РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «История Урала»
для обучающихся 6-8 классов
Составитель:
Нифонтова М.Е., ВКК
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по истории для 6-8 классов
«История Урала» разработана на основании рабочей программы по истории.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности, не требует от обучающихся дополнительных исторических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные исторические факты, способные дать простор воображению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ УРАЛА»
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
История Урала – общественная историческая наука. Курс истории
Урала имеет комплексный подход в изучении данного большого региона. Как
средство познания окружающего мира, история Урала обеспечивает развитие
познавательных,
интеллектуальных,
творческих
способностей
обучающегося, развивает абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализация деятельности подрастающего поколения. История Урала форма хранения и усвоения различных знаний. Она связана со многими
школьными науками: географией, Всемирной историей, химией,
литературой, музыкой, изобразительным искусством, живописью и пр.
История Урала имеет большое воспитательное значение. Прививает любовь к
своей малой родине, патриотизм.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ УРАЛА»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Изучение истории Урала проводится в целях:
- воспитания чувства патриотизма, бережливого отношения к
наследию Урала;
- развития исторического мышления, исторической памяти и
гражданских качеств личности учащихся на основе приобщения к
общечеловеческим
духовно-нравственным
ценностям,
культурноисторическим традициям уральского региона, создания устойчивой
мотивации к выполнению социальных ролей хранителя, созидателя, творца.•
- формирования умения и навыки общения, подготовки мероприятий,
оформления исследовательских работ.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.
Задачи изучения Истории Урала:
- обеспечить учащимся возможность овладения знаниями о
многовековом историческом пути Урала, о его роли в отечественной и
мировой истории, о факторах, определявших в различные эпохи судьбы края
и населявших его народов»
- рассмотреть государственную политику в регионе на различных
этапах истории, показать на примере Урала особенности проявления
общероссийских социально-экономических и политических процессов;
- раскрыть взаимосвязь природно-географических, социальноэкономических и культурных факторов в истории;
- представить разнообразные аспекты социальной жизни края через
деятельность различных слоев и групп населения, их роль в обществе и вклад
в развитие региона;
- показать историю не только через объективные исторические
процессы, но и через личностный фактор – историю людей, оставивших след,
как в истории края, так и общероссийском масштабе.
- Знакомство учащихся с историко-краеведческой терминологией,
основами хронологии и периодизации.
- Получение учащимися представлений и знаний об историческом
развитии Урала, его роли в отечественной и мировой истории
Формирование
представлений
о
разнообразнх
аспектах
социокультурной жизни различных слоев, групп населения, народов Урала,
их взаимовлиянии.
- Приобретение учащимися знаний о памятных местах социальной.
Гражданской и культурной истории.
- Осознание учащимися личной ответственности каждого молодого
человека за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания
значимости общественно-полезной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ УРАЛА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение курса внеурочной деятельности в 6-8 классах отводится 34 часа
(1 час в неделю). В связи с тем, что курс изучается впервые, обучение
обучающихся 6-8 классов проводится совместно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Понятие «Урал» в его географическом и историческом
развитии.
Урал в древности. Физико-географические условия как историческая
среда. Первые пути проникновения человека на Урал. Древнейшие
памятники: стоянки (Пещерный лог на р. Чусовой, Крутая гора на р. Печоре
и др.), пещеры – «картинные галереи» (Усть-Катавская, Каповая,
Игнатьевская и др.). Распад крупных родовых коллективов. Памятники
первобытного искусства на Урале. Роспись в Каповой пещере. Рисунки на
скалах. Археологические свидетельства первобытной культуры Урала.
Заселение Урала человеком. Первобытные охотники. Орудия каменного
века. Тайны уральских пещер. Наскальная живопись. Расселение предков
коми-пермяков и удмуртов, ханты и манси. Охотники и рыболовы.
Древнейшие уральские гончары.
Урал средневековый. Связи народов Урала с русскими. Первые походы
русских на Югру (новгородские ушкуйники). Стихийное освоение русскими
крестьянами уральских земель. Закрепление Прикамья за Великим
Новгородом. Походы владимиросуздальских и московских дружин на Урал
в XIII веке. Ранние государственные образования на Урале: Пермь Великая,
Пелымское, Кодское и другие «княжества». Народы Урала в составе
Казанского и Сибирского ханства и Ногайской орды.
