49 ВД Школа выживания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Школа выживания»
для обучающихся 5-7 классов

Составитель:
Луткова Т.В., ВКК

Екатеринбург 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа
выживания» разработана на основе Концепции преподавания учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24
декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного
общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по
модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету ОБЖ, федеральной рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
В Программе содержание курса внеурочной деятельности «Школа
выживания»структурно представлено двумя модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне
основного общего образования и преемственность учебного процесса на
уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 2 «Основы медицинских знаний»;
В целях обеспечения системного подхода в изучении курса внеурочной
деятельности «Школа выживания» на уровне основного общего образования
Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме

безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности её
избегать → при необходимости действовать». Учебный материал
систематизирован по сфере возможных проявлений рисков и опасностей:
природные условия.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»
Появлению курса внеурочной деятельности «Школа выживания»
способствовали колоссальные по масштабам и последствиям природные
катастрофы, произошедшие на территории нашей страны. В условиях
современного исторического процесса с появлением новых глобальных и
региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз
безопасности России (критичные изменения климата, негативные медикобиологические, экологические, информационные факторы и другие условия
жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их
значение не только для самого человека, но также для общества и государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает
качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное
на формирование гражданской идентичности, воспитание личности
безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность
совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по
курсу внеурочной деятельности «Школа выживания» определяется
системообразующими документами в области безопасности: Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646), Национальные цели развития
Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от
26.12.2017 г. № 1642).
Современный курс внеурочной деятельности «Школа выживания»
является системообразующим, имеет свои дидактические компоненты во всех
без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных
навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности,
поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.

Изучение курса внеурочной деятельности «Школа выживания»
направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся
умений распознавать угрозы, избегать опасности, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека,
формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных
качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере
безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью изучения учебного курса внеурочной деятельности «Школа
выживания» на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и
умений применять необходимые средства и приемы рационального и
безопасного поведения при их проявлении;
 сформированность
активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫЖИВАНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«ШКОЛА

Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Школа выживания»
предусматривается в течение года, в 5-7 классах по 1 часу в неделю. Всего на
изучение курса «Школа выживания» отводится 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль № 1 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов
бедствия;
Модуль № 2 «Основы медицинских знаний»:
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный
алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и
личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни
в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного курса
«Школа выживания», должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин
в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются
в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в
цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного,
должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию,
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить
(принимать
участие)
небольшое
самостоятельное
исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное
общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу
решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других
участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли
и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять
общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.

Овладение системой универсальных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения
учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право
на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего
вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у
обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения и следования модели
индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по курсу «Школа выживания» должны
обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии
основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе
террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;

9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

Наименование разделов и тем
программы
Часы

Формы
проведения

Модуль "Безопасность в природной среде"
1

Автономное существование в природной
среде

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

2

Правила выживания

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0d96

3

Ориентирование

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

4

Ориентирование

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

5

Ориентирование

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0d96

6

Оборудование временного жилища

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

7

Оборудование временного жилища

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

8

Костры. Виды костров

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0d96

9

Разведение костра

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

10

Добывание воды и её очистка

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

11

Добывание пищи

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0d96

12

Лекарственные травы.

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

13

Использование лекарственных трав.

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

14

Ядовитые растения

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb0d96

15

Съедобные и ядовитые грибы.

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

16

Дикие животные. Укусы насекомых,
змей.

1

Итого по разделу

16

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eac746

Модуль " Основы медицинских знаний"
17

Понятие «первая помощь». Аптечка
первой помощи.

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3384

18

Правила оказания первой помощи

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacc82

19

Повязки

1

Теория, беседа

20

Правила наложения повязки

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb37ee

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3384

21

Правила наложения повязки

22

Кровотечения

1

Теория, беседа

23

Первая помощь при кровотечениях

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacc82

24

Первая помощь при кровотечениях

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb37ee

25

Первая помощь при кровотечениях

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3384

26

Травмы

1

Теория, беседа

27

Первая помощь при травмах

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacc82

28

Первая помощь при травмах

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb37ee

29

Первая помощь при травмах

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3384

30

Раны

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacc82

31

Первая помощь при ранениях

1

Теория, беседа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb3384

32

Первая помощь при ранениях

1

Практика

33

Первая помощь при ранениях

1

Практика

34

Зачет по оказанию первой помощи

1

Практика

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eacc82

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb37ee

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

18
34

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы безопасности жизнедеятельности (2 частях), 8-9 классы/ Рудаков
Д.П. и другие; под научной редакцией Шойгу Ю.С., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
 Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник / Латчук
В. Н, Марков В. В, Маслов А. Г, Кузнецов М. И. / 2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для
учителя к учебнику под научной редакцией Ю.С.Шойгу "Основы
безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. В 2 частях Авторы
Д.П.Рудаков,Год издания 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт
Баграмян Э.
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические
материалы по ОБЖ.
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
http://0bj.ru/
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spasextreme.ru Россия без наркотиков
http://www.znakcomplect.ru
Лига здоровья нации http://www ligazn.ru
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и
обучение
http://www.risk-net.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».