27 ВД Разговоры о важном 5-9

1

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:










Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ № 76 с УИОП , утвержденной приказом № 118/3-од от
31.08.2023г.

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 76 с УИОП учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х
классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.

2

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых –
созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей,
государственных деятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Там, где Россия
3. К 100-летию со дня рождения З.Космодемьянской
4. Избирательная система России
5. День учителя
6. О взаимоотношениях в коллективе
7. По ту сторону экрана
8. День спецназа
9. День народного единства
10. Россия: взгляд в будущее
11. Взаимоотношения в семье (День матери)
12. Что такое Родина?
13. Мы вместе
14. Главный закон страны
15. Герои нашего времени
16. Новогодние семейные традиции разных народов России
17. От А до Я 450 лет «Азбуке» И.Федорова
18. Налоговая грамотность
19. Непокоренные: 80 лет полного снятия блокады Ленинграда
20. Союзники России
21. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
22. День защитника Отечества
23. День первооткрывателя
3

24. Как найти свое место в обществе
25. Крым-путь домой
26. Всемирный фестиваль молодежи
27. О гражданской авиации
28. Россия –здоровая держава
29. Цирк! Цирк! (К международному дню цирка)
30. Я вижу Землю. Это так красиво!
31. 215-летие со дня рождения Н.В.Гоголя
32. Труд крут
33. Урок памяти
34. Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:









готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
4













осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:







выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
5

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);


2) базовые исследовательские действия:








использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:







применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
6

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:









воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);


7

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.


Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;



2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение
к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;




8

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;


3) эмоциональный интеллект:





различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о
базовых национальных российских ценностях;
 символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;


9












институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших
событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей
страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической
красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:






к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:





к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
10



художественному творчеству.

Сформированы умения:





устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.

<...>

Тематическое планирование
5–7-е классы, 8-9 классы
№
п/п

Тема занятия

Форма проведения
занятия

Количество часов,
отводимых на
освоение темы

ЦОР/ЭОР

school-collection.edu.ru/collection/

Сентябрь
1

День знаний. Зачем учиться?

Интеллектуальный
марафон

1

2

Там, где Россия

Работа с интерактивной
картой

1

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

11

3

Зоя. К 100-летию со дня рождения
Зои Космодемьянской

беседа

1

4

Избирательная система России (30
лет ЦИК)

Интерактивное
занятие,игра

1

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Октябрь
5

День учителя (советники по
воспитанию)

Социальная реклама

1

6

О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического
здоровья, профилактика буллинга)

Мини-сочинение

1

school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

7

По ту сторону экрана. 115 лет кино в Фотоистории
России

1

8

День спецназа

1

Групповая дискуссия
Ноябрь
Работа с интерактивной
картой

1

10 Россия: взгляд в будущее.
Технологический суверенитет /
цифровая экономика / новые
профессии

Работа с интерактивной
картой

1

11 О взаимоотношениях в семье (День
матери)

Конкурс стихов, конкурс
чтецов

1

12 Что такое Родина? (региональный и
местный компонент)

Экспертное интервью

1

9

День народного единства

school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

12

Декабрь
13 Мы вместе

Проблемная дискуссия

1

school-collection.edu.ru/collection/

14 Главный закон страны

Эвристическая беседа

1

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

15 Герои нашего времени

Встреча с героями нашего
времени

1

16 Новогодние семейные традиции
разных народов России

Групповое обсуждение

1

Январь
17 От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана
Фёдорова

Историческая гостиная

1

18 Налоговая грамотность

беседа

1

19 Непокоренные. 80 лет со дня полного Дневники героев
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады

school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

1

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

school-collection.edu.ru/collection/

Февраль
20 Союзники России

Дискуссия

1

21 190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки

Блиц, викторина, беседа

1

13

22 День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Федора Ушаков

Игра, беседа, дискуссия

1

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Март
23 День первооткрывателя

игра

1

school-collection.edu.ru/collection/

24 Как найти свое место в обществе

Работа с газетными и
интернет-публикациями

1

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

25 Крым. Путь домой

Виртуальная экскурсия

1

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

26 Всемирный фестиваль молодежи

Творческая лаборатория

1

Апрель
27 «Первым делом самолеты». О
гражданской авиации

Работа с биографией

1

28 Я вижу Землю! Это так красиво»

Проблемная дискуссия,
обсуждение фильма
«Вызов»

1

29 Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)

Фестиваль идей

1

30 Россия - здоровая держава

Встреча с людьми разных
профессий

1

school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

Май
31 215-летие со дня рождения Н. В.
Гоголя

Литературная гостиная

1

school-collection.edu.ru/collection/

14

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
32 Урок памяти

Работа с видеоматериалами 1

33 Труд крут

Дискуссия, блиц, мозговой 1
штурм

34 Русский язык. Великий и могучий.
225 со дня рождения А. С. Пушкина

Беседа, брейн-ринг

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».