1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Система коррекционно-развивающего обучения предполагает организацию и
проведение дефектологических занятий с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). Цель работы учителя-дефектолога определяется как предоставление
своевременной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в
обучении. Результаты психолого-педагогических обследований обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья позволяют определить основные направления
коррекционно-развивающей работы.
У обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) первичные нарушения (функциональная и
органическая недостаточность центральной нервной системы) приводят в первую очередь
к нарушениям в умственной деятельности. Поэтому умственное развитие рассматривается
как наиболее значимое направление в коррекционной работе.
Программа коррекционной работы с обучающими с ограниченными возможностями
здоровья (далее ОВЗ) составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ).
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании»
(ст.9,13,14,15,32).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785
от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря
2014 г. N 1643).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Проекты
адаптированных основных общеобразовательных программ в
действующей редакции.
Конституция Российской Федерации, ст. 43, 72.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами».
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998
г. N 124-ФЗ).
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29
декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).
Рекомендации «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения» (Инструктивное письмо Министерства образования
Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).
Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок
обучающихся в начальной школе».
Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №
199/13 от 28.03.2002. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной
школе».
Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639 «Федеральные требования к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников».
Устав МАОУ лицей № 110 им. Л.К. Гришиной, другие локальные акты ОО.
Актуальность.
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического
развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется,
прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у
детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность
представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная
целенаправленность
интеллектуальной
деятельности,
быстрая
утомляемость,
преобладание игровых интересов. Поэтому необходима организация целенаправленного
коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию познавательной
деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ЗПР младшего школьного возраста
является очень актуальной.
В связи с этим возникла необходимость создания программы коррекции
познавательных процессов обучающихся с ЗПР.
Цель: создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении
адаптированной образовательной программы начального общего образования.
Для
достижения поставленной цели необходимо:
- осуществить коррекцию и профилактику нарушений познавательных процессов у
обучающихся с ЗПР, испытывающих трудности в обучении и общении;
- и оказать психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Задачи программы:
осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и
координации психических нарушений.
определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии
с индивидуальными возможностями каждого обучающегося.
определение способов постановки перед ребёнком воспитательно-образовательных
задач, учитывая актуальные и потенциальные его возможности;
всестороннее развитие обучающихся с учётом потребностей и интересов
школьников;
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
развитие коммуникативных компетенции форм и навыков конструктивного
личностного общения со сверстниками;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР (вариант
7.1)
Коррекционная работа представляет собой систему коррекционного воздействия на
учебно-познавательную деятельность обучающегося с ЗПР (вариант 7.1) в динамике
образовательного процесса. На основе диагностики и полученных результатов, а так же,
исходя из особенностей обучающегося, выделяется приоритетное направление или
направления, которые служат основой для построения коррекционной работы.
Методической основой коррекционно-развивающего обучения является личностноцентрированный подход к организации деятельности обучающегося со взрослым и со
сверстниками. Воспитание и развитие учащихся базируются также на природосообразном
подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и обучающей работы. Учет
закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических
особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического
развития — все это принимается во внимание при использовании методов и приемов
образовательно-воспитательной работы.
Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания
является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы
коррекционно-педагогической работы. Учет индивидуальных особенностей и
возможностей каждого из обучающихся также является стратегической задачей обучения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ЗПР вариант 7.1)
Категория обучающихся с ЗПР – одна из многочисленных среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции.
Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной
обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых
образовательных потребностей.
Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и
опосредствующая функции.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования
в
систематической
и
комплексной
(психолого-педагогической)
коррекционной помощи.
Вариант 7.1 адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в
школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но имеющим
трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и
организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной
деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению,
обусловленных ими, учебных трудностей.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого,как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), осваивающих АООП НОО, характерны
следующие специфические образовательные потребности.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы);
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС)
и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и
технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития)
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов;
обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира, в котором
люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты
хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе
через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского
языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления
истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости,
ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному
труду, творчеству и сотрудничеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена
общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за
настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей
и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами
поведения в обществе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
И
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты:
Личностные результаты. Ученик будет или сможет:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для
более успешной учебной деятельности;
- положительно относиться к школе и учебной деятельности; с заинтересованностью
воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
- иметь представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни
(ответственно относиться к занятиям: быть готовым к занятиям, бережно относиться к
школьным принадлежностям и т.д.);
- знать об этических нормах поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе
взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
- иметь потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками через знакомство с
правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе
товарищей), правилами работы в паре, с взрослыми;
- иметь знания и выполнять правила работы в группе, доброжелательно относиться к
сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников, к бесконфликтному
поведению;
- способен к самооценке результатов своей работы на основе критериев успешности ее
выполнения, задаваемых педагогом-специалистом;
- с эмпатией относиться к чувствам и переживаниям окружающих людей.
