48 ВД Основы финансовой граммотности последняя

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 7–8 классов

Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Основы финансовой грамотности» (2018 г.), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Основы финансовой
грамотности играют ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно
раскрывать
учащимся
подросткового
возраста
особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в
современных условиях людей друг с другом, с основными институтами
государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Изучение курса основы финансовой грамотности, включают знания о
российском обществе и направлениях его развития в современных
условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении
курса основы финансовой грамотности обществознания различных
источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной культурной, социально-экономической и политической
коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений
извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и
применять их.
Изучение курса основы финансовой грамотности содействует
вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то
же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
Целями курса основы финансовой грамотности в основной школе
являются:















воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового
­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации – в подростковом возрасте, становление её духовнонравственной, политической и правовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
способности
к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой
и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания
отношений
между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ОСНОВЫ
ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ФИНАНСОВОЙ

В соответствии с учебным планом курса основы финансовой грамотности
изучается с 7 по 8 класс. Общее количество времени на два года обучения
составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Происхождение денег.
Цели и мотивы денег. Виды денег (игра, труд, учение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности. Цели и средства
денежной структуры. Связь общества и денег. Положение человека в
обществе.
Источники денежных средств.
Из чего складываются источники денежных средств.
Контроль семейных расходов.
Способы повышения семейного благосостояния.
Финансовое
планирование,
как
способ
повышения
благосостояния.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Риски в мире денег.
8 КЛАСС
Банки и их роль в жизни семьи.
Собственный бизнес.
Валюта в современном мире.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Налоги и их роль в жизни семьи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания курса основы финансовой грамотности в
основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного
предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс

содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и
человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание
основ российского права. Представленный в программе вариант
распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся
установки на решение практических задач социальной направленности и
опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной
созидательной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и

трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и

простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее –
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать
в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении курса основы финансовой
грамотности:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Происхождение, источники и контроль денег.














осваивать и применять знания о социальных свойствах человека,
формировании личности, деятельности человека и её видах,
образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими
людьми;
характеризовать
традиционные
российские
духовнонравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций;
характеризовать основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и
социальной позиции людей с ограниченными возможностями
здоровья; деятельность человека; образование и его значение для
человека и общества;
приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и
особенностей в современных условиях; малых групп, положения
человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и
конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства,
соперничества и сотрудничества людей в группах;
классифицировать по разным признакам виды деятельности
человека, потребности людей;
устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах;
целей, способов и результатов деятельности, целей и средств
общения;
использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности общения как социального явления,
познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта
при осуществлении образовательной деятельности и общения в
школе, семье, группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, к различным способам
выражения личной индивидуальности, к различным формам
неформального общения подростков;

8 КЛАСС
Собственный бизнес.
 осваивать и применять знания о социальных ценностях; о
содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения;
 характеризовать
традиционные
российские
духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни,








прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы
и их роль в жизни общества;
приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций
морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
классифицировать социальные нормы, их существенные признаки
и элементы;
сравнивать отдельные виды социальных норм;
устанавливать и объяснять влияние социальных норм на
общество и человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности социальных норм;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Количество
часов

Наименование
разделов и тем
программы

Форма
проведения
занятия

Раздел 1. Происхождение денег (3)

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

Деньги: что это
такое?

Что может
происходить с
деньгами?

1

1

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.
Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.

Эвристическая
беседа.
1
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.
Раздел 2. Источники денежных средств. (3)

Как это влияет на
финансы нашей
семьи?

Какие бывают
источники доходов

1

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.

Эвристическая
От чего зависят
беседа.
2
личные и семейные
Индивидуальная
доходы?
работа. Поиск
информации.
Раздел 3. Контроль семейных расходов. (3)

Примечания

3.1

4.1

5.1

Эвристическая
Как
беседа.
контролировать
3
Индивидуальная
семейные расходы.
работа. Поиск
информации.
Раздел 4. Осуществление проектной работы, проведение контроля. (1)
Защита проекта по
Эвристическая
разделу
беседа.
«Управление
1
Индивидуальная
денежными
работа. Поиск
средствами семьи».
информации.
Раздел 5. Способы повышения семейного благосостояния. (6)

Для чего нужны
финансовые
организации.

3

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.

Как увеличить
Эвристическая
семейные доходы с
беседа.
5.2
использованием
3
Индивидуальная
финансовых
работа. Поиск
организаций.
информации.
Раздел 6. Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния. (4)

6.1

6.2

7.1

8.1

Для чего нужно
осуществлять
финансовое
планирование.

2

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.

Как осуществлять
Эвристическая
финансовое
беседа.
планирование на
2
Индивидуальная
разных жизненных
работа. Поиск
этапах.
информации.
Раздел 7. Осуществление проектной работы, проведение контроля. (2)
Защита проекта по
Эвристическая
разделу «Способы
беседа.
повышения
2
Индивидуальная
семейного
работа. Поиск
благосостояния».
информации.
Раздел 8. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. (4)
ОЖС: рождение
ребенка, потеря

2

Эвристическая
беседа.

