Рабочая программа коррекционных занятий психолога с обучающимися с ЗПР

Содержание
1. Пояснительная записка ............................................................................................. 3
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) ....................................................4
3. Планируемые результаты ................................................................................... ....7
4. Принципы и направления реализации программы ..............................................9
5. Условия реализации программы… ....................................................................... 10
6. Содержание программы ......................................................................................... 13
7. План коррекционной работы с обучающимися с ЗПР ........................................ 17

2

1. Пояснительная записка
Программа коррекционной работы с обучающими с ограниченными возможностями
здоровья (далее ОВЗ) составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ). Программа направлена на выявление и
обеспечение коррекции недостатков в развитии познавательных процессов с использованием
современных психо-коррекционных методик, позволяющих приблизить любой вид онтогенеза к
нормативному течению, что способствует полноценной адаптации ребенка с ОВЗ к условиям
образовательной организации и его социализации в современном обществе.
Целью данной программы является создание системы комплексной помощи
обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО МАОУ СОШ №76, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:

своевременное
выявление
обучающихся
с
трудностями
адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья ЗПР;

определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

создание условий, способствующих освоению обучающимся с ЗПР АООП НОО
МАОУ СОШ №76 и их интеграции в образовательной организации;

осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);

организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ЗПР;

оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной и
методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

коррекция недостатков в развитии познавательной и эмоционально-личностной
сферы обучающихся с ОВЗ (повышение уровня умственной работоспособности, формирование
механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности,преодоление
гиперактивности, импульсивности,повышение уровня самоконтроля,развитие межполушарного
взаимодействия,формирование пространственных представлений, схемы тела, развитие мелкой
моторики рук, развитие коммуникативных навыков, формирование положительной мотивации
к обучению).
Необходимым условием повышения эффективности коррекционной работы с
обучающими с ОВЗ является оказание их родителям (законным представителям)
консультативной и методической помощи по вопросам развития, обучения, воспитания и
социализации детей, а также активное включение родителей (законных представителей) в
психокоррекционный процесс.
В основу данной программы положены следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями).
4. ФГОС НОО ОВЗ (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от
19.12.2014 № 1598).
5. СанПиН 2.4.2.3648-20.
6. АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 76.
3

7. Положение о ППк МАОУ СОШ №76.
8. Должностная инструкция педагога-психолога МАОУ СОШ № 76.
9. Этический кодекс педагога-психолога.
10. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)»
(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. №514н.
11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
06.04.2016 г. № 02-01-81/2940 «Методические рекомендации по организации специальных
условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с заключениями ПМПК».
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с ЗПР)
Обучающиеся с ОВЗ— это дети, имеющее недостатки в психическом и (или)
физическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего,
тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его
взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его
психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка
позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так
немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение
пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но
необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития
пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и
даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения
развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От
ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям
индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий
наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории
детей.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические
соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной
нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении
учебных
программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
4

обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только
от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей
природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и
дошкольного).
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования,
вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к
освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в
соответствии с характером и структурой нарушения психического развития.
Данная программа является составной частью АООП НОО МАОУ СОШ № 76 для детей
с ЗПР. Дети с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,
отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп
либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие
усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль,
саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с
недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,
гиперактивностью.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности
и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме
того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности центральнойнервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной
психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений,
зрительномоторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др.
Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
5

выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего
или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с
учетом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;


6

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
3. Планируемые результаты
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
формирующиеся в процессе реализации коррекционной программы:
− умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния
индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом
возможностей своего здоровья;
− умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья
как социокультурного феномена;
− умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по
здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
результате реализации коррекционной программы:
− активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
− проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми;
− проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для
достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного
здоровья;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
результате реализации коррекционной программы:
− характеристика личного здоровья как социально-культурного феномена, его
объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
− обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях
позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным
особенностям;
− планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с
учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования
индивидуального здоровья во всех его проявлениях, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

7

− анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе
интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого
ребенка по их достижению;
− управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и
взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с обучающимися с ЗПР
должно привести к:

освоению детьми с ЗПР АООП НОО МАОУ СОШ №76;

интеграции данной категории детей в образовательную организацию;

уменьшению количества обучающихся со стойкими проблемами в
обучении и
личностном развитии;

развитию познавательной активности детей;

повышению учебной мотивации у школьников;

формированию высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей с ЗПР;
 предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у
обучающихся с ЗПР.

