24 Информатика 5-6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами информатики на базовом
уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам.
Выделение в качестве основной задачи изучения информатики в школе
формирования информационной культуры ведет к изменению приоритетов в обучении
этому предмету, в том числе и в среднем звене. Обратим внимание на следующие
особенности этого процесса:
• Выходит на первый план обучение детей общим приемам и способам работы с
информационными объектами, распознаванию и построению различного рода
информационных моделей, а также знакомство с универсальными информационными
структурами.
• Повышается удельный вес изучения прикладных аспектов информатики и
информационных технологий: информационные знания и умения применяются к задачам
из различных учебных дисциплин, а также к практическим задачам, что не только
укрепляет межпредметные связи, но и способствует развитию интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
• При изучении информационных технологий основной задачей становится знакомство с
общими принципами работы и возможностями средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), знакомство с основными информационными
объектами (текст, графика, таблица, звук и пр.). При этом объем конкретных знаний,
связанных с осваиваемыми ИКТ, заметно сокращается. В том числе происходит отказ от
обязательного
освоения
школьниками
сред
и
языков
профессионального
программирования.
• Расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и
правовые вопросы работы с информацией).
Цель курса — дать учащимся знания, умения и навыки, лежащие в основе
информационной культуры.
Данный курс способствует формированию грамотности нового уровня или новой
грамотности.
Новая грамотность — сочетание осваиваемых детьми основных логиковычислительных, лингвистических и коммуникативных навыков, умения работать с
определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности
выполнять операции и процедуры. Таким образом, новая грамотность служит основой
последующих этапов обучения.
В соответствии с изложенными общими целями ставятся следующие задачи
изучения информатики в средней школе — научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• работать с различными видами представлений информации (текст, рисунок, таблица,
схема и т. п.), переходить от одного представления информации к другому;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; сопоставлять
результат с условиями, грамотно осуществлять проверку своего решения;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель,
проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности;
• видеть в практических и учебных задачах их информационную природу; уметь
представлять процесс в соответствующей информационной модели;
• знать отличительные особенности основных информационных структур, уметь
использовать их для решения поставленных задач;
• использовать различные информационные методы для решения учебных и практических
задач (группировка, упорядочение, перебор и др.);
структурировать и передавать информацию, в том числе грамотно представлять
письменный ответ и готовить выступление на заданную тему.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В курсе используется система базовых понятий современной информатики и
математики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в
старшей школе и в вузе.
Центральной научной идеей курса «Информатика. 5-6 классы» является идея
дискретизации — знакомство школьников с дискретными структурами и дискретными
процессами, началами алгоритмики.
Объекты
Основные объекты курса дают возможность описать или смоделировать
наибольшее число информационных процессов, протекающих в различных науках и в
реальной жизни. При этом в курсе представлены объекты разной степени сложности.
Наиболее простые объекты — бусины.
Буквы и цифры — элементарные объекты, которые используются при построении
многих наук, включая собственно информатику. Эти объекты оказываются незаменимыми
при анализе языковых и математических структур.
Фигурки — еще один вид элементов курса, это любое изображение одного
предмета, животного, человека, фрукта, знака и др.
Поиск одинаковых и разных элементов (бусины, фигурки, цифры, буквы русского
и латинского алфавитов).
Поиск одинаковых и разных многоугольников на сетке (многоугольники, вершины
которых располагаются в узлах прямоугольной сетки). Находить площадь
многоугольника на сетке и прямоугольного треугольника на сетке в единичных квадратах.
Многоугольники на сетке пример геометрических дискретных объектов: длины
отрезков, лежащих на линиях сетки, целочисленны, площадь любого многоугольника на
сетке равна целому числу или числу с половиной.
Дискретные структуры
Представлены дискретные структуры трех наиболее часто встречающихся в
различных областях науки и жизни видов: неупорядоченные, упорядоченные, ветвящиеся.
Самая простая по внутренней организации структура, изучаемая в курсе —
конечное множество. Изучение понятий «множество» (набор любых объектов), «элементы
множества», «пустое множество», «подмножество». Поиск одинаковых и разных
множеств. Применение понятия «все разные» применительно к множеству. Выполнение
операций над множествами (объединение, пересечение множеств).
Последовательность — дискретная конечная структура, имеющая одномерный
(линейный) порядок элементов. Изучение понятий «последовательность», «члены
последовательности», «длина последовательности», «пустая последовательность». Поиск
одинаковых и разных последовательностей.
Применение понятий, связанных с нумерацией элементов от конца и от любого
элемента последовательности: «третий с конца», «второй элемент перед», «четвертый
элемент после» и т. д. Применение понятий «перед» и «после» для членов
последовательности.
Определение истинности утверждений: истинные и ложные утверждения;
утверждения с неизвестным значением истинности; утверждения, не имеющие смысла для
данной последовательности.

