3 Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности «Профориентация» для 611 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов элективной деятельности Цель курса внеурочной деятельности «Профориентация» - формирование профессиональной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего. Задачи: 1. Активизировать внутренние психологические ресурсы обучающихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу; 2. Осознать значимость правильного выбора будущей профессии; 3. Развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии; 4. Уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе. Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы: • профориентационные игры; • игровые профессиональные упражнения; 4 • самоописание; • групповая дискуссия; • использование конструктивной обратной связи. В основе программы курса внеурочной деятельности «Профориентация» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа «Профориентация» нацелена на помощь учащемуся: • в освоении надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т. д.). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни; • в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой школьный образовательный маршрут; • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в сфере выбора профессии; • в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности. Это позволит ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома. 5 Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется: • в приоритете личностных результатов реализации программы элективной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания; • в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания; • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детсковзрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается примерной программой воспитания Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Схема проведения занятий по программе: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т п); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Особенностью занятий являются их интерактивность. Место предмета в учебном плане 6 Программа реализуется в работе с учащимися с 6 по 11 класс по 34 часа в год (1 раз в неделю) в рамках курса предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Содержание курса. 6 класс Введение. «Профориентация» (7ч) Знакомство учеников с целями и задачами программы. Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Понятие «профессия». О чём люди думают, прежде всего, когда задумываются о будущей профессии. Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь. Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути. Особенности современного рынка труда страны и региона Профессии прошлого, настоящего, будущего. Профессии членов семей школьников и педагогических работников школы. С чего начать проектирование собственного профессионального пути. Первый выбор, связанный с будущей профессией, который делает школьник после получения аттестата об основном общем образовании. Собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия своего профессионально пути. Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу. Общее и особенное каждой профессии. Что важно для людей любой профессии. Профессиональные и надпрофессиональные навыки. Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных 7 навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в профессии. Профессии, которые ушли в прошлое. Универсальные навыки (13ч) Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека Устная и письменная речь. Нужно ли профессионалу быть грамотны? Общение, как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения. Жесты, мимика, телодвижения как источник информации о человеке (например, для потенциального работодателя). Влияние интонации на слушателя. Эффективная коммуникация. Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила делового этикета. Составление перечня профессий, для представителей которых навык коммуникации является приоритетным Понимание как основа взаимоотношений между людьми. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей. Перечень профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией. О чём говорят поступки человека. Личная страница в соцсетях, как возможность понять других людей Что такое «личное пространство человека». Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека. Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди. Дистанции в общении Нарушение личных границ. Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере. Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта. Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию. Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта. Способы профилактики. Какой я? (14ч.) Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития. Учёт психологических особенностей человека в процессе выбора профессии. Игры, 8 развивающие внимание, память, логику, абстрактное и критическое мышление. Правила командных игр. Профессии, требующие максимальной концентрации внимания. Способность к самопознанию как особенность человека. Возникновение лженаук астрологии и нумерологии как ответ на запрос человека о познании себя. Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого». Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения, темперамент и профессия. Диагностика собственного типа темперамента. Профессии «психолог» и «психотерапевт». Шуточные и серьёзные психологические и профориентационные тесты. О точности их результатов. Экстремальные ситуации и «экстремальные» профессии. Какое впечатление мы производим на людей, и какое впечатление люди производят на нас. Внешняя красота и внутренняя. Проблема неравенства при приёме на работу. Кому и когда важно презентовать себя. На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела. Грамотная речь как ресурс человека. Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить. 7 класс Образовательная траектория (7ч) Ошибки, которые мы совершаем в жизни. Причины ошибок. Ошибка в выборе профессии и её последствия. Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии Пути исправления ошибок. Мотивы выбора профессии. Диагностика собственных мотивов. Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов. Построение траектории собственной жизни. Сегодняшние успехи и достижения. Факторы, влияющие на успех в карьере. Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города 9 Профессиограмма. Примеры профессиограмм, востребованных профессий в регионе. Большая профориентационная игра, как способ конструирования школьником собственного образовательного и профессионального маршрута. Этапы проведения игры. Цели и задачи игры Профессиональные возможности нашего региона (27ч.) Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, возможности трудоустройства после окончания Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона. Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в колледже, беседы, интервью. Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности трудоустройства после окончания вуза Встреча с представителями вузов, куда часто поступают выпускники 11 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы. Поиск нужной информации на сайтах вузов. Обзор ведущих предприятий региона. Профессиональные судьбы людей региона. Встреча с родителями школьников, работающими на предприятиях региона. Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах Проведение экскурсии на одно из предприятий региона. Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью. Мастер-класс тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии. Создание работ к онлайн вернисажу «Лучшая фотография с производства». 10 Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении. Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть интересны школьнику и которые могут помочь в запуске собственного старта. 8 класс . «Примерка» профессий. (4ч) Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника. Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути. Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры. Профессиональная проба — что это такое. (6 ч.) Профессиональная проба «Интервью». Основные направления деятельности журналиста. Профессиональные качества и этика журналиста. Поиск информации и особенности работы корреспондента. Российский закон о праве на частную жизнь. Жанр интервью. Типы интервью: о событии, о личности, о мнении. Подготовка и проведение интервью, обработка информации и подготовка к публикации, комментарии Профессиональная проба «Фитодизайн». (6ч.) Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека и растением. Цели и задачи фитодизайна. Характеристика основных типов интерьера. Температурно-влажностный режим. Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров. Биологическая совместимость растений. Художественноэстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном. Профессиональная проба «Экспозиционер» (5ч) Основные сведения о сфере профессиональной деятельности экспозиционера. Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации. Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы 11 деятельности. Знания в области музееведения, культурологии и истории искусства, способы их приобретения. Группа профессий, связанных с музееведением. Профессиональная проба (13ч) «Станочник», «Строитель», «Инженер», «Слесарь» «Повар», «Учитель», «Воспитатель», и др. профессии по выбору учащихся. Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация». Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. 9 класс. «Что изучает профориентация». (3 часа) Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. Воспитывать интерес к теме выбора профессии. Знакомятся с понятием «образовательная карта». Узнают о средне профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории Свердловской области. Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных заведений. «Кто Я или что Я думаю о себе». (9 часов) Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Профессиограмма. Зарубежная классификация профессий по Дж.Холланду. 