кормильца,
болезнь, потеря
работы.

8.2

9.1

10.1

Чем поможет
страхование.

Индивидуальная
работа. Поиск
информации.
Эвристическая
беседа.
2
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.
Раздел 9. Риски в мире денег.(3)

Эвристическая
беседа.
Какие бывают
3
Индивидуальная
финансовые риски.
работа. Поиск
информации.
Раздел 10. Осуществление проектной работы, проведение контроля. (2)
Эвристическая
Защита проекта по
беседа.
разделу «Риски в
2
Индивидуальная
мире денег».
работа. Поиск
информации.
Раздел 11. Риски в мире денег. (3)

11.1

Что такое
финансовые
пирамиды.

11.2

Повторение
пройденного
материала за курс
7класса.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.

1

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации.

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

Форма
проведения
занятия

Примечания

Раздел 1. Банки и их роль в жизни семьи. (4)

1.1

1.2

Повторение
пройденного
материала за курс 7
класса.
Что такое банк и чем
он может быть вам
полезен.
Банк.

1

2

1

1.3

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации
Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации
Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

Раздел 2. Собственный бизнес. (5)

2.1

2.2

Что такое бизнес.

Как создать свое
дело.

2

3

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации
Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

Раздел 3. Валюта в современном мире. (6)

3.1

3.2

4.1

Что такое валютный
рынок и как он
устроен.

3

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

Эвристическая
беседа.
3
Индивидуальная
работа. Поиск
информации
Раздел 4. Осуществление проектной работы, проведение контроля. (2)
Можно ли выиграть,
размещая
сбережения в
валюте.
Защита проекта по
разделу «Семья и
финансовые
организации: как
сотрудничать без
проблем».

2

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

Раздел 5. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.(8)

5.1

5.2

6.1

7.1

Что такое пенсия.

4

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

Эвристическая
беседа.
Как сделать пенсию
4
Индивидуальная
достойной.
работа. Поиск
информации
Раздел 6. Налоги и их роль в жизни семьи.(3)
Эвристическая
беседа.
Что такое налоги и
3
Индивидуальная
зачем их платить.
работа. Поиск
информации
Раздел 7. Осуществление проектной работы, проведение контроля. (2)
Промежуточная
Эвристическая
аттестация. Защита
беседа.
проекта по разделу
Индивидуальная
2
«Человек и
работа. Поиск
государство: как они
информации
взаимодействуют».
Раздел 8 Налоги и их роль в жизни семьи. (3)

8.1

Какие налоги мы
платим.

8.2

Повторение
пройденного
материала за курс 8
класса.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

1

Эвристическая
беседа.
Индивидуальная
работа. Поиск
информации

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Помодульные дидактические материалы, представленные
платформе (в том числе раздаточный материал и т д )

на

образовательной

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
2.
3.

Методические материалы
Демонстрационные материалы по теме занятия
Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для
использования на занятии

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Образовательная платформа
2. Компьютерный практикум на базе системы КуМир
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет)
2. Компьютерные мыши
3. Клавиатуры
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или
интерактивная панель

Приложение № 1
Темы проектов по технологии для учащихся 7-8 классов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
21.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

«Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных
героев»
«Мой первый бизнес-проект»
«История звонкой монеты»
«Сувенирный бизнес в Великом Новгороде»(сезонность и доходность)
«Денежные реформы в истории России»
«СМС-мошенничества»
«Финансовые пирамиды»
«Жизнь в кредит: за и против»
«Карманные деньги»
«Нумизматика»(коллекции монет Новгородского музея)
«Золотые монеты в истории династии Романовых»
«Памятные монеты России»
Тема «денег» в русской литературе
«История меценатства в России»
«Меценаты Великого Новгорода»
«Самые необычные налоги мира»
«Необычные виды страхования»
«История пенсий в России»
«С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам»
«Стиль банковского сотрудника»
«Банковский этикет»
«Анализ банковских услуг населению Великого Новгорода»
«Способы защиты российской банкноты»
«Киберугрозы в банковской сфере»
«Князь Иван Калита первый финансист Древней Руси»
«10 новых профессий в финансовой сфере»
«Стиль банковского сотрудника: одежда, макияж, маникюр, парфюм»
«Какими будут банки будущего»
«Самые дорогие монеты мира»
«Города России на банкнотах разного достоинства»
«Деньги в Древней Руси»
Тема «Денег в музыкальной культуре запада и России»
«Самые известные финансовые мошенники в истории»
«Самые необычные деньги в мире»
Тема «Денег в живописи»
«Формирование имиджа банка»
«Достопримечательности на купюрах»
«Казнь через казну»
«Детские сказки о деньгах и торговле»
«В мире профессий: Финансовый директор
«Банковский этикет»
«Стиль банковского сотрудника»
«Денежная роль золота в истории человечества»
«Золотые монеты в истории династии Романовых»
«История бумажных денег в Царской России»
«Портреты на деньгах»
«История появления векселя»
«История благотворительности в России»
«Семь веков в истории Казначейства в России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.