Граф и дерево (направленный граф) — ветвящиеся структуры. Используется
инструмент при вычислениях, удобный способ хранения данных, способ сортировки или
поиска данных.
Изучение понятий, связанных с расположением элементов дерева: элементы
первого уровня, листья, следующие элементы, предыдущий элемент; дети и родители;
уровни дерева, высота дерева; последовательность из дерева, все последовательности из
дерева.
Выполнение заданий на построение дерева, последовательностей из дерева.
Определение истинности утверждений применительно к дереву. Построение дерева
по данным утверждениям.
Изучение понятия «сортировка» (упорядочение и классификация). Знакомство с
методами сортировки. Выполнение упорядочения слов в алфавитном порядке (русский и
латинский алфавиты), в порядке обратного словаря.
Освоение метода разбиения задачи на подзадачи. Знакомство с различными
способами слияния нескольких упорядоченных массивов в один: складывание стопок по
алфавиту, последовательное слияние стопок постепенно увеличивающейся длины по две,
одновременное слияние всех стопок с использованием сортировочного дерева.
Изучение дерева сортировки, дерева перебора вариантов, дерева перебора
подмножеств. Применение деревьев к решению задач: дерево вычисления значения
выражения, дерево всех слов данной длины, родословное дерево, дерево перебора
вариантов, дерево перебора всех подмножеств множества, поиск кратчайшего пути —
полный перебор всех путей и пр.
Решение задач на формальное пошаговое решение задач с использованием графов.
Дискретные процессы
Изучение процессов, поддающихся полному описанию: которых известны
исходные данные (начальная позиция), возможные шаги (операции, действия, ходы) и
определен результат. При анализе дискретных процессов используются свойства
изученных дискретных структур. Наиболее наглядно и полно дискретные процессы
рассматриваются на материале различных формальных исполнителей.
Изучение работы исполнителей: Водолей, Перевозчик, Удвоитель, Кузнечик,
Робот.
Описание системы команд исполнителя. Описание работы исполнителя по данной
системе команд. Алгоритмические конструкции. Изучение школьного (учебного)
Алгоритмического Языка — учебного языка программирования. Изучение понятий,
связанных с составлением и исполнением алгоритмов: имя, заголовок и тело алгоритма,
служебные слова, исполнение алгоритма.
Знакомство с возможными ошибками в алгоритмах, с поведением исполнителя при
ошибке в алгоритме. Анализ состояния исполнителя и составление алгоритмов.
Применение вспомогательного алгоритма. Составление и анализ алгоритмов с
использованием циклов «N раз», «пока», с составными условиями.
Изучение игр для двух игроков с полной информацией. Проведение круговых
турниров с заполнением турнирных таблиц. Изучение понятий: правила игры, ход игры,
позиция игры, начальная и заключительная позиции, последовательности позиций игры.
Формальное описание знакомых игр с помощью этих понятий. Изучение понятий

выигрышной и проигрышной позиции, выигрышной стратегии.
Построение выигрышных стратегий для игр при помощи полного исследования
позиций игры. Построение равновесных (симметричных) стратегий, доказательство
выигрышности стратегии. Знакомство с методом половинного деления и его применением
для угадывания элемента, описание алгоритма угадывания элемента за наименьшее число
шагов. Применение метода половинного деления к решению задач.
Рассмотренные в курсе структуры и типы процессов имеют место во всех областях
науки и жизни, где так или иначе проявляются информационные процессы. Таким
образом, они являются общенаучными и входят в ядро современного образования как база
для изучения практически всех школьных дисциплин и основа для установления
межпредметных связей.
Приемы и методы решения информационных задач во многих случаях также
являются универсальными и имеют общенаучную ценность. Поэтому в курс включены
задачи из различных областей знания, которые допускают применение изученных в курсе
методов (метода перебора полного и систематического, метода проб и ошибок, разбиения
задач на подзадачи, метода деления пополам и др.) и приемов работы с информацией
(сортировка, упорядочение, использование различных способов выделения объектов,
построение дерева или таблицы, пошаговое представление процесса и т. д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики на уровне основного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
Патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному культурному,
историческому и научному наследию;

понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества
Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм, с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
Интернете
Гражданское воспитание:

представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде;

ориентация на совместную деятельность при выполнении
учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;

стремление оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания
последствий поступков
Ценность научного познания:

наличие представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практики;

интерес к обучению и познанию;


любознательность;

стремление к самообразованию;

овладение
начальными
навыками
исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;

наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными
текстами,
справочной
литературой,
разнообразными
средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:

установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ
Трудовое воспитание:

интерес к практическому изучению профессий в сферах
деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанными на достижениях науки
информатики и научно-технического прогресса
Экологическое воспитание:

наличие представлений о глобальном характере экологических
проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;

оценивать применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;

применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иными графическими объектами и их комбинациями;

оценивать
достоверность
информации
по
критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

запоминать и систематизировать информацию
Универсальные коммуникативные действия
Общение:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта
(исследования, проекта);

выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при
создании информационного продукта;

принимать цель совместной информационной деятельности по
сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно

строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;

выполнять свою часть работы с информацией или
информационным продуктом, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий информационный
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы,
требующие решения;

составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения
задачи;

составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте
Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;

вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс

применять правила безопасности при работе за компьютером;

знать основные устройства компьютера;


знать назначение устройств компьютера;

классифицировать компьютеры на мобильные и стационарные;

классифицировать устройства компьютера на внутренние и
внешние;

знать принципы работы файловой системы компьютера;

работать с файлами и папками в файловой системе компьютера;

работать с текстовым редактором «Блокнот»;

иметь представление о программном обеспечении компьютера;

дифференцировать программы на основные и дополнительные;

знать назначение операционной системы;

знать виды операционных систем;

знать понятие «алгоритм»;

определять алгоритм по его свойствам;

знать способы записи алгоритма;

составлять алгоритм, используя словесное описание;

знать основные элементы блок-схем;

знать виды основных алгоритмических структур;

составлять линейные, разветвляющиеся и циклические
алгоритмы с помощью блок-схем;

иметь представление о коммуникации в Сети;

иметь представление о хранении информации в Интернете;

знать понятия «сервер», «хостинг», «компьютерная сеть»,
«локальная сеть», «глобальная сеть»;

иметь представление о формировании адреса в Интернете;

работать с электронной почтой;

создавать аккаунт в социальной сети;

знать правила безопасности в Интернете;

отличать надёжный пароль от ненадёжного;

иметь представление о личной информации и о правилах работы
с ней;

знать, что такое вирусы и антивирусное программное
обеспечение;

знать правила сетевого этикета

знать интерфейс табличного процессора;

знать понятие «ячейка»;

определять адреса ячеек в табличном процессоре;

знать, что такое диапазон данных;

определять адрес диапазона данных;

работать с различными типами данных в ячейках;

работать с графическим редактором «Paint»;
6 класс


знать, что такое модель и моделирование;

знать этапы моделирования;

строить словесную модель;

знать виды моделей;

иметь представление об информационном моделировании;

строить информационную модель;

иметь представление о формальном описании моделей;

иметь представление о компьютерном моделировании;

иметь представление об информационных процессах;

знать способы получения и кодирования информации;

иметь представление о двоичном коде;

осуществлять процессы двоичного кодирования и декодирования
информации на компьютере;

кодировать различную информацию двоичным кодом;

иметь представление о равномерном двоичном коде;

знать правила создания кодовых таблиц;

определять информационный объём данных;

знать единицы измерения информации;

знать основные расширения файлов;

иметь представление о табличных моделях и их особенностях;

знать что такое алгоритм, разнообразие исполнителей,
формальные и неформальные исполнители, формы записи алгоритмов;
уметь записывать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями,
алгоритмы с повторениями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1

Техника безопасности в компьютерном
классе

1

0

0

https://myschool.edu.ru/

1.2

Устройство компьютера

9

1

0

https://myschool.edu.ru/

1.3

Программы и документы

2

0

0

https://myschool.edu.ru/

Итого по разделу

12

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информация и информационные
процессы

4

0

0

https://myschool.edu.ru/

2.2

Кодирование и декодирование
информации

5

1

0

https://myschool.edu.ru/

Итого по разделу

9

Раздел 3. Информационные технологии
3.1

Текстовые документы

7

0

0

https://myschool.edu.ru/

3.2

Компьютерная графика

6

1

0

https://myschool.edu.ru/

Итого по разделу

13

Резервное время

0

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0

6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
Файл

3

Итого по разделу

3

1.1

https://myschool.edu.ru/

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Тексты и кодирование

8

0

0

https://myschool.edu.ru/

2.2

Объекты

8

1

0

https://myschool.edu.ru/

2.3

Таблицы для вычислений

2

0

0

https://myschool.edu.ru/

2.4

Графики и диаграммы

3

0

0

https://myschool.edu.ru/

2.5

Списки, графы, деревья

5

1

0

https://myschool.edu.ru/

1

0

Итого по разделу

26

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1

Алгоритмы и программирование

5

Итого по разделу

5

Резервное время

0

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0

https://myschool.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика, 6 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс]: 5–6 классы.
Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. —
Эл.изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
• Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы.
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».