12 Понятие «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Понятийный аппарат на уроках и повседневной жизни. Условия труда, требования к работнику. Особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией. Беседа о типах темперамента. Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру. Карточки с описанием типов по И..П. Павлову. Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолютной или относительной профпригодности. Игра «Угадай профессию». Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…». Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии. Модель способностей человека. Лист рефлексии. Структура выбора профессии. Результаты исследований учащегося. Упражнение «Комплимент». Беседа о Я – концепции человека. О том, как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. Модель самооценки человека Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993). Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана . Упражнение «Ты лучший!» Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». (2 часа) Анкета. Перечень типичных ошибок. Карточки с примерами ошибок в выборе профессии. «Интересы и выбор профессии». (7 часов) Структура мотивации по А.Маслоу. Понятийный аппарат. 13 Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к памяти. Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к вниманию. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти. Схема видов мышления человека. Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. Упражнения на развитие образного мышления. Понятие «барьеры», «гибкость мышления». Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности. Материалы книги А. Пиза «Язык телодвижений». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС. ( 9 часов) Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)». Сценарий игры «Кадровый вопрос». Упражнение «Стратегический жизненный анализ». Упражнение «Оперативный жизненный анализ». Упражнение «Тактический жизненный анализ». Упражнение «Письмо самому себе». Коробка счастья. Документы, регламентирующие профильное обучение в школе. Анкета на выявление предпочтений, учащихся в выборе профиля обучения. Анкета «Ориентация». Тест «Карта интересов» Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. «Лестница карьеры». (4 часа) Беседа о понятии «карьера». Схема видов карьерного роста. Варианты плана карьеры. 14 Схема написания резюме. Варианты резюме Схема написания резюме. Варианты резюме. Протоколы индивидуальной консультации. 10 класс. Что такое профориентация (1 ч.) Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации. Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, районе (1 ч.) Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в РФ. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов, а также визитные карточки градообразующих предприятий. Теоретические аспекты профориентации (2 ч.) Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности. Диагностические методики: ДДО. Профориентационная игра: «Ассоциации». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Анализ профессий (2 ч.) Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках 15 профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. Практическая работа: составление формул профессий. Профориентационная игра: «Угадай профессию». Профессия, специальность, специализация, квалификация. (2ч.) Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», квалификация». Характеристика труда (1 ч.) Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса. Характера и условий труда различных профессий. Классификация профессий (2 ч.) Основные теоретические сведения Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 ч.) Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Здоровье и выбор профессии (2 ч.) Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда. 16 Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Профессиональный тип личности (2 ч.) Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии (2 ч.) Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. «Определение типа темперамента», методика Айзенка – диагностика (2 ч.) Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Типология профессий (6ч.) Типология профессий по Клинову. Профессии типа человек-человек, человек-природа, человек-знаковая система, человек- техника, человек художественный образ. Профессиональная перспектива (1 ч.) Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость. Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание». Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 ч.) Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. 17 Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства. Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос». Обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента). Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий. Мотивы выбора профессии (1 ч.) Интерес. Соответствие возможностям. Спрос на рынке труда. Престижность. Хорошие условия. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры (2ч.) Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление. Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики). Учреждения профессионального и высшего образования. Государственные образовательные стандарты. (2 ч.) Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. (1 ч.) Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать. Основные понятия и определения. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). (1 ч.) Основные теоретические сведения 18 Состояние регионального рынка труда будет зависеть еще и от других факторов. На основе различных статистических данных, которыми занимаются специальные службы.Личный профессиональный план . (1 ч.) Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»). 11 класс Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») (1 ч.) Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей (4 ч.) Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») (2 ч.) Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» (2 ч.) Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со 19 своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»). Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии (3 ч.) Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Понятие карьеры. Виды карьеры. (2 ч.) Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Профессиональный рост. (1 ч.) Основные теоретические сведения Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели собственной будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста. Самооценка, ее роль в жизни. (2 ч.) Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор). «Современный рынок труда и его требования к профессионалу» (2 ч.) Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет. Имидж и этикет современного делового человека (2 ч.) Имидж, этикет современного делового человека. Понятие о дресс – коде. Профориентационная игра «Вакансия». (1 ч.) 20 Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. (2 ч.) Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы. Профессиональная перспектива (3 ч.) Знакомство с предприятиями и учебными заведениями города и области. (5 ч.) Защита эссе «Моя будущая профессия». (2 ч.) Итоговые занятия. Планируемые результаты: I. Личностные: потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности; в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города; способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников; умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы; об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе; о принятых в обществе нормах поведения и общения; 21 об основах здорового образа жизни; развитие ценностного отношения подростков к труду. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей; умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах); формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта. Познавательные: навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями; критическое оценивание содержания и форм современных текстов; овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе; приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи; умение находить общее решение и разрешать конфликты; о правилах конструктивной групповой работы; 22 опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности; соблюдение норм публичной речи в процессе выступления. III. Предметные Обучающиеся научатся: владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; приобретение опыта исследовательской деятельности; Обучающиеся получат возможность научиться: участвовать в исследовательских работах; знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; иметь представление о правилах проведения исследования; получение первоначального опыта самореализации. С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня: 1. Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); 2. Мотивационно-Ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); 3. Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов). 23 Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно подростка социально полезного приемлемых действия, формирование у моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации: 24 • на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях; • на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда. Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом. Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социальнозначимые акции в классе, школе. исследовательские работы, социальнозначимые акции в социуме (вне ОУ) Формы контроля: 1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. 2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу.» 3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем 25 архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, конференция. ролевые игры, школьная научно-практическая 26 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС. Наименование разделов и тем программы № п/п 1 2 Профориентация Универсальные навыки 3 Какой я? ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Контрольные работы Практические работы 7 0 1 13 0 3 13 0 3 34 0 7 Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС. № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Образовательная траектория Количество часов Всего 7 Контрольные работы Практические работы 0 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 27 Профессиональные возможности нашего региона ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС. № п/п Наименование разделов и тем программы «Примерка» профессий Профессиональная проба-что это 2 такое? Профессиональная проба3 Фитодизайн. Профессиональная проба4 Экспозиционер. 