8

4. Принципы и направления реализации программы
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на основе комплексного взаимодействия различных
специалистов и родителей (законных представителей).
Сопровождение
данной
категории
обучающихся
определяется
следующими принципами:
 Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть
системный подход к анализу особенностей развития познавательных процессов обучающихся с
ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном
процессе всех участников образовательной деятельности.
 Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования обучающимися с ОВЗ.
 Рекомендательный
характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихся
выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать
законные права и интересы детей.
 Гуманистический принцип. Опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и
потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
 Педагогическая целесообразность. Данный принцип включает в себя создание карты
«Индивидуального образовательного маршрута», интеграция усилий педагогического
коллектива (учитель, медицинский специалист, психолог, учитель-логопед, социальный педагог
и др.).
Теоретико-методологической основой сопровождения обучающихся с ОВЗ является
взаимосвязь трех подходов:
 нейропсихологического – выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
 комплексного – обеспечивающего учет психолого-медико-педагогических знаний о ребенке;
 междисциплинарного
–
позволяющего
осуществлять
совместно-распределенную
деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Основные направления деятельности:
1. Диагностическое направление.
Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования
обучающихся с ОВЗ с целью выявления недостатков в развитии познавательных процессов и
эмоционально-волевой сферы и определения особых образовательных потребностей
обучающихся.
2. Консультационное направление.
Непрерывное специальное сопровождение обучающихся с ЗПР, их семей,
педагогических
работников
по
вопросам
реализации
дифференцированных
психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
3. Коррекционно-развивающее направление.
Создание условий для развития личности обучающихся с ОВЗ и устранения отклонений
в их психическом и личностном развитии. Это определяется необходимостью обеспечения
соответствия развития обучающихся возрастным нормативам, оказания помощи родителям и
педагогам в индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, развитии их
способностей и склонностей.
4. Информационно-просветительское направление.
9

Информирование всех участников образовательных отношений по вопросам, связанным
с особенностями организации образовательной деятельности для данной категории детей,
созданием необходимых условий для освоения учебного материала в нормативные сроки и
обеспечением личностной самореализации данной категории детей в образовательной
организации.
5. Динамический контроль.
Помогает отследить эффективность или неэффективность разработанной программы
коррекционной работы позволяет внести своевременные корректировки в перспективные
планы.
5. Условия реализации программы
1. Психолого-педагогическое обеспечение
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
 обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
 дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения
развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и
психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и
норм);обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо
от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми
в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных досуговых мероприятий;
 развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
2. Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ педагог-психолог
использует диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для
осуществления его профессиональной деятельности.
3. Материально-техническое и информационное обеспечение
№

Оборудование
Техническое обеспечение

1.
2

Колонки
Компьютер

1.

Листы А4

Количество /шт.
1
1

Канцелярские товары
2 пачки
10

2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.

1.

2.
3.
4.

5.

Цветные карандаши
Фломастеры
Клей- карандаш
Тетради в клетку
Цветная бумага
Необходимое оборудование
Учебный кабинет
Стулья
Парты
Учительский стол

5 пачек
5 пачек
3 штуки
10 штук
10 штук
1
5
2
1

Учебно-методическое обеспечение
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр
«Академия», 2000. – 240 с.
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 1986. – 208 с.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.
Практическое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М.
Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. –
320 с.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая
психология на каждый день/4-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2002. – 336 с.

6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение»,
1972. – 255 с.
7. Левин Я.Н. Семнадцать уроков школьного воспитания. - РФ Отдел
образования Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга. 1999
г.- 198 с.
8. Методические рекомендации по организации психолого-медикопедагогического сопровождения детей с оособыми образовательными
потребностями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Екатеринбург : МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2016. – 68
с.
9. Научный журнал «Вопросы психологии». 2008. №4. – 192 с.
10. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. – М.:
Просвещение, 1995. – 239 с.
11. Никольсская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга
Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. – М.: Чистые пруды,
2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный
психолог». Вып. 2 (8)).
12. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : социальнопсихологический тренин / Е.Осипова, Е. Чуменко. – М.: Чистые пруды,
2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный
психолог». Вып. 5 (17)).
13. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов
пединститутов/Сост. В.В. Мироненко.-М.: Просвещение, 1990.- 399 с.
11

