МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Деловой английский»
для обучающихся 10 классов
Составитель:
Коробейникова М.С., ПКК
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Деловой английский» для обучающихся 10
классов составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования и элементов содержания, представленных в
Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку.
Данная программа составлена на основе следующих документов:
Учебное пособие «Деловой английский для школы» Авторы:
Дворецкая О.Б., Казырба ева Н.Ю., Новикова Н.В.;
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
практика обучения язы кам). Азимов Э.Г., Щукин А.Н. ; М. 2009
Основной формой организации учебного процесса является классноурочная система обучения Выделяют следующие формы работы:
индивидуальная, фронтальная, парная. Объяснения и обсуждения.
Разговорная практика (работа над различными жанрами говорения: доклад,
интервью, дискуссия). Презентации. Практика понимания речи на слух.
Чтение (аутентичные тексты различных жанров и типов). Письменная
практика (работа над различными типами и жанрами письма, характерными
для современного делового мира). Творческие работы.
На уроке уделяется большое внимание работе учащихся с книгой:
учебником, справочной литературой, книгой для чтения, словарем.
Преобладающие виды работы: устные высказывания, пересказы текстов,
сообщения и письменные работы.
Используются нетрадиционные формы обучения (уроки-викторины,
уроки- исследования, уроки-путешествия, работа в группах, уроки
написания и защиты проектов, написание эссе, писем, рассказов), которые
позволяют выявить одаренных детей, открыть образовательные
перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления
слова, текста, языка, нацеленные на реализацию системно-деятельностного
подхода к обучению английскому языку. В связи с этим становится
актуальным внедрение в процесс обучения технологий, способствующих
формированию умения самостоятельно и творчески учиться. Ключевое
значение имеет деятельностный подход, который обеспечивает не только
обучение деятельности, но и прочное усвоение знаний.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Использование английского языка для делового общения предполагает
наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний о культуре
делового общения и культурных особенностях различных стран. Также
2
процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком
становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия
кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает не
только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение
разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую
корреспонденцию, владение различными функциональными стилями
деловой переписки.
Курс «Деловой английский» представляется особенно актуальным, так
как способствует приобретению стабильных знаний и навыков,
необходимых для профессионального ориентированного общения. Он
может быть рекомендован для изучения школьниками экономического
профиля, а так же как элективный курс в классах других профилей.
Данный курс будет полезен для тех учащихся, которые собираются
продолжить свое образование и начать карьеру в области бизнеса. Также он
может быть использован как дополнительный материал при подготовке к
ЕГЭ в разделах «Чтение», «Аудирование», «Письмо» и «Говорение».
Цель данного курса – развитие у учащихся практических навыков
использования английского языка для профессионального общения в сфере
бизнеса и экономики, дать учащимся возможность проявить себя и добиться
успеха и применить полученные знания и умения на практике.
Элективный курс делового английского языка
следующие развивающие и воспитательные цели:
имеет
также
Развитие
социокультурной компетенции, а именно умения
участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в
деловом мире.
Воспитание
способности
к
личному
и
профессиональному
самоопределению.
Развитие
межкультурной компетенции, а именно умения участвовать
в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
Развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости
преодолевая возникающие препятствия.
Воспитание
способности
к
личному
и
профессиональному
самоопределению.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются
следующие задачи:
Обучить
старшеклассников лексическим единицам в соответствии с
отобранными темами навыкам оперирования этими единицами в
коммуникативных целях.
Совершенствовать
умения учащихся в четырех видах речевой
деятельности, а именно: в области говорения – создание условий для
3
высказывания учащихся: определение ситуации и роли, цели высказывания,
работа над необходимыми языковыми средствами, механизмами и
стратегиями говорения. Особое внимание уделяется работе над
функциональным языком.
Обучать
аргументировано выражать свое мнение, обсуждать
проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на
работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией,
проводить презентацию, поддерживать разговорно-общие темы вне сферы
делового общения, проводить деловые встречи.
