34 ВД Основы менеджмента, основы юриспруденции, основы предпринимательской деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по истории для 10 классов
«Основы
менеджмента,
основы
юриспруденции,
основы
предпринимательской деятельности» разработана на основании рабочей
программы по обществознанию. Содержание программы отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от
обучающихся дополнительных обществоведческих знаний. Тематика задач
и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные исторические факты,
способные дать простор воображению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы менеджмента, основы юриспруденции,

основы предпринимательской деятельности»

Место предмета «Обществознание» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. Обществознание представляет собирательную картину жизни
людей, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
Для успешного функционирования в обществе нужно уметь
использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач
в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять,
интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с
разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
другими, действовать в ситуации неопределенности.
ЦЕЛИ

ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

менеджмента,
основы
юриспруденции,
предпринимательской деятельности»

«Основы

основы

Преподавание менеджмента в школе – в определенной мере дань требованиям,
выдвигаемым условиями жизни. Современному человеку, бесспорно, необходимо
иметь представление о функции управления, проблемам взаимодействия людей в
организации, вопросам само менеджмента и делового общения, а главное, иметь
компетентность в общении и проблеме собственного трудоустройства.

Переход к рыночной экономике требует создания соответствующих
экономических, финансовых и управленческих структур, но и при этом
формирования нового поколения грамотных людей в плане управленческой и
организационной деятельности: специалистов профессионалов и широкого слоя,
восприимчивых к рыночной экономике граждан. Из этого следует, образования
специфической среды, необходимой для нормального развития рыночных и
организационно-деловых отношений в стране

МЕСТО

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«Основы менеджмента,

основы юриспруденции, основы предпринимательской
деятельности» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса внеурочной деятельности в 10 классах отводится 34 часа
(1 час в неделю). Наряду с традиционными формами проведения уроков
обязательным является широкое использование активных форм обучения
(работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных
ситуаций,
презентации
проектов,
деловые
игры).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия.
Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии Основные методы
планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия.
Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования
предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального
назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования
предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование
финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования
трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки.
Показатели
эффективности
использования
материальных
ресурсов:
материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов.
Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия:
платёжеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия.
Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический
эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая,
внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды
бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса.
Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах
бухгалтерских операции.
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты
управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные
функции и направления маркетинговых исследовании. Концепции маркетинга.
Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и
послегарантийный
сервис.
Маркетинговое
планирование.
Личность
предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы.
Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования
к рекламе.
Понятие
о
предпринимательском
праве,
правовая
грамотность
предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей:
уголовная, административная дисциплинарная. Обучение предпринимательству в
зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии и Франции. Самоменеджмент
предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса
самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и
внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов
и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем
в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

№

Тема

Количество
часов

Форма
проведения
занятия

Примечание

Раздел 1. : ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Основы права и
профессиональной
деятельности

1

2

Организационноправовые основы
управленческой
деятельности.

1

3

Правовые основы
предпринимательск
ойдеятельности.

1

4

Гражданско-правовые
договоры в сфере
профессиональной
деятельности.

1

5

Правовое регулирование
отношений в сферетруда.

1

6

Юридическая
ответственность за
правонарушения в
профессиональной
деятельности.

1

Итого по разделу
6

7

Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа

6
Раздел 2. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
Цели
и
задачи
1
Эвристическая
предпринимательской
беседа,
деятельности
индивидуальная и
групповая работа
Ресурсы
2
Эвристическая
предприятий
беседа,
индивидуальная и
групповая работа

8

Себестоимость
продукции

2

9

Финансовая
деятельность на
предприятии

2

10

Инвестиционная
деятельность
предприятия

2

Итого по разделу

9

11 Менеджмент

7

12 Маркетинг

6

Итого по разделу
Итого по курсу

13
34

Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа

Раздел 3. менеджмент и маркетинг
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа
Эвристическая
беседа,
индивидуальная и
групповая работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Азимов Л.Б. Преподавание курса "Ведение в экономику": Пособие
для учителя - М.: Вита - Пресс, 1998
2. Гудырин С. Н. Основы маркетинга: Учебное пособие для 10 - 11 кл. М.: Вита - пресс, 2003
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. М.: «Дело».
1992.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М., 1995
5. Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. – М.: ВИТАПРЕСС,
2003.
6. Основы экономической теории: Учебник для 10- 11 классов. Под ред.
С. Иванова.- М, 2004
7. Равичев С. В. и др. Задачи по экономике с решениями. М.,1999
8. Розанова Н. М. Моя фирма: Учебное пособие для 8- 9 классов - М.:
Вита - Пресс, 2006
9. Черняк В. З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11
кл.- М., 2002
10. ШибуковА. А. и др. Основы предпринимательства.- Учебное пособие
для студентов.- Коломна,2003


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».