14. Савенков А.И. Как рассадить детей в классе : психологическое
пространство личности ребенка / А.И. Савенков. – М. : Чистые пруды,
2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный
психолог». Вып. 4 (10)).
15. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший
школьный возраст. -М.: Айрис-пресс,2010.
15. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с
коментариями по курсу «Введение в психологию». 3-е издание. М.:
Смысл, 1997. – 653 с.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия
«Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
Электронно-образовательные ресурсы
1. http://fgosreestr.ru
2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
3. http://tasoteka.rusedu.net/category/1654/4202

12

6. Содержание программы
Объем программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ по развитию
познавательных процессов рассчитан на 9 месяцев. Всего 33 занятия при частоте встреч 1 раз в
неделю для обучающихся 1-ых классов и 34 занятия при частоте встреч 1 раз в неделю для
обучающихся 2-4 классов. Продолжительность одного занятия для обучающихся 2-4 классов от
35 до 40 минут, для обучающихся 1-ых классов занятие длится не более 35 минут.
Занятия с обучающимися с ЗПР строятся с учетом основных принципов:
1. Принцип системности коррекционных задач (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических задач
(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих задач (стимулирование,
обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития).
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
 Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического
обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать
заключение об возможных причинах дефицитарности развития и строить коррекционную
работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
 Реализация коррекционной работы требует от педагога-психолога постоянного контроля
динамики изменений в развитии познавательных процессов и личности, поведении,
деятельности, эмоциональном состоянии ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить
необходимые изменения в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через
активизацию деятельности каждого ученика, что обеспечивает необходимую основу для
положительной динамики в развитии каждого обучающегося с ЗПР.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в
пределах психофизических особенностей каждого обучающегося с ЗПР. Коррекционная работа
должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию
обучающихся с ОВЗ, раскрытию их возможностей и способностей. Каждое задание должно
проходить ряд этапов (от простого к сложному). Уровень сложности должен быть доступен
конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность
испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации занятий таким
образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно
– механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания
и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные
эмоции обучающихся с ОВЗ.
Во время занятий у обучающихся происходит становление развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное
беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей
формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Занятия проходят в индивидуальной и групповой формах.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий,
дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,
что привлекательно для младших школьников.
На каждом групповом занятии проводится коллективное обсуждение решения какоголибо задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при
выполнении заданий любой трудности.
13

На занятиях используются задания разной сложности, поэтому все обучающиеся с ОВЗ
могут почувствовать уверенность в своих силах.
На этих занятиях дети часто сами оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять
предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Это дает
ребенку с ОВЗ возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих
отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных
мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.
Развитие восприятия
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению
объема памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать, распределять внимание, увеличение объема устойчивости,
концентрации внимания.
Развитие мышления
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,
узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их
признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование
основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,
умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем
решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие воображения
Развитие воссоздающего (репродуктивного) воображения, перерабатывающего образы
действительности. Умение изменять сюжетную линию рассказов, представлять события во
времени, изображать ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует
формирование приемов смыслового запоминания). Совершенствование воссоздающего
(репродуктивного) воображения у обучающихся с ОВЗ создает условия для развития
творческого (продуктивного) воображения.
Содержание мероприятий в рамках реализации программы
№ МероприяСодержание деятельности
Предполагаемый результат Ответсттие
венный
1.

Психологическая
диагностика

Выявление особенностей
познавательной и
эмоционально-волевой сфер
обучающихся с ЗПР
14

Выявление недостатков в
развитии познавательных
процессов и особых
образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР

Педагогпсихолог

2.

Консультирование

Психологические рекомендации
по особенностям организации
образовательной деятельности и
коррекционно-развивающей
работы

Информирование всех
участников образовательных
отношений по вопросам,
связанным с особенностями
обучения, развития и адаптации
обучающихся с ЗПР

Педагогпсихолог

3.

Психологическая
коррекция

Проведение групповых и
Уменьшение степени
индивидуальных коррекционновыраженности дефицита в
развивающих занятий по
развитии познавательных
развитию познавательных
процессов, его поведенческих
процессов с обучающимися с
последствий, предупреждение
ЗПР
появления вторичных отклонений
в развитии, обеспечение
максимальной реализации
потенциала обучающихся с ЗПР

Педагогпсихолог

4.