В
области письма – работа над различными типами и жанрами
письма, характерными для современного делового мира: письмо о приеме
на работу, письмо-жалоба, электронные сообщения, составление конспектов
на основе услышанной / прочитанной информации, краткая передача
услышанного / прочитанного, подготовка материалов для презентаций /
докладов.
В
области аудирования – совершенствовать умение слушать
аутентичные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей
идеи и с извлечением информации и с детальным пониманием.
В
области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные
тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением
информации и с детальным пониманием.
В учебно-познавательной области дать учащимся знания о типах
компаний, бизнесе, в мире подростков, электронном (Интернет) бизнесе,
корпоративной культуре, способах устройства на работу, подходах к
принятию решений, методах рекламы, особенностях электронной
коммуникации и возможных направлениях развития бизнеса в будущем.
ОПИСАНИЕ места учебного предмета, КУРСА в учебном плане
Элективный курс «Деловой
образовательной области
«Филология».
Английский
язык»
относится
к
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе рассчитана на 34
учебные недели (68 учебных часов). Количество часов в неделю: 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Материал курса подобран на основе анализа потребностей и
проблемных областей в знаниях, умениях и навыках, выявленных среди
молодых специалистов, работающих в настоящее время в сфере бизнеса.
Были выбраны наиболее актуальные темы, необходимые для работы в
4
реальных условиях современного делового мира. В данном курсе
используются аутентичные материалы из разнообразных современных и
относящихся к бизнесу источников.
10 класс.
Тема 1. Скрытые правила коммуникации (4 часа)
Проблемы глобализации и особенности межкультурной коммуникации
Тема 2. Компании (5 часов)
Типы компаний, ведущие российские компании, бизнес в мире
подростков
Тема 3. Устройство на работу (5 часов).
Письмо-заявка на замещение вакантной должности.
Резюме. Сопроводительное письмо к резюме. Требования к написанию
сопроводительного письма. Стандартные фразы.
Порядок устройства на работу. Собеседование. Анкеты.
Тема 4. Работа в команде (5 часов).
Особенности работы в команде. Принцип создания команды. Основные
задачи команды. Распределение ролей в команде. Продуктивность работы в
команде. Этика деловых отношений.
Тема 5. Деловое общение по телефону (5 часов).
Лексика и стиль телефонных разговоров.
Стандартные фразы. Выражение просьбы, утверждения, согласия,
благодарности, одобрения, сожаления. Ответы на них.
Образцы телефонных разговоров. Телефонный разговор с английской
фирмой
Тема 6. Подготовка и проведение презентаций (5 часов)
Особенности презентации, этапы подготовки презентации, возможные
ошибки при проведении презентации.
Тема 7. Коммуникация вне бизнеса (5 часа).
Особенности общения вне бизнеса. Темы для обсуждения в
неформальной обстановке. Правила и рекомендации.
Тема 8. Корпоративная культура и проведение деловых встреч (4
часа).
Телефонный разговор с английской компанией, заказ номера в
гостинице. Приобретение билета на самолет/поезд.
Прибытие в страну. Паспортный и таможенный контроль. В
аэропорту/на вокзале. Городской транспорт.
Заселение в гостиницу. Гостиничный сервис.
Пребывание на фирме. Персонал фирмы. Обсуждение плана работы.
Стандартные фразы при знакомстве и общении.
Тема 9. Деловая корреспонденция (5 часов).
Структура и оформление деловых писем. Адрес отправителя. Дата.
Адрес получателя. Обращение. Окончание. Подпись. Текст письма. Общие
правила.
Формальный и неформальный стиль деловых писем. Варианты
английского языка. Виды деловых писем и их содержание. Письмо5
предложение.
Письмо-запрос на получение информации.
Письмо-приглашение. Положительный ответ на приглашение.
Отрицательный ответ на приглашение.
Письмо-жалоба. Ответ на жалобу. Письмо-благодарность.
Письмо о приеме на работу. Письмо-отказ от предложенного места
работы. Письмо-заказ. Письмо-подтверждение получения заказа.
Письмо-рекомендация. Положительная рекомендация. Отрицательная
рекомендация. Письмо-напоминание об оплате счета.