Позднее средневековье Урала (XV-XVI вв.). Восточная политика
русского государства и её роль в освоении Урала. Раздача русским
правительством жалованных грамот на уральские земли. Строгановы и их
вотчины на Урале. Строительство русских поселений (остроги). Поход
Ермака в Зауралье, его последствия. Новые пути проникновения русских на
Урал. Открытие А. Бабиновым новой сибирской дороги (через Соликамск –
Верхотурье). Первые промышленные предприятия. Быт и культура Урала в
эпоху позднего средневековья. Взаимодействие культур народов Урала.
Воздействие русских на быт и культуру коренного населения.
Распространение русского языка и письменности. Монастырские
библиотеки. Библиотека Строгановых. Архитектура. Деревянное зодчество.
Соборы в Соликамске и Верхотурье. Достижения местного населения в
обработке дерева (деревянная скульптура), бересты, кости, металла.
Обогащение фольклора, обрядов. Сохранение местных традиций в
прикладном искусстве (ткачество, плетение, украшения).
Становление горнозаводского Урала. Воздействие промышленной
политики царизма на экономическое развитие края. Значение реформ Петра
I для уральской металлургии. Предпосылки (природные, социальные)
превращения Урала в основной металлургический район страны.
Петровская «индустриализация» Урала. Строительство первых казенных
заводов (Алапаевский, Уктусский, Каменский, Невьянский). Основные
принципы размещения заводов. Проблема рабочей силы, транспорта. Новый
тип поселений при крупных заводах(мануфактурах). Основание
Екатеринбурга и Нижнетагильского завода. Деятельность В.Н. Татищева и
В. И. Генина на Урале.
Культура Урала XVI-XVIII вв. Особенности культуры Урала XVIXVIII вв. Уральские города и их застройка. Традиционная крестьянская
усадьба. Понятие об архитектурном стиле. Особенности композиционного
построения города-завода. Воздействие горнозаводской промышленности на
развитие культуры. Уральские промыслы. Старинные школы нашего края:
что изучали наши предки? Гимназии и школы старого Екатеринбурга.
«Именные школы». Школьный музей и его место в культурной жизни
школы. Иконопись на Урале: Строгановская школа, Невьянская школа
иконописи, мастера из Туринска. Книжные собрания на Урале. Уральские
промыслы: чугунное художественное литьё, Златоустовская гравюра из
стали, Нижнетагильский подносный промысел. Архитектура Урала:
барокко, классицизм. Архитектор А.Н. Воронихин. Уральские архитекторы:
И.И. Свиязев и И.П. Малахов.
Урал в XIX веке. Особенности экономического развития Урала в
первой половине XIX века. Появление технической и организационной
отсталости уральских заводов в период Отечественной войны 1812 года.
Военизированная система управления заводами (1834 г). Увеличение вывоза
продукции в Сибирь. Быстрый рост добычи золота на Урале и в Сибири.
Развитие водного транспорта. Упадок старых отраслей (солеварения,
добычи каменного угля). Подъём движения горнозаводских рабочих.
Распространение освободительных идей среди дворянской интеллигенции.
Оренбургское общество либералов. Декабристы на Урале. Буржуазные
реформы 60-70-х гг. XIX века. Утверждение капитализма в экономике
страны. Формирование промышленного пролетариата и буржуазии. Земства
на Урале и их деятельность. Подъем уральской горнозаводской
промышленности в к. XIX века.
Культура Урала в XIX веке. Грамотность и образование уральского
населения. Развитие среднего образования, открытие гимназий,
профессиональных учебных заведений. Деятельность библиотек. Писатель –
демократ Д.Н. Мамин-Сибиряк, «певец Урала». Профессиональные
художники и писатели Урала: А.И. Корзухин, А.К. ДенисовУральский, П.П.
Бажов. Музыкальная жизнь. Песенное народное творчество. Музыкальное
просвещение и образование. Создание профессионального оперного и
драматического театра. Новое архитектурное направление в промышленном
строительстве Урала. Общественные сооружения: вокзалы, биржи, театры,
банки, школы, лечебные учреждения.
Революция 1905-1907 гг. на Урале
Возникновение революционной ситуации: уральский вариант. Начало
революционных событий на Урале. Отклики на издание Манифеста 17
октября 1905г. Уральская буржуазия и революция. Либеральное движение.
Итоги революции на Урале.
Урал в годы Первой мировой войны
Переход уральской промышленности на выпуск военной продукции.