Метапредметные результаты освоения коррекционной работы
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ЗПР
(вариант 7.1) по развитию познавательных процессов должно привести к:
освоению детьми с ЗПР (вариант 7.1) адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования;
интеграции данной категории детей в образовательную организацию;
уменьшению количества обучающихся со стойкими проблемами в обучении и
личностном развитии;
развитию познавательной активности детей;
повышению учебной мотивации у школьников;
формированию высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей с ЗПР;
предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у
обучающихся с ЗПР.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Диагностическая работа включает:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей детей;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития,
успешности освоения образовательных областей).
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
реализацию
комплексного
индивидуально-ориентированного
социальнопсихолого-педагогического
сопровождения
в
условиях
воспитательнообразовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психофизического развития;
выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями
здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и 6
воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих, коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений
в речевом и психическом развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и речевой сфер;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции.
3. Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников воспитательно-образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья;
4. Информационно-просветительская работа предусматривает:
информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),
педагогических работников;
различные
формы
просветительской
деятельности
(лекции,
беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям),
педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и
родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально
особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Условия реализации программы
Основной
формой
организации
дефектологической
работы
являются
индивидуальные занятия. Занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом
режима работы школы. Продолжительность индивидуального занятия - 40 минут.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование
дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные
образовательные потребности обучающихся с ЗПР, предоставление обучающимся
дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.
Очень важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную
работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом
и его требованиями.
Для повышения эффективности обучения создаются специальные условие:
Индивидуальная помощь в случае затруднения;
Многократные упражнения для закрепления материала;
Более частое использование наглядных дидактических пособий;
Вариативные приемы обучения, такие как повтор инструкции, речевой образец,
демонстрация действий, планы-алгоритмы и схемы выполнения и т.д.;
Динамические паузы;
Создание ситуации успеха на занятии и др.
Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребенка учитывается
«зона его ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспекте, но и в
эмоциональном:
создание
благоприятной
эмоциональной
ситуации,
предусматривающий демократический стиль общения, организацию совместной
деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействие со сверстниками
(работа над заданием по подгруппам);
активизацию
познавательного
интереса
как
средства
формирования
мотивационного компонента деятельности на основе использования игровых
приемов, элементов соревнования, эффекта новизны и т.п. на всех этапах
деятельности ребенка;
формирование «адекватной реакции на неуспех».
Содержание программы
1класс
Интеллектуальное развитие. Переход от наглядно-действенного мышления к
наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности
анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности,
вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с
практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение
предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру,
форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи
лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го
типа с прямым утверждением.
Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с
выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из
карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у
доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения. Развитие пространственной ориентировки,
восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов
конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной
координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”,
наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь,
нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на
запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры
“Внимательный художник”, “Найди отличия”. Развитие речи. Формирование активного
словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной
артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения
звуков, слогов, слов.
2класс
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением
на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности
анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные
особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением
объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия
по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные
виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи
закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над
вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых
лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному
образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с
игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”,
“Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение
фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа,
перед, за т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4
элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более
изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией
пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнения на запоминание различных
предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный
художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических
комплексов, связанных с периодом адаптации. Упражнения-этюды на перевоплощение,
рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом.
Дерево. Человек”.
3 класс
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении
математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых
после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи
закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск
недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и
обратным утверждением).
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков
самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант”
(двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с
визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров
(“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный
художник”).
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов
конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь,
“Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур,
складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических
и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для
запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный
ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску,
требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические
задачи).
4 класс
Развитие аналитико-синтетической сферы
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать.
Формирование предпосылок к развитию абстрактного мышления. Анализ синтез на
основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных
признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков,
выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного
обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда
чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск
недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск
признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших
умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление
детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в
умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом
тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных
геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный
круг” и др.
Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема,
устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в
долговременную память).
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и
сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра
“Волшебный мешочек”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности. Упражнения, развивающие навыки
совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности разработанной программы коррекционно-развивающих
занятий с обучающимися с ЗПР (вариант 7.1) по развитию познавательных
процессов можно использовать мониторинг, отражающий динамику состояния
обучающихся:
1. Численность/процент выявленных обучающихся, имеющих ограниченные
возможности здоровья, своевременно получивших коррекционно-развивающую помощь.
2. Численность/процент обучающихся с ЗПР качественно освоивших АООП НОО.
3. Успешная адаптация обучающихся с ЗПР к условиям образовательной
организации.
4. Уменьшение степени выраженности нарушения в развитии познавательных
процессов и эмоционально-волевой сферы, его поведенческих последствий, появления
вторичных отклонений в развитии обучающихся.