Тема 10. Подходы к принятию решений (5 часов)
Способы принятия решений, анализ ситуации, подходы к решению
проблемы
Тема 11. Интернет-бизнес (5 часов)
Развитие электронного бизнеса, примеры интернет-компаний,
возможности создания новых интернет-компаний.
Тема 12. Реклама и бизнес (5 часов).
Актуальность рекламы. Особенности оформления рекламы. Рекламный
текст. Приемы и методы, используемые в рекламе. Реклама и продвижение
товара. Планирование рекламной кампании. Работа с покупателями:
бесплатная реклама, скидки. Как создать собственную рекламу.
Тема 13. Коммуникация по электронной почте (5 часов).
Языковые и культурные особенности электронной коммуникации.
Этикет и правила поведения в интернете. Создание электронного
почтового ящика.
Написание электронного письма. Обращение. Подпись. Содержание.
Копирование. Изменение адреса. Приложенный файл. Тема сообщения.
Жаргон.
Тема 14. Тенденции развития бизнеса (5 часов)
Возможные направления развития бизнеса в будущем, повторение и
закрепление материала курса.
Тематическое планирование
№
Тема
1
Скрытые правила коммуникации –
проблемы глобализации иособенности
межкультурной
коммуникации
2
Компании - типы компаний, ведущие
российские компании,бизнес в мире
подростков
Колво
часов
4
5
6
Форма проведения
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
Приме
чания
3
Устройство на работу - профессии и
качества, необходимые для успешной
работы, популярные в современном мире
профессии, рекламные объявления о
приеме на работу, резюме,письмо о
приеме на работу, собеседование.
5
4
Работа в команде - особенности работы
в команде, распределение ролей в
команде продуктивность работы в
команде.
5
5
Коммуникация по телефону –
особенности коммуникации по
телефону, язык телефонной
коммуникации, уточнение и
пояснение, прием и передача информации
по телефону.
5
6
Подготовка и проведение презентаций особенности презентации, этапы
подготовки презентации, возможные
ошибки при проведении презентации.
5
7
Коммуникация вне бизнеса - темы для
обсуждения в неформальной
обстановке, правила и
рекомендации
5
8
Корпоративная
культура
и
проведение деловых встреч понятие корпоративной культуры,
особенности
деловых встреч,
правила
поведения на деловых встречах,
особенности языка деловыхвстреч
Деловая корреспонденция - типы деловой
корреспонденции, проблемы в деловой
корреспонденции, языковые особенности
делового письма.
4
Подходы к принятию решений –
5
9
10
7
5
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
способы принятия решений,анализ
ситуации, подходы к решению
проблемы
11
Интернет-бизнес
развитие
электронного
бизнеса,
примеры
интернет-компаний,
возможности
создания новых интернет-компаний.
5
12
Реклама и бизнес - особенности
рекламы, методы убеждения,
используемые в рекламе, планирование
рекламной кампании.
5
13
Коммуникация по электронной почте языковые и культурныеособенности
электронной коммуникации по сравнению
с деловым письмом, этикет и правила
поведения в интернете.
5
14
Тенденции развития бизнеса –
возможные направления развития
бизнеса в будущем, повторение и
закреплениематериала курса.
5
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
Диалогическая речь,
монологическая речь,
аудирование,
смысловоечтение,
беседа,
индивидуальная и
парная работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Дворецкая О.Б., Казырбаева Н.Ю., Новикова Н.В. Учебное пособие «Деловой
английскийдля школы», издательство «Титул».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Дворецкая О.Б., Казырбаева Н.Ю., Новикова Н.В. Деловой английский для школы.
Книгадля учителя.
2. Paul Emmerson. E-mail English. Macmillan
3.Английский язык для общения. Интенсивный курс Т.Н. Игнатова
4. Повседневное и деловое общение на английском», Н.Б.Цибуля
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
8
www.businessenglishonline.net
http://www.oup.com/elt/global/products/oald/lookup
http://www.businessballs.com
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебное оборудование:
мультимедийный компьютер;
мультимедиа проектор;
средства телекоммуникации;
9