Изменения в составе рабочего класса: уход квалифицированных рабочих на
фронт, привлечение к труду на заводах китайцев и военнопленных. Влияние
войны на сельское хозяйство края. Нарастание социальных проблем и
политического кризиса.
Революция 1917 г на Урале Начало революционной борьбы. КОБы и
Советы. Партии социалистов-революционеров и конституционных
демократов на Урале. «Размежвание» большевиков и меньшевиков. Рост
влияния большевиков. Установление советской власти на Урале.
Выступление Оренбургского казачьего войска под руководством атамана
А.И.Дутова. Красный террор. Первые экономические преобразования
большевиков на Урале.
Урал в огне Гражданской войны
Причины Гражданской войны: уральская специфика. Чехословацкое
выступление. Ижевское и Воткинское восстания. Уничтожение
представителей царской династии в Екатеринбурге, Алапаевске и Перми.
Антибольшевистские правительства на Урале. Полководцы Гражданской
войны. «Пермская катастрофа». Изгнание колчаковцев с Урала. Итоги
Гражданской войны на Урале. Временное областное Уральское
правительство в Екатеринбурге, уфимская Директория.
Новая экономическая политика
«Военный коммунизм». Голод 1921-1922 гг. X съезд РКП(б) и нэп.
Основные положения НЭПа. Деятельность Лиги Наций и Американской
администрации помощи. Дискуссия о НЭПе. «Мясниковщина». Аграрный
сектор Урала в условиях НЭПа. Иностранные трактористы на полях Урала.
Восстановление промышленности. Синдикат «Уралмет». Уралпромбюро
ВСНХ и Уралоблсовнархоз. Первая на Урале ГРЭС. Первая иностранная
концессия в Советской России. Свертывание НЭПа. Курс на
социалистическую
индустриализацию.
Национализация
частных
предприятий. «Генеральный план хозяйства Урала». Начало строительства
крупных промышленных предприятий.
Модернизация на Урале
Коллективизация. Машинно-тракторные станции. Этапы коллективизации.
«Закон о пяти колосках». Итоги коллективизации Модернизация побольшевистски. «План Большого Урала». Возведение промышленных
гигантов. Рождение нефтяной отрасли Урала. Уральский ГУЛАГ.
Заключенные и спецпереселенцы. «Дела специалистов» и «большой террор»
на Урале. Дело «Уральского областного центра контрреволюционных
организаций специалистов». Людские и экономические потери от
проведения сталинских репрессий.
Урал в годы Великой Отечественной войны
Переориентация производства уральских предприятий на выпуск военной
продукции. Прием эвакуированных предприятий, учреждений и людских
ресурсов. Доля Урала в выпуске военной продукции страны. Изменение
состава рабочего класса на уральских предприятиях. Мобилизация сил
заводского Урала для выпуска военной продукции. Работа под девизом
«Трудиться за себя и за товарища, ушедшего на фронт», движение
тысячников, «фронтовые бригады». Система трудовых резервов. Трудовые
армии. Использование труда военнопленных. Патриотическое движение.
История формирования Уральского добровольческого танкового корпуса.
Уральцы – герои фронта. Помощь Урала в восстановлении районов,
освобожденных от оккупации.
Послевоенное восстановление и «оттепель»
Индустриальный Урал после войны. Конверсия производства. Создание
атомной промышленности. Послевоенное восстановление с/х. Спад
аграрного производства в 1950-е гг. Политическая «оттепель» на Урале.
Создание новых промышленных предприятий в 1950-первой половине 1960х гг. Строительство газопровода Бухара-Урал. Развитие транспорта. НТП
Экономическая реформа 1957 г. Западно-Уральский, Южно-Уральский и
Среднеуральский совнархозы. Освоение целинных земель в Челябинской,
Курганской, оренбургской областях и в Башкирии. Преобразование
колхозов в совхозы. Наступление на приусадебные хозяйства.
«Застойный период».
Смена руководства страны и отказ от реформ. Возврат к отраслевому
принципу
управления
экономикой.
Техническое
перевооружение
предприятий. Отставание сырьевой базы уральской металлургии. Открытие
новых нефтегазовых месторождений в пермской и Оренбургской областях.
Транспорт. Снижение темпов промышленного развития Урала. Курс на
интенсификацию с/х производства, мелиорацию и освоение новых земель.