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации
коррекционно-развивающей работы с обучающимся с ОВЗ и после ее окончания.
Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии
познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития познавательных
процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М.,
Екжановой Е.А.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций
с образцом.
Текущий контроль, позволяющий определить промежуточный уровень развития
познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ермолаевой-Томиной Л.Б.,
Акопянц И.А., Воеводкиной В.К., Симановского А.Э., Тихомировой Л.Ф.
Итоговый контроль, позволяющий определить итоговый уровень развития
познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ермолаевой-Томиной Л.Б.,
Акопянц И.А., Воеводкиной В.К., Симановского А.Э., Тихомировой Л.Ф.
Содержательный контроль и оценка результатов развития обучающихся с ОВЗ
предусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных
процессов и эмоционально-волевой сферы и не допускает сравнения одного ребенка с
другими детьми.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель-дефектолог обучающимся при
выполнении заданий;
поведение обучающихся на занятиях (живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий);
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой обучающихся с ОВЗ на уроках (повышение активности,
работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
План коррекционно-развивающих ____________занятий для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
1-15 сентября: Диагностика психолого-педагогического развития обучающихся.
Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая: Индивидуальные, подгрупповые занятия с обучающимися.
15 мая – 31 мая: Итоговая диагностика психолого-педагогического развития
обучающихся.
Заполнение документации.
№
п/п
1
2
Название раздела
Развитие пространственных отношений и мелкой моторики.
Развитие пространственно-временных отношений и графических
навыков
Количество
часов
33
11
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Развитие сенсорной сферы и познавательной активности.
2 класс - 60 ч
Развитие и коррекция восприятия.
Развитие и коррекция внимания и памяти.
Развитие и коррекция мыслительных операций .
3 класс - 60 ч
Развитие и коррекция восприятия.
Развитие и коррекция внимания и памяти.
Развитие и коррекция мыслительных операций .
4 класс - 60 ч
Развитие и коррекция восприятия и творческого воображения.
Развитие и коррекция внимания и памяти.
Развитие и коррекция мыслительных операций .
16
28
20
12
14
28
18
14
14
32
Планирование предназначено для детей с ЗПР (вариант 7.1), обучающихся в 1 - 4
классах.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, индивидуально.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные
корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций
ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания,
воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают обучающимся сразу
включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную
мотивационную установку.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими
упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в
памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора
на чувственное познание обучающихся, на их личный опыт.
Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на
развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностноориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться
учащимся в социуме.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов обучающихся
(памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с
окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.
Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности
обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей
коррекции.
Программа курса на каждый год обучения рассчитана на 60 часов
(30 учебных недель, по 2 занятия в неделю с каждой подгруппой).
Системный подход в планировании коррекционной работы представлен в таблице
Блоки Содержание и объём коррекционной работы по формированию и развитию
отдельных познавательных процессов по годам обучения
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Восприятие
Память и внимание
Итого
Развитие и
коррекция
восприятия
(видов):
величины, цвета,
формы,
пространства,
движения,
Развитие и
коррекция
восприятия
(видов):
величины, цвета,
формы,
пространства,
движения,
времени.
Развитие и
коррекция
восприятия
(свойств):
конкретности,
точности,
обобщённости,
осмысленности
28
Развитие и
коррекция
непроизвольного
внимания
(свойств):
устойчивости,
переключения.
28
Развитие и
коррекция
непроизвольного
внимания
(свойств):
устойчивости,
переключения.
14
Развитие и
коррекция
произвольного
внимания
(свойств):
объёма,
сосредоточения,
устойчивости,
переключения,
распределения.
Развитие и
коррекция
восприятия и
творческого
воображения
(свойств):
целостности,
дифференцированнос
ти,
точности
14
Развитие и
коррекция
произвольного
внимания (свойств):
объёма,
концентрации,
устойчивости,
скорости
распределения и
переключения.
Развитие и
коррекция памяти
(видов):
нагляднообразной,
эмоциональной;
(свойств):
объёма,
длительности,
избирательности,
Развитие и
коррекция памяти
(видов):
наглядно-образной,
эмоциональной;
(свойств):
объёма,
длительности,
избирательности,
последовательности
60
60
Развитие и
коррекция памяти
(приемов):
запоминания,
припоминания;
воспроизведения.
тренировка
приемов
запоминания и
воспроизведения
Развитие и
коррекция памяти
(видов):
слуховой,
зрительной,
смысловой;
тренировка
приемов
запоминания и
воспроизведения
12
60
60
60
60
60
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения
младших школьников. Приложения. Протоколы обследования.
2. Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у
дошкольников.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Камардина И.О. Нейропсихолог в школе.Индивидуальный
подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования..
4. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие..
5. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.