5 Профессиональная проба. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 27 0 3 34 0 4 Количество часов Контрольные работы Практические работы 4 0 1 6 0 1 6 0 1 5 0 1 13 0 2 34 0 6 Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 28 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС. Количество часов № Наименование разделов и Контрольные п/п тем программы Всего работы Практические работы «Что изучает 1 2 3 профориентация». «Кто Я или что Я думаю о себе». Практическая диагностика «Ошибки в выборе 3 0 0 9 0 3 2 0 3 7 0 1 9 0 3 профессии». (1 час) «Интересы и выбор профессии». Диагностика коммуникативных и 4 организаторских способностей. Методика КОС. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 29 «Лестница карьеры». 4 0 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 11 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС. № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Что такое профориентация Количество часов Контрольные работы Практические работы 1 0 0 1 0 0 Всего Рынок образовательных услуг и 2 рынок труда в городе, районе. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 30 Тема 3. Теоретические аспекты 3 профориентации. 2 0 0 Анализ профессий 2 0 1 Профессия, специальность, 4 специализация, квалификация. 2 0 1 5 Характеристика труда 1 0 1 6 Классификация профессий 2 0 1 Основные подходы к 7 индивидуальному выбору профессии 2 0 0 8 Здоровье и выбор профессии 2 0 1 9 Профессиональный тип личности 2 0 0 2 0 1 2 0 1 Что такое темперамент. Влияние 10 темперамента на выбор профессии «Определение типа темперамента», 11 методика Айзенка – диагностика 31 12 Типология профессий 6 0 1 13 Профессиональная перспектива 1 0 0 14 Деловая игра «Кадровый вопрос» 1 0 0 15 Мотивы выбора профессии (1 ч.) 1 0 0 2 0 1 2 0 0 1 0 0 1 0 0 Навыки самопрезентации. Основы 16 технологической культуры Учреждения профессионального и высшего образования. 17 Государственные образовательные стандарты. Информация, необходимая при 18 выборе учебного заведения. Основные понятия и определения. 19 Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). 32 20 Личный профессиональный план. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. № п/п Наименование разделов и тем программы 1 0 0 34 0 9 Количество часов Контрольные работы Практические работы 1 0 0 4 0 0 Всего Склонности и интересы в 1 профессиональном выборе («хочу») Возможности личности в профессиональной деятельности 2 («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 33 Рынок труда. Потребности рынка 3 труда в кадрах («надо») 2 0 0 2 0 1 0 1 «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе 4 3 профессии. Рекомендации по выбору профессии Понятие карьеры. Виды карьеры. (2 5 ч.) 2 0 1 6 Профессиональный рост. 1 0 1 7 Самооценка, ее роль в жизни. 2 0 0 2 0 1 «Современный рынок труда и его 8 требования к профессионалу» 34 Имидж и этикет современного 9 делового человека Профориентационная 10 2 0 0 1 0 1 игра «Вакансия». Встречи с людьми востребованных 11 рабочих профессий. 2 0 1 12 Профессиональная перспектива 3 0 1 13 Профессиональная перспектива 3 0 0 5 0 0 2 0 0 34 0 9 Знакомство 14 учебными с предприятиями заведениями города и и области. Защита эссе «Моя будущая 15 профессия». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 35 Поурочное планирование 6 класс № п/ п Наименование разделов и тем программы 1 Начало пути к выбору профессии . 2 Начало пути к выбору профессии. 3 4 5 Мои сегодняшние профессиональные предпочтения. Мои сегодняшние профессиональные предпочтения Мои сегодняшние профессиональные предпочтения Вс его Количество часов Контрольн Практическ ые работы ие работы Форма проведени я Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Профориентация беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 тест 1 0 0 http://www.imaton.ru опрос 1 0 0 36 6 7 Что важно для человека любой профессии. Что важно для человека любой профессии. тест 1 0 0 http://www.imaton.ru беседа 1 0 1 Универсальные навыки 1 2 3 Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека . Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека. Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека. беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 1 37 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Понимание, как основа взаимоотношений между людьми. Понимание, как основа взаимоотношений между людьми. Развитие эмпатии. Моё личное пространство . Моё личное пространство . Конфликт и негативные эмоции. Конфликт и негативные эмоции. Влияние профессии на здоровье человека. Влияние профессии на здоровье человека. беседа 1 0 0 тест 1 0 0 1 0 1 1 0 0 беседа беседа 1 0 0 беседа беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 http://www.metodkabi.net.ru/index.php? id=2 38 13 1 2 3 4 5 6 Влияние профессии на здоровье человека. Темперамент. Память Внимание. Темперамент. Память Внимание. Особенности мышления. Понимание себя как одно из условий успешного профессиональног о самоопределения. Понимание себя как одно из условий успешного профессиональног о самоопределения. Понимание себя как одно из условий успешного профессиональног тест 1 0 1 Какой я? тест 1 0 0 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа http://www.profor.ru/ беседа 1 0 0 http://festival.1september.ru беседа 1 0 1 беседа 1 0 0 39 7 8 9 10 11 12 13 14 о самоопределения . Секреты восприятия . Секреты восприятия . Умение видеть слабые и сильные стороны свои и других. Умение видеть слабые и сильные стороны свои и других. Первый опыт самопрезентации .. Первый опыт самопрезентации . Умение показать себя с лучшей стороны. Умение показать себя с лучшей стороны. 1 0 0 беседа 1 0 0 опрос беседа 1 0 0 беседа 1 0 1 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 0 Игравикторина 1 0 тест 1 0 1 40 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 7 Поурочное планирование 7 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Форма проведения Образовательная траектория беседа 1 Ошибки, которые мы совершаем 1 0 0 2 Ошибки, которые мы совершаем 1 0 0 1 0 0 опрос 1 0 0 беседа 3 4 Ошибки, которые мы совершаем Ориентация на собственное будущее беседа Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://vshp.onlin e/blog/12istoriyauspeha10samyhizvestnyhlyudeymira 41 5 6 7 как залог сегодняшних успехов Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Большая профориентационная игра. Большая профориентационная игра. беседа 1 1 1 0 0 0 0 0 Игравикторина 1 Игравикторина Профессиональные возможности нашего региона 1 2 Учреждения среднего профессиональн ого образования нашего Региона. Учреждения среднего профессиональн ого образования нашего региона беседа 1 0 https://proektoria. online/lessons 0 беседа 1 0 0 42 3 4 5 6 7 Учреждения среднего профессиональн ого образования нашего региона Обогащение кругозора, развитие умения ориентироваться в большом потоке информации. Обогащение кругозора, развитие умения ориентироваться в большом потоке информации. Обогащение кругозора, развитие умения ориентироваться в большом потоке информации. Обогащение кругозора, развитие умения ориентироваться в беседа 1 0 1 беседа 1 0 0 беседа 1 0 https://proektoria. online/lessons 0 беседа 1 0 1 беседа 1 0 0 43 8 9 10 11 12 13 14 15 большом потоке информации. Обзор учреждений высшего профессионального образования региона Обзор учреждений высшего профессионального образования региона Обзор учреждений высшего профессионального образования региона Обзор ведущих предприятий нашего региона. Обзор ведущих предприятий нашего региона. Потребность кадров в нашем регионе. Потребность кадров в нашем регионе. Экскурсия в колледжы. опрос 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 1 0 1 беседа 1 0 0 опрос 1 0 0 экскурсия https://onlinetestp ad.com/ru/test/17 903umeete-livyslushat 44 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Экскурсия в колледжы. Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий. Промышленные предприятия региона . Промышленные предприятия региона . Научные предприятия региона . Научные предприятия региона . Экскурсии на производство Экскурсии на производство Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении 1 0 0 экскурсия беседа 1 0 0 1 0 0 1 0 1 беседа беседа беседа 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 беседа Интерактивная экскурсия Интерактивная экскурсия тест https://infourok.ru /testkonfliktnayalivilichnost756706.html 45 25 26 Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении Итоговое занятие. 27 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 1 0 0 34 0 7 тест Поурочное планирование 8 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Форма проведения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 46 Примерка профессий. беседа 1 Как «примерить» профессию 1 0 0 2 Как «примерить» профессию 1 0 0 3 Изучение мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков. 4 Изучение мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков. 1 0 Профессиональная проба «Интервью» 1 Профессиональная проба-что это такое? тест 0 0 1 беседа беседа 1 0 0 тест 0 https://vshp.onlin e/blog/12istoriyauspeha10samyhizvestnyhlyudeymira 47 2 3 4 5 6 Профессиональная проба «Интервью» Основные направления деятельности журналиста. Профессиональные качества и этика журналиста. Поиск информации и особенности работы корреспондента. Российский закон о праве на частную жизнь. Жанр интервью. Типы интервью: о событии, о личности, о мнении. Подготовка и проведение интервью, обработка информации и подготовка к 1 0 1 тест беседа 1 0 https://proektoria. online/lessons 0 беседа 1 1 0 0 0 1 Игравикторина беседа 1 0 0 48 публикации, комментарии. 1 2 3 4 Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека и растением. Цели и задачи фитодизайна. Характеристика основных типов интерьера. Температурновлажностный режим. Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров. Биологическая совместимость растений. Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических Профессиональная проба-Фитодизайн. беседа 1 0 0 беседа 1 0 1 http://festival.1september.ru беседа 1 0 0 опрос 1 0 0 49 5 6 1 растений в основных типах интерьеров. Биологическая совместимость растений. Художественноэстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном. Художественноэстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном. Основные сведения о сфере профессиональной деятельности беседа 1 0 0 тест 1 0 0 Профессиональная проба –Экспозиционер. беседа 1 0 0 https://onlinetestp ad.com/ru/test/17 903umeete-livyslushat 50 2 3 4 экспозиционера. Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации. Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности. Знания в области музееведения, культурологии и истории искусства, способы их приобретения. Группа профессий, связанных с беседа 1 0 1 Интерактивная игра 1 0 0 беседа 1 0 0 https://proektoria. online/lessons музееведением. Группа 5 профессий, связанных музееведением. с беседа 1 0 0 Профессиональная проба. 51 1 Профессиональная проба «Станочник» 1 0 0 2 Профессиональная проба «Строитель» 1 0 1 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 3 4 5 6 7 Профессиональная проба «Слесарь» Профессиональная проба « Повар» Профессиональная проба «Учитель» Профессиональная проба «Воспитатель» Профессиональная проба «Плотник» проба « Дизайнер» 9 Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. беседа беседа 1 0 0 беседа 1 0 1 Профессиональная 8 беседа тест 1 0 0 опрос 1 0 0 52 10 Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. 11 Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация». 12 Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация». 13 Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ беседа 1 0 0 тест 1 1 0 0 0 0 Игравикторина https://profitwork s.com.ua/testy/tes tnagotovnostshkolnikovkvyboruprofessii беседа 1 0 1 34 0 8 Поурочное планирование 9 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Форма проведения Электронные (цифровые) 53 образовательные ресурсы Что изучает профориентация? беседа 1 Профориентация: от сбора информации до выбора профессии. 1 0 0 2 Что изучает профориентация 1 0 0 3 Рынок образовательных услуг и рынок труда в Свердловской области. 1 2 3 4 Кто Я или что Я думаю о себе. Классификация профессий. Классификация профессий. Формула профессии. Анализ профессии. https://vshp.onlin e/blog/12istoriyauspeha10samyhizvestnyhlyudeymira беседа тест 1 1 0 0 «Кто Я или что Я думаю о себе». Игра0 0 викторина 1 0 1 1 0 0 1 0 0 беседа беседа беседа https://proektoria. online/lessons 54 5 6 7 8 9 1 2 3 Практическая работа по анализу профессии. Здоровье и выбор профессии Роль темперамента в выборе профессии. Характер и моя будущая карьера. Практическая работа по самоанализу своих способностей. Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». Интересы и выбор профессии. Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть 1 0 1 опрос 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 1 беседа 0 Практическая работа 1 0 Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии» беседа 1 0 0 1 0 1 Способности к запоминанию. беседа беседа 1 0 0 беседа внимательным. 4 http://profguide.ru/ 1 0 0 55 Человеческие возможности выборе 5 беседа при профессии. Способность 1 0 https://profitwork s.com.ua/testy/tes tnagotovnostshkolnikovkvyboruprofessii 0 оперировать пространственными представлениями. 1 Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности. 2 Человек среди людей. Способность к коммуникации. «Интересы и выбор профессии». 1 0 беседа 0 беседа 1 0 1 http://profguide.ru/ 56 3 4 5 6 Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) Деловая игра «Кадровый вопрос». Стратегия выбора профессии. Твой профильный класс. О предпочтениях в тест 1 0 0 1 0 0 Деловая игра 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа опрос выборе будущей 7 профессии, профиля 1 0 1 обучения. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. 1 Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной тест 1 0 0 57 2 деятельности. Анкета «Ориентация». Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». беседа 1 0 0 3 Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. 4 Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. 1 0 0 5 Лестница карьеры. 1 0 1 http://www.profvibor.ru/ беседа 1 0 0 беседа беседа 58 6 Практическая работа по написанию резюме. 1 0 0 7 Тренинг «Перекресток». 1 0 0 8 О предпочтениях и трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения. 9 Итоговый урок. Эссе «Кем и каким я хочу стать» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практическая работа тест http://www.profvibor.ru/ беседа 1 0 0 тест 1 0 1 34 0 9 Поурочное планирование 10 класс № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Что такое профориентация. Количество часов Всего 1 Контрольные Практические работы работы 0 0 Форма проведения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы беседа https://vshp.onlin e/blog/12istoriyauspeha10samyhizvestnyhlyudeymira 59 3 Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, районе. Теоретические аспекты профориентации. 