18 ВД_Шахматы_ 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения (1 класс)
составлена на основе требований ФГОС начального общего образования, а также
ориентирована

на

целевые

приоритеты

духовно-нравственного

развития,

воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания
учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях
Российской

Федерации,

реализующих

основные

общеобразовательные

программы и программы развития вида спорта «шахматы» в Российской
Федерации.
В основе программы лежат представления об уникальности личности
каждого обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и
ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и
управленческих

команд

системы

образования,

создающих

условия

для

максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающихся
в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.
В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат
благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном
развитии,

будет

способствовать

формированию

нравственных

качеств,

изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости,
сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового
компонента,

возможность

личностной

самореализации

без

агрессии,

компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого
ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом
угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают
в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного,
дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению
устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой
жизненной ситуации.

Цель программы: создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей младшего школьного возраста посредством массового их
вовлечения в шахматную игру.
Задачи, которые позволяет решить программа подразделяются на общие,
образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную
игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в
шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых
положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время
партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;

–

первоначальных

умений

саморегуляции

интеллектуальных

и

эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимо-действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям группами.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Один из приоритетов государственной политики в области образования –
ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний,
но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных
способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине
образования, устанавливающей приоритет образования в государственной
политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025
года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. «Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки
на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит
людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных
мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения
предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации,
добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в
школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала,
развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И

здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой
выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить,
приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые
в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической
деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием
получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно
реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
Общая характеристика курса
Учебный курс «Шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся,
требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей:
интеллектуальных,

духовно-нравственных

и

эмоциональных.

Основное

содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие
требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы» – курс, который может быть использован в общеобразовательной
школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный
образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция
обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не
только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и
применения в различных метапредметных областях. Современное образование –
переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному,
развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний.
Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не
монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого
должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной
задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и
как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было
бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся
авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и

умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным
является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать
ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс
обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных
организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для
обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в
использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах
между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного
возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её
истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём
разнообразии культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять
самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их
труду; – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности
обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства
ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и
самовоспитанию;

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности
критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников
младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое
знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры,
начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие,
шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на
проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными
фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила
шахматного этикета, дебютные ошибки.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:


проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России через достижения отечественной сборной команды страны на
мировых первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматных олимпиад;

общения

проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры
и

взаимодействия,

нравственного

поведения,

проявление

положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий шахматами;


ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил

безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами.
Метапредметные результаты:


умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения

средствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в физкультурно-спортивном направлении;


умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее

эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной, игровой,
соревновательной и досуговой деятельности, соотносить свои действия с
планируемыми результатами в шахматах, определять и корректировать способы
действий в рамках предложенных условий;


умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять,

анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении
технических приемов и соревнований по шахматам;


умение организовывать совместную деятельность с учителем и

сверстниками,

работать

индивидуально

и

в

группе,

формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты:


понимание

значения

шахмат

как

средства

развития

общих

способностей и повышения функциональных возможностей основных систем
организма и укрепления здоровья человека;


знание правил проведения соревнований по шахматам в учебной,

соревновательной и досуговой деятельности;


владение правилами поведения и требованиями безопасности при

организации занятий шахматами;


участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов

различных соревнований, фестивалей, конкурсов по шахматам;


знание

и

выполнение

тестовых

упражнений

подготовленности для участия в соревнованиях по шахматам.

по

шахматной

Тематическое планирование, 1 класс
(17 ч. – 1 ч. в неделю во 2 полугодии)
№ Количест
во
часов
1

2

3

4

5

6

1

1

1

1

1

1

Тема занятия (урока)