Психологическая
диагностика

Динамический контроль
развития познавательной и
эмоционально-волевой
сферобучающихся с ЗПР

Мониторинг динамики развития
обучающихся с ЗПР, их
успешности в освоении
адаптированной основной
образовательной программы,
корректировка коррекционноразвивающих мероприятий

Педагогпсихолог

Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности разработанной программы коррекционной работы с
обучающимися с ЗПР по развитию познавательных процессов можно использовать мониторинг,
отражающий динамику состояния обучающихся:
1. Численность/процент выявленных обучающихся, имеющих ограниченные
возможности здоровья, своевременно получивших коррекционно-развивающую помощь.
2. Численность/процент обучающихся с ЗПР качественно освоивших АООП НОО
МАОУСОШ №76.
3. Успешная адаптация обучающихся с ЗПР к условиям образовательной организации.
4. Уменьшение степени выраженности нарушения в развитии познавательных процессов
и эмоционально-волевой сферы, его поведенческих последствий, появления вторичных
отклонений в развитии обучающихся.
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционноразвивающей работы с обучающимся с ОВЗ и после ее окончания. Критерием эффективности
будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный
уровень развития познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ахутиной
Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Екжановой Е.А.

Текущий контроль (контрольная диагностика):

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
15


рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Текущий
контроль
(контрольная
диагностика),
позволяющий
определить
промежуточный уровень развития познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по
методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Итоговый контроль (итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень
развития познавательных процессов, обучающихся с ОВЗ по методикам Ахутиной Т.В., Семаго
Н.Я., Семаго М.М., Екжановой Е.А.
Содержательный контроль и оценка результатов развития обучающихся с ОВЗ
предусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов и
эмоционально-волевой сферы и не допускает сравненияодного ребенка с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при
выполнении заданий;

поведение обучающихся на занятиях (живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий);

результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
обучающихся с ОВЗ на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
Модель коррекционного занятия с обучающими с ЗПР
по развитию познавательных процессов
1.
Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят
определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,
окрашены немалой долей юмора. При этом они подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности.
2.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (12 минут –
динамическая пауза – 12 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только
способствуют развитию познавательных процессов, но и позволяют, неся соответствующую
дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы
познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.
3.
Динамическая пауза (3 минуты), проводимая на коррекционно-развивающих
занятиях, не только развивает двигательную сферу обучающихся с ОВЗ, но и способствует
развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
4.
Подведение итогов занятия (5 минут).

16

7. План коррекционной работы с обучающимися с ЗПР (вариант7.1)
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.
17.

18.
19.

Развиваемые познавательные процессы
Стартовый контроль (входная диагностика) уровня развития
мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и
мелкой моторики.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
концентрации внимания. Графический диктант.
Развитие воображения. Развитие произвольного внимания.
Графический диктант.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
мышления. Развитие графических навыков.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие
зрительно-пространственного восприятия.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Развитие речи.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
межполушарного взаимодействия.
Совершенствование воображения. Развитие межполушарного
взаимодействия. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем
по образцу.
Развитие пространственных и «квазипространственных»
представлений
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций. Графический
диктант.
Развитие концентрации внимания и самоконтроля. Развитие
мышления. Развитие межполушарного взаимодействия.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический
диктант.
Развитие пространственных представлений и графических
навыков. Развитие мышления. Развитие речи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических
способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Задания
развитие
пространственного мышления. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Развитие
речи.
Совершенствование мыслительных операций. Графический
диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие зрительнопространственного восприятия.
Развитие мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания и самоконтроля. Развитие мышления.
Графический диктант.
Текущий контроль (контрольная диагностика) уровня
развития мышления, внимания, восприятия, воображения,
памяти и мелкой моторики.
Развитие пространственных представлений.
Развитие мышления. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие
17

Класс
1-4

Кол-во
часов
1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.

31.
32.

33.

34.

межполушарного взаимодействия.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Расширение возможностей
зрительно-пространственного восприятия.
Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие пространственных представлений
Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие мышления. Развитие зрительно-пространственного
восприятия. Развитие межполушарного взаимодействия.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Задания
развитие
пространственного мышления. Геометрические фигуры.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
межполушарного
взаимодействия.
Тренировка внимания. Расширение возможностей зрительнопространственного восприятия
Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие мышления. Развитие воображения. Развитие речи.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания и самоконтроля. Развитие
графических
навыков.
Развитие
межполушарного
взаимодействия.
Итоговый контроль (итоговая диагностика) уровня развития
мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и
мелкой моторики.
Тренировка восприятия. Развитие мышления. Графический
диктант.
Итоговый контроль (итоговая диагностика) уровня развития
мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и
мелкой моторики.

18

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-4

1

1-ые

1

2-4

1

2-4

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».