ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения (1 класс) составлена на основе требований ФГОС начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и программы развития вида спорта «шахматы» в Российской Федерации. В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации. В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Цель программы: создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Задачи, которые позволяет решить программа подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: – массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; – открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; Образовательные задачи способствуют: – приобретению знаний из истории развития шахмат; – постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; – овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; – освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; – знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; – изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: – представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; – первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: – приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; – воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо-действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; – формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям группами. Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин). XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. Общая характеристика курса Учебный курс «Шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования. «Шахматы» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны. Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: – компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); – возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей. Ценностными ориентирами содержания курса являются: – воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории; – формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; – обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; – развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; – информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» Из истории шахмат Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Базовые понятия шахматной игры Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Практико-соревновательная деятельность Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Планируемые результаты освоения курса Планируемые образовательные результаты Личностные результаты: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через достижения отечественной сборной команды страны на мировых первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматных олимпиад; общения проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры и взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий шахматами; ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении; умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами в шахматах, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий; умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических приемов и соревнований по шахматам; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Предметные результаты: понимание значения шахмат как средства развития общих способностей и повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека; знание правил проведения соревнований по шахматам в учебной, соревновательной и досуговой деятельности; владение правилами поведения и требованиями безопасности при организации занятий шахматами; участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов различных соревнований, фестивалей, конкурсов по шахматам; знание и выполнение тестовых упражнений подготовленности для участия в соревнованиях по шахматам. по шахматной Тематическое планирование, 1 класс (17 ч. – 1 ч. в неделю во 2 полугодии) № Количест во часов 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 Тема занятия (урока) Характеристика основных видов деятельности обучающихся Формы проведения занятий Шахматы – мои друзья. История Знакомство с понятием «Шахматная игра», с Беседа возникновения шахмат историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом Шахматная доска Знакомство с новыми понятием «Шахматная Беседа доска», белыми и черными полями на Практические шахматной доске, угловыми и центральными упражнения полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной доской: новыми Беседа Горизонталь. Вертикаль. понятиями «горизонталь», «вертикаль», Практические Диагональ. «диагональ», закрепление полученных знаний в упражнения динамических шахматных играх. Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», Беседа Шахматная нотация. «диагональ» Знакомство с новым понятием Практические «шахматная нотация», определение «адреса» упражнения шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Шахматные фигуры и начальная Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», Беседа «диагональ» Знакомство с новым понятием Практические позиция. «шахматная нотация», определение «адреса» упражнения шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой «ладья», Беседа Ладья. местом ладей в начальной позиции, способом Практические передвижения ладьи по доске: ход и взятие, упражнения понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в Образовательные ресурсы (включая электронные, цифровые) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. 7 8 9 10 11 12 13 1 1 1 1 1 1 1 Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур. динамических шахматных играх. Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с Беседа новой шахматной фигурой «слон», местом Практические слонов в начальной позиции, объяснить упражнения способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», Беседа местом ферзя в начальной позиции, способом Практические передвижения ферзя по доске: ход и взятие, упражнения закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой «конь», Беседа месторасположением коня в начальной Практические позиции, способом передвижения коня по упражнения доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Знакомство с пешкой, месторасположением Беседа пешки в начальной позиции, способом Практические передвижения пешки по доске: ход и взятие, упражнения закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Знакомство с превращением пешки во все Беседа фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с Практические понятием проходная пешка, закрепить упражнения полученные знания в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой королем, Беседа месторасположением короля в начальной Практические позиции, способом передвижения короля по упражнения доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Знакомство с ценность шахматных фигур, Беседа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК 14 15 16 17 1 1 1 1 Нападение. Взятие. Шах и защита от шаха. Мат. Пат - ничья. Рокировка. Шахматный турнир. сравнительная сила фигур: короля, ферзя, Практические ладьи, слона, коня, пешки, с единицей упражнения измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Знакомство с тактическими приемами, Беседа закрепить полученные знания в динамических Практические шахматных играх. Знакомство с особым ходом упражнения пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. https://m.edsoo.ru/7f4129ea Знакомство с постановкой шаха всеми Беседа фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, Практические способы защиты шаха. Знакомство с целью упражнения шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Знакомство с ничьей, с патом, с условиями Беседа возникновения пата. рокировкой, короткая и Практические длинная рокировки, с условия при которых упражнения рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Игровая практика. Решение заданий, игровая практика Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Методические материалы для учителя: 1. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа. 2. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова. 3. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика. 4. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур. 5. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ. 6. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. 7. Шахматы в школе. 1 класс. Методические рекомендации / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение. Материально-техническое обеспечение: доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными; доски шахматные с фигурами (15 комплектов); интерактивный комплект (мультимедийный проектор, компьютер, экран); часы шахматные. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)