11 Практикум по решению задач 1-3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по решению задач»
для обучающихся 1– 3 классов
Составители: Буркова Е.В. ВКК,
Райкова С.Г. 1 КК,
Кардашина М.Ю. 1КК,
Журавлева Е.И.
Шестова О.В.ВКК,
Вахитова В.В.
Семенова Н.Б.1КК,
Зубарева А.Ю.

Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа практикума по решению задач на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы

начального

общего

образования

ФГОС

НОО,

а

также

ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение способов решения
задач имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им
знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим
языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни. Программа направлена на
достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей
воспитания:
освоение начальных математических знаний – понимание значения
величин и способов их измерения, использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и
практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий;
формирование

функциональной

математической

грамотности

обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
понимании и применении математических отношений («часть – целое»,
«больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
обеспечение математического развития обучающегося – способности к
интеллектуальной

деятельности,

пространственного

воображения,

математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать

аргументацию,

различать

верные

(истинные)

и

неверные

(ложные)

утверждения, вести поиск информации;
становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и
применению

математики,

важнейших

качеств

интеллектуальной

деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
В основе конструирования

содержания

и

отбора планируемых

результатов программы лежат следующие ценности, коррелирующие со
становлением личности обучающегося:
понимание математических отношений выступает средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера);
математические представления о числах, величинах, геометрических
фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
владение

математическим

языком,

элементами

алгоритмического

мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки

рассуждений,

опровергать

или

подтверждать

истинность

предположения).
На уровне начального общего образования математические знания и
умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов
(количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации).
Приобретённые

обучающимся

умения

строить

алгоритмы,

выбирать

рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,

приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение,
называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических
величин

(длина,

сформированной

периметр,

площадь)

функциональной

становятся

грамотности

показателями

обучающегося

и

предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы, представленные по
годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения
обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области
становления личностных качеств и метапредметных действий и умений,
которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение курса отводится 101 час: в 1 классе – 33 часа (1 час в
неделю), во 2 – 3 классе – по 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы предоставляет значительные возможности
для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений
распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои
действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и
действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует
содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа
ориентирована на формирование умений использовать полученные знания
для

самостоятельного

поиска

новых

знаний,

для

решения

задач,

возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в
ходе изучения других школьных дисциплин.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее
последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет
соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного
материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний,
отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности
(при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании
выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных
действий.
Программа курса состоит из таких разделов:
ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа

от

1

выражений;числовые

до

20:

цепочки

составление
и

и

«Круговые

сравнение

числовых

примеры»;

числовые

головоломки и ребусы
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи на сравнение;
комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задания на выявления
закономерностей; задачи на внимание, задачи-шутки

Геометрия на плоскости и в пространстве: сравнение геометрических
фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части;
составление геометрических фигур из частей;увеличение рисунка по
клеткам
Разные задачи: практические задачи с жизненными сюжетами
Взвешивание, перекладывание, геометрическая смесь (составление
различных фигур из счётныхпалочек)
ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа

от

1

до

100:

выражений;упорядочивание

составление

чисел,

числовых

и

сравнение

выражений

числовых

позаданному

правилу; классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям;
числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй»;
выражения с буквой, сравнение таких выражений
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи на сравнение;
комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание,
задачи-шутки, кроссворды
Задания геометрического содержания: взаимное расположение фигур
на плоскости; деление фигур на заданные части и составлениефигур из
заданных

частей;

ориентирование

преобразование
в

пространстве:

фигурпо

заданным

вычерчивание

по

условиям;
рисунку

маршрутадвижения с использованием составленного планапередвижений;
вид одного и того же пейзажа сразных позиций (вид слева, вид справа,
прямо)
Взвешивание, перекладывание, распиливание
Математическая олимпиада
ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа от 1 до 1000:

чётные и нечётные числа; составление

числовыхвыражений с заданным числовым значением;классификация чисел,
числовых

выражений позаданным условиям; сравнение числовых и

буквенных

выражений;

лабиринты,

цепочки,

решение

уравнений;