4 2 беседа 1 0 0 тест 1 0 0 Теоретические аспекты профориентации. 1 0 0 Игравикторина 5 Анализ профессий. 1 0 1 беседа 6 Анализ профессий. 1 0 0 беседа 7 Профессия, специальность. 1 0 0 8 Специализация, квалификация. 1 0 1 9 Характеристика труда. 1 0 0 10 Классификация профессий. 1 0 0 11 Классификация профессий. 1 0 1 https://proektoria. online/lessons беседа опрос беседа беседа беседа http://www.profvibor.ru/ 60 12 Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. 13 Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. 1 0 0 14 Здоровье и выбор профессии. 1 0 1 3 Здоровье и выбор профессии. 1 0 0 15 Профессиональный тип личности. 1 0 0 16 Профессиональный тип личности. 1 0 0 17 Что такое темперамент. 1 0 0 18 Влияние темперамента на выбор профессии. 1 0 1 19 Определение типа темперамента. 1 0 0 Практическая работа беседа 1 0 0 беседа беседа беседа беседа беседа беседа тест 61 20 Определение типа темперамента. Методика Айзенка. Диагностика. 1 0 0 21 Типология профессий. 1 0 0 22 Характеристика профессий типа «Человек-человек». 23 Характеристика профессий типа «Человек-природа». 24 Характеристика профессий типа «Человек - знаковая система». 25 Характеристика профессий типа «Человек - техника». 26 Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Деловая игра беседа беседа 1 0 0 опрос 1 0 1 тест 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 62 27 Профессиональная перспектива. 1 0 0 28 Деловая игра «Кадровый вопрос». 1 0 1 29 Мотивы выбора профессии 1 0 0 30 Навыки самопрезентации. 1 0 0 31 Основы технологической культуры. 32 Учреждения профессионального и высшего образования 33 Государственные образовательные стандарты. Информация, необходимая при выборе учебного заведения 34 Основные понятия и определения. Региональный рынок беседа беседа Практическая http://festival.1september.ru работа тест беседа 1 0 0 тест 1 0 1 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 63 труда (особенности и тенденции развития). ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 9 Поурочное планирование 11 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Форма проведения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 64 1 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). 2 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). 1 0 0 3 Специальные способности. 1 0 0 4 Профпригодность. 1 0 0 1 0 1 1 0 0 5 6 7 Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). беседа 1 0 0 https://vshp.onlin e/blog/12istoriyauspeha10samyhizvestnyhlyudeymira беседа тест Игравикторина беседа беседа беседа 1 0 0 https://proektoria. online/lessons 65 8 «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки. 9 «Выбираю»: выбор профессии на основе анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». 10 Мотивационные факторы выбора профессии. 1 0 0 11 Ошибки при выборе профессии. 1 0 1 12 Рекомендации по выбору профессии. 1 0 0 Практическая работа 13 Понятие карьеры. 1 0 0 беседа 14 Виды карьеры. 1 0 1 беседа 15 Профессиональный рост. 1 0 0 16 Самооценка. 1 0 0 опрос 1 0 1 беседа 1 0 0 беседа беседа беседа беседа http://www.profvibor.ru/ 66 17 Самооценка, ее роль в жизни. 1 0 0 18 Современный рынок труда. 1 0 0 19 Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 20 Имидж современного делового человека. 1 0 0 21 Этикет современного делового человека. 1 0 0 22 Профориентационная игра «Вакансия». 1 0 0 23 Встреча с людьми востребованных рабочих профессий. 24 Встреча с людьми востребованных профессий. беседа беседа беседа 1 0 1 тест Деловая игра беседа беседа 1 0 0 опрос 1 0 1 http://festival.1september.ru 67 25 Практическая работа по написанию резюме. 26 Как подготовиться к собеседованию с работодателем. 27 Определение организаторских и коммуникативных способностей. 28 Знакомство с предприятиями города. 29 Знакомство с предприятиями области. 30 Знакомство с учебными заведениями города. 31 Знакомство с учебными заведениями области. тест 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 0 0 беседа 1 1 0 0 1 0 Практическая работа тест 1 0 0 68 32 Выбор места учебы и его аргументация. 1 0 0 33 Защита эссе «Моя будущая профессия». 1 0 1 34 Защита эссе «Моя будущая профессия». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 34 0 9 беседа http://festival.1september.ru тест беседа Литература. 1. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005 2. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект», 2006. 4. Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004. 4. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. 5.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Изд-во «Просвещение», 1996. - С. 276 - 333. 69 6.Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005. 7.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000. – С.283-427. 8.Профориентация. – Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005. 9.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. 10.Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2006