 мира Практическая работа: «Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики». Обрабатывающая промышленность Практическая работа: «Характеристика отрасли промышленности мира по плану». Сельское хозяйство Транспорт и сфера услуг Практическая работа: 1 1 1 «Анализ грузооборота пассажиропотока и по основным транспортным магистралям мира». 32 Мировые хозяйственные связи и 1 организации (региональные, политические и отраслевые союзы). Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и 1 1 33 34 интеграция Обобщение по теме: «География мировой экономики». Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа: «Составление экономикогеографической характеристики одной из отраслей промышленности». Урок обобщение по курсу географии за 10 класс. Итоговая тестовая работа. Подведение итогов 1 1 непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономикогеографического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страныэкспортеры основных видов продукции. Географическая наука и 1 1 ООП географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В разделе приведен перечень обязательных оценочных процедур (ООП), позволяющих определить уровень освоения программы основного общего образования по географии. Контрольно-измерительные материалы, входящие в перечень ООП, с описанием критериев оценки утверждаются на заседании методического объединения учителей географии ежегодно. Класс Количество часов в неделю Количество часов за год 11 1 34 Наименование оценочной процедуры Проверочная работа по теме «География мировой экономики» Проверочная работа по теме «Зарубежная Европа» Итоговое тестирование за курс «Экономическая и социальная география мира» 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ, 11 КЛАСС (2021-2022 учебный год) Форма контроля Тестовая работа Тестовая работа Тестовая работа В данном разделе приведено тематическое планирование уроков на 2021-2022 учебный год для 11 класса. В графе «Примечание» указан перечень самостоятельных и контрольных работ, которые педагог может использовать при планировании уроков. Тексты самостоятельных и контрольных работ (кроме вошедших в перечень ООП) берутся из рекомендованных Министерством Просвещения дидактических сборников. Тексты контрольных работ, вошедших в перечень ООП, ежегодно утверждаются на заседании МО учителей географии. Тематическое планирование по географии составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. Тематическое планирование по географии 11 классы № Тема урока Часы Элементы содержания Количество часов, отведенных на Примеч учеб. зан. тестовые работы Практические работы проектную и исследовательскую деятельность ания 11 класс 6.Регионы и страны мира. 22 часа 1 Региональная география. 1 Входное тестирование по теме: « География мировой экономики» 2 Социальноэкономический прогресс и региональные различия 1 Практическая работа № 1 Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. 3 США 1 Практическая работа № 2 Характеристика политикогеографического положения страны на примере США 4 Канада. Практическая работа № 3 Характеристика экономикогеографического положения 1 • Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. • Анализ политической карты мира и экономических карт с целью деления специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом ООП 1 1 1 1 страны на примере Канады разделении труда. 5 Латинская Америка 1 6 Регионы Латинской Америки. 1 7 Западная Европа 1 8 Германия. Практическая работа № 4 1 Характеристика природно-ресурсного потенциала страны на примере Германии. 9 Великобритания. 1 10 Франция. 1 11 Италия. 1 12 Центральный район Восточной Европы. 1 13 Постсоветский регион. 1 Проверочная работа по теме: « Зарубежная Европа» 14 Зарубежная Азия. 1 15 Китай. 1 16 Япония. 1 17 18 Юго- Восточная Азия. Южная Азия 1 1 • Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. • По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. 1 1 ООП 19 Юго- Западная Азия и Северная Африка 1 20 Тропическая Африка и ЮАР 1 21 Австралия и Океания. 1 22 Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации различных типов стран и регионов мира их участие в международном разделении труда. Практическая № 5 1 • В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. 1 7. Россия в современном мире. 8 часов 23 Россия на политической карте. 1 24 Современное геополитическое положение России. 1 25 Анализ и объяснение особенностей геополитического и геоэкономическое положение России Практическая работа № 6 1 26 Россия в мировом 1 Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. 1 хозяйстве. 27 28 Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений 1 Основные формы внешних экономических связей России. 1 Практическая работа № 7. Анализ международных экономических связей России. 29 Россия и страны СНГ. 1 30 Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Практическая № 8 1 Географические аспекты важнейших социальноэкономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. 1 1 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. 4 часа 31 Глобальные проблемы человечества. Практическая № 9 Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация 1 • Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, 1 представленной точки зрения 32 Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологические проблемы 1 33 Демографическая и продовольственная проблемы 1 34 Итоговое тестирование за курс «Экономическая и социальная география мира» 1 демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. • Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Учитель – Улезко Юлии Данииловна Подчиненова Вера Ивановна 1 ООП