1
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ № 76 с УИОП , утвержденной приказом № 118/3-од от
31.08.2023г.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 76 с УИОП учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х
классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
2
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых –
созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей,
государственных деятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Там, где Россия
3. К 100-летию со дня рождения З.Космодемьянской
4. Избирательная система России
5. День учителя
6. О взаимоотношениях в коллективе
7. По ту сторону экрана
8. День спецназа
9. День народного единства
10. Россия: взгляд в будущее
11. Взаимоотношения в семье (День матери)
12. Что такое Родина?
13. Мы вместе
14. Главный закон страны
15. Герои нашего времени
16. Новогодние семейные традиции разных народов России
17. От А до Я 450 лет «Азбуке» И.Федорова
18. Налоговая грамотность
19. Непокоренные: 80 лет полного снятия блокады Ленинграда
20. Союзники России
21. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
22. День защитника Отечества
23. День первооткрывателя
3
24. Как найти свое место в обществе
25. Крым-путь домой
26. Всемирный фестиваль молодежи
27. О гражданской авиации
28. Россия –здоровая держава
29. Цирк! Цирк! (К международному дню цирка)
30. Я вижу Землю. Это так красиво!
31. 215-летие со дня рождения Н.В.Гоголя
32. Труд крут
33. Урок памяти
34. Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
4
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
5
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
6
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
7
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение
к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
8
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о
базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
9
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших
событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей
страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической
красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
10
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.
<...>
Тематическое планирование
5–7-е классы, 8-9 классы
№
п/п
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Количество часов,
отводимых на
освоение темы
ЦОР/ЭОР
school-collection.edu.ru/collection/
Сентябрь
1
День знаний. Зачем учиться?
Интеллектуальный
марафон
1
2
Там, где Россия
Работа с интерактивной
картой
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
11
3
Зоя. К 100-летию со дня рождения
Зои Космодемьянской
беседа
1
4
Избирательная система России (30
лет ЦИК)
Интерактивное
занятие,игра
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Октябрь
5
День учителя (советники по
воспитанию)
Социальная реклама
1
6
О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического
здоровья, профилактика буллинга)
Мини-сочинение
1
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
7
По ту сторону экрана. 115 лет кино в Фотоистории
России
1
8
День спецназа
1
Групповая дискуссия
Ноябрь
Работа с интерактивной
картой
1
10 Россия: взгляд в будущее.
Технологический суверенитет /
цифровая экономика / новые
профессии
Работа с интерактивной
картой
1
11 О взаимоотношениях в семье (День
матери)
Конкурс стихов, конкурс
чтецов
1
12 Что такое Родина? (региональный и
местный компонент)
Экспертное интервью
1
9
День народного единства
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
12
Декабрь
13 Мы вместе
Проблемная дискуссия
1
school-collection.edu.ru/collection/
14 Главный закон страны
Эвристическая беседа
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
15 Герои нашего времени
Встреча с героями нашего
времени
1
16 Новогодние семейные традиции
разных народов России
Групповое обсуждение
1
Январь
17 От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана
Фёдорова
Историческая гостиная
1
18 Налоговая грамотность
беседа
1
19 Непокоренные. 80 лет со дня полного Дневники героев
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
school-collection.edu.ru/collection/
Февраль
20 Союзники России
Дискуссия
1
21 190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки
Блиц, викторина, беседа
1
13
22 День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Федора Ушаков
Игра, беседа, дискуссия
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Март
23 День первооткрывателя
игра
1
school-collection.edu.ru/collection/
24 Как найти свое место в обществе
Работа с газетными и
интернет-публикациями
1
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
25 Крым. Путь домой
Виртуальная экскурсия
1
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
26 Всемирный фестиваль молодежи
Творческая лаборатория
1
Апрель
27 «Первым делом самолеты». О
гражданской авиации
Работа с биографией
1
28 Я вижу Землю! Это так красиво»
Проблемная дискуссия,
обсуждение фильма
«Вызов»
1
29 Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)
Фестиваль идей
1
30 Россия - здоровая держава
Встреча с людьми разных
профессий
1
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Май
31 215-летие со дня рождения Н. В.
Гоголя
Литературная гостиная
1
school-collection.edu.ru/collection/
14
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
32 Урок памяти
Работа с видеоматериалами 1
33 Труд крут
Дискуссия, блиц, мозговой 1
штурм
34 Русский язык. Великий и могучий.
225 со дня рождения А. С. Пушкина
Беседа, брейн-ринг
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
15