Развитие и специализация животноводства. снос "неперспективных»
деревень. Снятие ограничений с деятельности приусадебных хозяйств. 16.
Новейшая история Урала. Перестройка. Политика гласности. Кризисные
явления 1988-1989гг. курс на демократизацию. Ликвидация лагерей «Пермь36», «Пермь - 37», «Пермь - 35». Народные фронты в поддержку
перестройки. Политическая карьера Б.Н.Ельцина. «Шоковая терапия» для
экономики.
Уральская
республика.
Ассоциация
экономического
взаимодействия областей и республик Урала. Создание Уральского
федерального округа.
Культура Урала XX в.
Развитие системы народного образования. Прекращение деятельности
УОЛЕ и создание на его базе новых музеев. От Уральского филиала АН
СССР до Уральского отделения РАН. Урал в судьбах прозаиков и поэтов.
История создания цикла уральских сказов П.Бажова «Малахитовая
шкатулка». Уроженцы Урала – художники М.Нестеров и Л.Туржанский.
Уральские скульпторы С. Эрьзя, Л.Головницкий, Э.Неизветный.
Архитектура уральских городов XX в. Культура конца XX столетия. Театр.
Екатеринбургский рок: группы «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата
Кристи»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории Урала направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции
и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории Урала в основной
школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего
мира (в том числе с привлечением регионального материала),
оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома.
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе
на региональном материале).
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв. (в том числе на региональном материале).
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XVIII в. (в том числе на региональном материале).
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе,
регионе памятники материальной и художественной культуры XIX –
начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени
их создания и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
№
Тема
Количество
часов
Форма
Примечание
проведения
занятия
Раздел 1. Урал с древнейших времен до конца XVI в.
1 Введение
1
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
2 Древнейшие жители
2
Эвристическая
нашего края
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
3 Вхождение Урала в
1
Эвристическая
состав России
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
4 Освоение Урала и
2
Эвристическая
Завоевание Сибири
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Итого по разделу
6
Раздел 2. Урал в XVII-XVIII вв.
5 Урал в XVII столетии
1
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
6 Культура Урала XV2
Эвристическая
XVII вв.
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
7 Урал в XVIII в
3
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
8 Экономика Урала в
1
Эвристическая
XVIII в.
беседа,
индивидуальная и
9
Культура Урала XVIII
в.
Итого по разделу
2
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
9
Раздел 3. Урал в XIX-XX вв.
10 Урал в XIX в.
5
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
11 Урал в XX в.
6
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
12 Культура Урала в XIX- 2
Эвристическая
XX вв.
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Итого по разделу
13
Итого по курсу
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального
искусства Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008. Алферов
Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина 19 века. Свердловск :
Средне-Урал. кн. изд-во,1960.
2. Анциферов Н.П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991.
3. Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. Свердловск:
Средне-Урал. кн. изд-во, 1984.
4. Аринштейн М., Мельников Е., Шакинко И. Цветные камни Урала.
Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1984.
5. Бажов П.П. Уральские сказы. М.: Советская Россия,1987.
6. Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители: В.В. Блажес, М.А.
Литовская. Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал.ун-та, 2007.
7. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне-Урал.
кн. Изд-во,1976.
8. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с
древнейших времён до конца XVIII века: Учеб.пособие для учащихся 6-7
кл. основной школы. Екатеринбург: Сократ, 2005.
9. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995.
10.Гладкова И.М. Екатеринбургские тайны. Встречи, поиска,
воспоминания журналиста / Инна Гладкова; под общ. Ред. Э. Гильмана.
Екатеринбург: ОО «Урал. Землячество»; Изд-во «АМБ», 2012.
11.Екатеринбург. Азбука горожанина. Екатеринбург: Упр. обр. Адм. Ек.,
2002.
12.Екатеринбург: листая страницы столетий (1723-2008). 2-е изд., испр. и
доп. Екатеринбург: Сократ, 2008.
13.Екатеринбург: Фотоальбом. Екатеринбург: Сократ, 2008.
14.Екатеринбург: штрихи к портрету. Екатеринбург: Банк культурной
информации, 2002.
15.Золотая нить (сборник легенд и преданий). Миасс, 1994.
16.Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск: Средне-Урал.
кн. Изд-во, 1989.
17.Коллекционеры и меценаты дореволюционного Урала / общ. Ред.
проф. Б.Б. Овчинниковой. Екатеринбург: Банк культурной информации,
1999.