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Формы
проведения
занятий

Шахматы – мои друзья. История Знакомство с понятием «Шахматная игра», с Беседа
возникновения шахмат
историей возникновения данного понятия и
шахматной игры в целом
Шахматная доска
Знакомство с новыми понятием «Шахматная Беседа
доска», белыми и черными полями на Практические
шахматной доске, угловыми и центральными упражнения
полями, правильным расположение шахматной
доски
в
начале
партии,
закрепление
полученных
знаний
в
динамических
шахматных играх.
Знакомство с шахматной доской: новыми Беседа
Горизонталь. Вертикаль.
понятиями
«горизонталь»,
«вертикаль», Практические
Диагональ.
«диагональ», закрепление полученных знаний в упражнения
динамических шахматных играх.
Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», Беседа
Шахматная нотация.
«диагональ» Знакомство с новым понятием Практические
«шахматная нотация», определение «адреса» упражнения
шахматных полей, закрепление полученных
знаний в динамических шахматных играх.
Шахматные фигуры и начальная Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», Беседа
«диагональ» Знакомство с новым понятием Практические
позиция.
«шахматная нотация», определение «адреса» упражнения
шахматных полей, закрепление полученных
знаний в динамических шахматных играх.
Знакомство с шахматной фигурой «ладья», Беседа
Ладья.
местом ладей в начальной позиции, способом Практические
передвижения ладьи по доске: ход и взятие, упражнения
понятием «ход фигуры», «невозможный ход»,
закрепление
полученных
знаний
в

Образовательные
ресурсы (включая
электронные,
цифровые)
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека

ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.

7

8

9

10

11

12

13

1

1

1

1

1

1

1

Слон.

Ферзь.

Конь.

Пешка.

Превращение пешки.

Король.

Ценность фигур.

динамических шахматных играх.
Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с Беседа
новой шахматной фигурой «слон», местом Практические
слонов в начальной позиции, объяснить упражнения
способы передвижения слона по доске: ход и
взятие. Знакомство с новыми понятиями
«белопольный» слон, «чернопольный» слон,
закрепление
полученных
знаний
в
динамических шахматных играх.
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», Беседа
местом ферзя в начальной позиции, способом Практические
передвижения ферзя по доске: ход и взятие, упражнения
закрепление
полученных
знаний
в
динамических шахматных играх.
Знакомство с шахматной фигурой «конь», Беседа
месторасположением коня в начальной Практические
позиции, способом передвижения коня по упражнения
доске: ход и взятие, закрепление полученных
знаний в динамических шахматных играх.
Знакомство с пешкой, месторасположением Беседа
пешки в начальной позиции, способом Практические
передвижения пешки по доске: ход и взятие, упражнения
закрепить полученные знания в динамических
шахматных играх.
Знакомство с превращением пешки во все Беседа
фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с Практические
понятием
проходная
пешка,
закрепить упражнения
полученные
знания
в
динамических
шахматных играх.
Знакомство с шахматной фигурой королем, Беседа
месторасположением короля в начальной Практические
позиции, способом передвижения короля по упражнения
доске: ход и взятие, закрепить полученные
знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с ценность шахматных фигур, Беседа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.

Библиотека ЦОК

14

15

16

17

1

1

1

1

Нападение. Взятие.

Шах и защита от шаха. Мат.

Пат - ничья. Рокировка.

Шахматный турнир.

сравнительная сила фигур: короля, ферзя, Практические
ладьи, слона, коня, пешки, с единицей упражнения
измерения, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх, полная
нотация, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.
Знакомство
с
тактическими
приемами, Беседа
закрепить полученные знания в динамических Практические
шахматных играх. Знакомство с особым ходом упражнения
пешки: взятием на проходе, с названием
вертикалей, закрепить полученные знания в
динамических шахматных играх.

https://m.edsoo.ru/7f4129ea

Знакомство с постановкой шаха всеми Беседа
фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, Практические
способы защиты шаха. Знакомство с целью упражнения
шахматной партии, с постановкой мата всеми
фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка,
закрепить полученные знания в динамических
шахматных играх.
Знакомство с ничьей, с патом, с условиями Беседа
возникновения пата. рокировкой, короткая и Практические
длинная рокировки, с условия при которых упражнения
рокировка возможна, закрепить полученные
знания в динамических шахматных играх.
Игровая практика.
Решение заданий,
игровая
практика

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

https://m.edsoo.ru/7f4129ea.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Методические материалы для учителя:
1.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И.
Г. Сухин. – М.: Новая школа.
2.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. –
Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова.
3.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Педагогика.
4.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г.
Сухин. – М.: Поматур.
5.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.:
Астрель, АСТ.
6.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес
и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы /
И. Г.
7.
Шахматы в школе. 1 класс. Методические рекомендации /
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение.
Материально-техническое обеспечение:

доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными;

доски шахматные с фигурами (15 комплектов);

интерактивный комплект (мультимедийный проектор, компьютер,
экран);

часы шахматные.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».