ребусы,кроссворды,

числовые
задания

головоломки,
«Расшифруй»,

«Магические квадраты»
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи повышенного уровня
сложности: на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические
задачи; старинные задачи; задачи на внимание; задачи-шутки, кроссворды
Разные задачи: практические задачи с жизненными сюжетами, задачирасчеты недостающими данными
Взвешивание, переливание, распиливание
Задания геометрического содержания: вычерчивание геометрических
фигур; делениефигур на заданные части и составление фигур иззаданных
частей;

преобразование

фигур

по

заданным

условиям;

взаимное

расположение кругов на плоскости; составление фигур из счётныхпалочек,
преобразование составленных фигур
Математическая олимпиада
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Личностные результаты:
-

Развитие

любознательности,

сообразительности

при

выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
-

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности

–

качеств весьма важных в практической

деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.

- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
-

Умение

дать

рефлексивную самооценку, умение анализировать свои

действия и управлять ими.
- Приобрести навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-

Дать

установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию ) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться выполнять верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник
,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другу: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
модулей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметные результаты:
-

Использование приобретённых математических знаний для описания и

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
-

Овладение

основами

мышления,пространственного

логического
воображения

и
и

алгоритмического

математической

речи,

основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи
и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами
и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Числа от 1 до 20

Количество часов
Всего

8

Контрольные
работы

0

Практические
работы

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

2

3

Логические задачи (логика и смекалка)

Геометрия на плоскости и в пространстве

16

6

0

0

0

0

Учи.ру — образовательная
онлайн-платформа для
школьников, их родителей и
учителей https://uchi.ru/main
Учи.ру — образовательная
онлайн-платформа для
школьников, их родителей и
учителей https://uchi.ru/main
Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

4

Разные задачи

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3

0

0

33

0

0

«Яндекс Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

2 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Числа от 1 до 100

Количество часов
Всего

12

Контрольные
работы

0

Практические
работы

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

2

3

Логические задачи (Логика и смекалка).

Взвешивание, переливание,
распиливание .

9

3

0

0

0

0

Учи.ру — образовательная
онлайн-платформа для
школьников, их родителей и
учителей https://uchi.ru/main
Учи.ру — образовательная
онлайн-платформа для
школьников, их родителей и
учителей https://uchi.ru/main
Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

4
5

Задания геометрического содержания.
Математическая олимпиада.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

0

0

2

0

1

34

0

1

«Яндекс Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

Яндекс Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

3 КЛАСС

№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Числа от 1 до 1000

Количество часов
Всего

12

Контрольные
работы

0

Практические
работы

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

2

3

Логические задачи

Взвешивание, переливание,
распиливание

10

3

0

0

0

0

Учи.ру — образовательная
онлайн-платформа для
школьников, их родителей и
учителей https://uchi.ru/main
Учи.ру — образовательная
онлайн-платформа для
школьников, их родителей и
учителей https://uchi.ru/main
Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

4

5

Задания геометрического содержания

Разные задачи

5

2

0

0

«Яндекс Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

Образовательная платформа
ЯКласс yaklass.ru «Яндекс
Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

6

Математическая олимпиада.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

0

1

34

0

1

«Яндекс Учебник»
https://education.yandex.ru/main/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика (в 2 книгах), 2 класс/ Александрова Э.И., Общество с
ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Математика (в 2 книгах), 3 класс/ Александрова Э.И., Общество с
ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение «
• Математика (в 2 книгах), 4 класс/ Александрова Э.И., Общество с
ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 Программа занятий интеллектуального клуба познавательной
направленности «Для тех, кто любит математику» М.И. Моро, С.И.
Волковой, УМК «Школа России», Москва: Просвещение
 Пособие «Для тех, кто любит математику», 1–4 классы, М. И. Моро, С.
И. Волковой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика. Реализация требований ФГОС начального общего
образования:
методическое пособие для учителя / Рыдзе О. А., Виноградова Н. Ф.; под
ред. Н. Ф.

Виноградовой. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
РАО», 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/main
https://education.yandex.ru/main/
http://inerneturok.ru/
ЯКласс
http://www.otlichnyk.ru/
http://www.otlichnyk.ru/znayka
http://konkurs-kenguru.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».